Образовательная программа дополнительного образования «Развивалочка»
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме
Развитие математических способностей детей с использованием дидактических игр и технологии мнемотехники. Для детей 4-5 лет. Срок реализации программы: 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103 комбинированного вида Калининского административного района
Санкт-Петербурга
Принята «Утверждаю»
Педагогическим советом Зав д/с: Ю. М. Глазова
« » 20 г.
Протокол № .
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Развивалочка»
(Развитие математических способностей детей с использованием дидактических игр и технологии мнемотехники)
Для детей 4-5 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Преподаватель
Трояк Наталья Георгиевна
Санкт-Петербург
2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психическое развитие ребенка от 3 до 5 лет жизни отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей малышей. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном со взрослым и другими детьми процесса освоения новых способов действия.
Предлагаемая программа поможет малышу в занимательной игровой, интересной и увлекательной форме освоить простейшие мнемотехнические приемы запоминания информации.
Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь ребёнка как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Одной из важных составляющих успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому, занимаясь с детьми, широко используем упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в контексте специфических дошкольных видов деятельности: игровой, конструктивной, художественной. В игровой форме происходит проживание ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта.
Цель: обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики, с использованием дидактических игр и приёмов мнемотехники.
Задачи:
1. Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
2. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)
3. Формирование пространственных и временных представлений.
4. Знакомство детей с цифрами и числами.
5. Формирование у детей навыков запоминания любой информации, используя мнемотехнические приемы запоминания, развитие тактильной памяти.
6. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
- Программа основана на эмоционально-образном восприятии математических понятий с применением методов игротреннинга и приёмов мнемотехники.
- Образовательная деятельность – это объединённое единым сюжетом повествование-сказка.
- Дети являются активными участниками действия. Все задания, которые предлагаются детям, так или иначе, связаны с сюжетом и предполагают эмоциональное вовлечение ребёнка в действие.
- Усвоению материала способствует позитивный настрой детей и их растущая самооценка. Дети участвуют в действии всегда в качестве положительных героев. Причём, если у конкретного ребёнка что-то даже не получилось, то результат работы всей группы, всегда положительный, по ходу сюжета – кого-то спасли, кому-то помогли и т.п.
- Новый материал отрабатывается через двигательную активность (мелкую моторику). Осуществляется речевая проработка материала. Математические понятия воспринимаются ребёнком через знакомые ему эмоции и чувства.
- Задания очень разнообразны и задействуют различные способности детей, поэтому всегда найдётся что-то, в чём даже самый слабый ребёнок может себя успешно проявить.
- Образовательная деятельность включает в себя работу над несколькими разными темами. Переход от одной темы к другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание. Всё это вписано в сюжетную линию.
- В программе предусмотрена не только работа в группе, но и выполнение индивидуальных заданий.
Программа разработана для детей от 4 до 5 лет.
Образовательная деятельность проводятся во второй половине дня. Программа включает в себя 32 занятия в год. Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия 20 минут.
К концу года основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии познавательных процессов, внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Ожидаемые результаты:
- Сформирована познавательная мотивация, развит интерес к математике и процессу обучения в целом.
- Сформированы приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Продолжают и составляют ряд из предметов или фигур, отличающихся одним, двумя или тремя признаками. Самостоятельно составляют подобные ряды.
- Соотносят запись чисел 1 – 10 с количеством и порядком предметов.
- Используют мнемотехнические приемы: мнемодорожка, мнемотаблица и пиктограмма при заучивании стихотворений, запоминании нового материала.
- Совершенствуется речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Способы проверки:
- диагностические задания,
- задания в рабочих тетрадях.
Формы подведения итогов:
- открытые мероприятия для родителей,
- вечера досугов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Данная образовательная программа включает в себя следующие разделы
№ п/п | Разделы программы (основные задачи) | Количество часов (в мин) |
1 | Знакомство с числами и цифрами, обучение счету. (Сформировать представление о числах и цифрах, используя приемы мнемотехники) | 200 мин |
2 | Знакомство с математическими величинами (С использованием игр с блокам Дьенеша, приемами мнемотехники) | 160 |
3 | Знакомство с пространственными геометрическими фигурами (Формировать представления о пространственных геометрических фигурах: цилиндр, конус, пирамида, призма). | 80 |
4 | Знакомство с таблицей (Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец) с помощью игр с блокам Дьенеша, приемов мнемотехники) | 60 |
5 | Знакомство с мнемотехническими приемами запоминания – ассоциация, цепочка, повторение. (Развивать память, мышление, внимание ