Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).
методическая разработка (средняя группа) по теме
Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и занятий (палочки Кюизенера, игры Никитина). Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, для чего я использую упражнения артикуляционной гимнастики, физкультурные упражнения для кистей рук, лепку из пластилина и потешки с пальчиками. Считаю необходимым обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики. Палочки Кюизенера в ходе игры и игровых занятий, знакомят детей с величиной, геометрическими фигурами, упражняют в ориентировке в пространстве и знакомят детей с понятием числа. Я применяю элементы методики мнемотехники при обучении детей математике, знакомству с буквами и развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
дополнительного образования «Развивалочка»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста).
Воспитатель:
Шекалина Марина Ремовна
Санкт – Петербург
2009г.
Программа
дополнительного образования «Развивалочка»
воспитателя Шекалиной Марины Ремовны направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и занятий (палочки Кюизенера, игры Никитина).
Пояснительная записка к программе.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно - образное. В игре ребенок усваивает новые знания, учится оперировать предметами и пособиями, познавая их свойства и качества. Я строю свою деятельность на основе игровых методов и приемов. Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, для чего я использую упражнения артикуляционной гимнастики, физкультурные упражнения для кистей рук, лепку из пластилина и потешки с пальчиками. Считаю необходимым обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики. Палочки Кюизенера в ходе игры и игровых занятий, знакомят детей с величиной, геометрическими фигурами, упражняют в ориентировке в пространстве и знакомят детей с понятием числа.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Для речевого развития детей данного возраста характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, освоение норм звукопроизношения. На занятиях, я применяю элементы методики мнемотехники при обучении детей математике, знакомству с буквами и развитию речи.
Цель: Обеспечение познавательного развития личности ребёнка, с использованием развивающих игр и элементов мнемотехники.
Задачи четвёртого года жизни:
- Знакомство с гласными звуками и буквами, их обозначающими,
- Укрепление мелкой моторики,
- Развитие внимания и памяти,
- Знакомство со счётом и цифрами, в пределах 5.
Задачи пятого года жизни:
- Знакомство с согласными звуками и буквами, их обозначающими,
- Укрепление мелкой моторики,
- Развитие внимания и памяти,
- Знакомство со счётом и цифрами, в пределах 10.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
- Обучение детей приёмам мнемотехники,
- Использование развивающих игр и занятий (палочки Кюизенера, игры Никитина).
Программа разработана для детей от 3 до 5 лет. Занятия проводятся вне времени, отведённого для занятий по основной образовательной программе, в пределах режима работы детского сада, во второй половине дня. Программа включает в себя 32 занятия в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия регламентируется возрастом детей.
К концу первого года обучения дети должны:
- Слышать гласный звук в слове, называть предметы с заданным звуком, правильно произносить гласные звуки, определять, есть ли заданный звук в слове;
- Узнавать гласные буквы, уметь обвести и закрасить их, определять на ощупь, уметь выразительно читать стихи о буквах;
- Уметь группировать предметы по цвету и величине, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, иметь представление об образовании чисел в пределах 5;
- Знать несколько мнемотехнических методов («фотоаппарат», « волшебный круг», « прятки»).
К концу второго года обучения дети должны:
- Слышать звук в слове, определять – с какого звука начинаются слова, придумывать слова на заданный звук;
- Узнавать согласные буквы, уметь обвести и закрасить их, определять на ощупь, уметь выразительно читать стихи о буквах;
- Иметь представление о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами;
- Уметь моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–5 деталей по образцу;
- Знать несколько мнемотехнических методов («коллаж», «волшебный квадрат», «повтори движение»).
Формы подведения итогов: обобщающие занятия по изученным темам.
Данная образовательная программа включает в себя следующие темы:
Первый год обучения:
- Знакомство с гласными звуками и буквами, их обозначающими (20),
- Укрепление мелкой моторики (4 занятия),
- Развитие внимания и памяти (4 занятия),
- Знакомство со счётом и цифрами, в пределах 5 (4 занятия).
Второй год обучения:
- Знакомство с согласными звуками и буквами, их обозначающими (23 занятия),
- Укрепление мелкой моторики (3 занятия),
- Развитие внимания и памяти (3 занятия),
- Знакомство со счётом и цифрами, в пределах 10(6 занятий).
Содержание дополнительной образовательной программы.
Первый год обучения:
№п/п | Тема | Месяц | Неделя | Содержание |
1. | Ознакомление со звуком «а». | октябрь | 1 | Д/упр. «Баюканье куклы», «Скажи «а», «Не разбуди Катю», п/ игра «Ручками захлопали…», |
2. | Знакомство с буквой «а». | 2 | «На что похожа буква?», «Из каких частей состоит», «Составь из палочек», «Вылепи из пластилина», | |
3. | Ознакомление со звуком «у». | 3 | д/и «Где позвонили?», «Позови паровоз», «Ауканье», д/упр. «Дует ветер». | |
4. | Знакомство с буквой «у». | 4 | «На что похожа буква?», « Сравни с другими буквами», «Найди такую же среди других», | |
5. | Ознакомление со звуком «и». | ноябрь | 1 | д/и «Угадай, что звучит», «Угадай, на чём играют», «Покажи и назови», п/и «Лошадки» |
6. | Знакомство с буквой «и». | 2 | «На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина», | |
7. | Ознакомление со звуком «ы». | 3 | д/и «Пароход», «Мышки – мишки», п/и «Козлята и волк», | |
8. | Знакомство с буквой «ы». | 4 | «На что похожа буква?», «Составь из палочек», | |
9. | Знакомство с палочками Кюизенера | декабрь | 1 | Сравнение по длине, классификация по длине и цвету, упражнение в счёте, д/и «Сушим полотенца», |
10. | Ознакомление со звуком «э». | 2 | д/и «Одуванчик», «Кто в домике живёт?», «Кто внимательный?», «Разрезные картинки», | |
11. | Знакомство с буквой «э». | 3 | «На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина», | |
12. | Развивающая игра «Обезьянка» | 4 | Развитие внимания, умения точно скопировать образец, | |
13. | Ознакомление со звуком «о». | январь | 1 | д/и «У Ляли болят зубы», |
14. | Знакомство с буквой «о». | 2 | «Обведи и закрась», «Составь из палочек», | |
15. | Знакомство с палочками Кюизенера | 3 | Сравнение по длине и обозначение словами результата сравнения, образование числа 2, цифры 1 и 2, | |
16. | Развивающая игра «Сложи узор» | 4 | Развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию | |
17. | Ознакомление со звукосочетанием «йа» | февраль | 1 | д/и «Ослик потерялся», «Чья вещь?», «Угадай что (кто) это?», |
18. | Знакомство с буквой «я». | 2 | «На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина», | |
19. | Знакомство с палочками Кюизенера | 3 | Моделирование предмета из четырёх палочек, сравнение по высоте, количественный и порядковый счёт | |
20. | Развивающая игра «Рамки и вкладыши Монтессори» | 4 | Знакомит с геометрическими фигурами, с их положением на плоскости, готовит детей к овладению письмом | |
21. | Ознакомление со звукосочетанием «йу» | март | 1 | д/и «Оля заболела», «Разложи картинки», «Угадай, кому что?», |
22. | Знакомство с буквой «ю». | 2 | «На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина», | |
23. | Развивающая игра «Сложи квадрат» | 3 | Развитие анализа и синтеза, знакомство с цветом, | |
24. | Приёмы мнемотехники | 4 | д/и «Рисуем слово», «Рисуем цепочку из слов», | |
25. | Ознакомление со звукосочетанием «йо» | апрель | 1 | д/и «Телефон», «Где сова?», «Запомни, что я сказал», |
26. | Знакомство с буквой «ё». | 2 | «На что похожа буква?», «Составь из палочек», «Обведи и закрась», | |
27. | Знакомство с палочками Кюизенера | 3 | Образование числа 3, 4, цифра 3, 4, учить считать в пределах 3, 4, ориентировка в пространстве, | |
28. | Приёмы мнемотехники | 4 | Развитие способности видеть и запоминать увиденное, д/и «Фотоаппарат», «Волшебный круг», «Прятки», | |
29. | Ознакомление со звукосочетанием «йэ» | май | 1 | д/и «Слушай внимательно», «О чём рассказали картинки?», |
30. | Знакомство с буквой «е». | 2 | «На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина», «Обведи и закрась», | |
31. | Знакомство с палочками Кюизенера | 3 | Образование числа 5, цифра 5, сравнение предметов по длине, преобразование конструкции предмета, | |
32. | Развивающая игра «Точечки» | 4 | Развитие математического мышления, обучение счёту, |
Содержание дополнительной образовательной программы.
Второй год обучения:
№ п/п | Тема | Месяц | Неделя | Содержание |
1. | Ознакомление со звуками «а, у, и, о, ы, э». | сентябрь | 3 | д/и «Ауканье», «У Ляли болят зубы», «Пароход», «Кто внимательный?», п/и «Лошадки», |
2. | Знакомство с буквами «а, у, и, о, ы, э». | 4 | Учить находить буквы «а, у, и, о, ы, э» на кубиках и называть их, буквосочетания «ау», «уа», | |
3. | Ознакомление со звуками «йа, йу, йо, йэ». | октябрь | 1 | д/и «Чья вещь?», «Кто что делает?», «Телефон», «Слушай внимательно», |
4. | Знакомство с буквами «я, ё, е, ю». | 2 | Учить находить буквы «я, ё, е, ю» на кубиках и называть их, | |
5. | Знакомство с палочками Кюизенера. | 3 | Сравнение предметов по длине, образование чисел от 1 до 5, цифры 1,2,3,4,5, | |
6. | Развивающая игра «Сложи узор». | 4 | Развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию | |
7. | Ознакомление со звуком «м, мь, н, нь». | ноябрь | 1 | д/и «Кто позвал мишку?», «Говорящая кукла», |
8. | Знакомство с буквой «м, н». | 2 | Познакомить с большими кубиками «М», «Н» и маленькими, | |
9. | Знакомство с палочками Кюизенера. | 3 | Сравнение предметов по длине , закрепление знания чисел в пределах 5, | |
10. | Развивающая игра «Сложи квадрат». | 4 | Развитие анализа и синтеза, знакомство с цветом, | |
11. | Ознакомление со звуками «б,бь,п,пь». | декабрь | 1 | д/и «На чём играет Люба», «Пускание корабликов», п/и «Топ-топ-топ», |
12. | Знакомство с буквами «б» и «п». | 2 | «Найди кубик, который я назвала», «Найди себе пару», | |
13. | Ознакомление со звуками «в, вь, ф». | 3 | д/и «Угадай, что делают», п/и «Прятки», «Сова», | |
14. | Знакомство с палочками Кюизенера. | 4 | Образование числа 6, 7, цифра 6, 7, (аналогично 4), | |
15. | Знакомство с буквами «в» и «ф». | январь | 1 | «Подбеги к кубику, который я назову», «Найди себе пару», |
16. | Ознакомление со звуками «г, гь, к, кь». | 2 | д/и «Чего не стало», «Гусёнок и жеребёнок», «Подбери по цвету», | |
17. | Знакомство с буквами «г» и «к». | 3 | «Найди кубик, который я назвала», «На что похожа буква?», «Составь из палочек», | |
18. | Ознакомление со звуками «д, дь, т, ть». | 4 | д/и «Где позвонили?», «Гости», | |
19. | Знакомство с буквами «д» и «т». | февраль | 1 | «Найди себе пару», «Обведи и закрась», |
20. | Ознакомление со звуками «ш ,ж». | 2 | д/и «Лес шумит», «Шар лопнул», «Жук жужжит», | |
21. | Приёмы мнемотехники Знакомство с буквами «ш» и «ж». | 3 | «Рисуем мнемотаблицу», | |
22. | Ознакомление со звуками «с, сь, з, зь,». | 4 | д/и «Насос», «Зайчики», «Комары», | |
23. | Знакомство с буквами «с» и «з». | март | 1 | «Подбеги к кубику, который я назову», «Составь из палочек», |
24. | Ознакомление со звуком «х», буква «х», | 2 | д/и «Муха – цокотуха», «Цапля и лягушки», «Составь из палочек», | |
25. | Знакомство с палочками Кюизенера | 3 | Образование числа 8, 9, цифра 8, 9, (аналогично 4), | |
26. | Ознакомление со звуками «ц, ч». | 4 | д/и «Синица», «Найди картинки», «Чижик», «Поезд», | |
27. | Знакомство с буквами «ц» и «ч». | апрель | 1 | «Подбеги к кубику, который я назову», «Обведи и закрась», |
28. | Ознакомление со звуками «щ», буква «щ».. | 2 | д/и «Кому что нужно?», «Разведчики», «Вылепи из пластилина», | |
29. | Развивающая игра «Точечки» | 3 | Развитие математического мышления, обучение счёту, | |
30. | Ознакомление со звуками «л, ль», буква «л». | 4 | д/и «Самолёт гудит», «Лошадки», «Обведи и закрась», | |
31. | Знакомство с палочками Кюизенера | май | 1 | Образование числа 10, цифра 10, (аналогично 4), |
32. | Ознакомление со звуками «р», буква «р». | 2 | д/и «Тигр рычит», «Буря». | |
33. | Приёмы мнемотехники | 3 | Повторение пройденного | |
34. | Занятия - викторины | 4 | Весь пройденный материал |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Основной формой организации занятий является игра. Используются игровые упражнения с речевым материалом: потешками, считалочками, рассказами, стихами, игровыми сценками, сопровождаемые движениями или без них. Использую рассказы по картинкам, лепку и рисование.
Список литературы.
- Н. Г. Комратова, Учимся говорить правильно, М., 2005г.
- В.В.Волина, Праздник букваря, М., 1995г.,
- В.П.Новикова, Л.И.Тихонова, Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера, М., 2009г.,
- И. В. Бодрова, Мнемотехника для детей, СПб., 1998г.,
- Б.П.Никитин, Ступеньки творчества или развивающие игры, М., 1990г.,
- И.А.Алексеева, Игры и занимательные занятия, СПб., 1993г.,
- В.В.Воронкова, Обучение грамоте и правописанию, М., 1995г.,
- Л.П.Савина, Пальчиковая гимнастика, М., 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста "Лоскутная техника"
В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная техника"...
рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...
Методическая разработка "Театр детям" на основе народных сказок, для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Методическая разработка проектной деятельности "Театр детям" кукольный....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"
Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...
Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.
Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....
Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.
Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....
Сказкотерапевтическая песочная терапия как средство и метод дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста
Песочная терапия и сказкотерапия давно распространена в наших детских садах. Воспитатели активно используют методы на своих занятиях, музыканты строят планы своих мероприятий по сюжетам знакомых сказо...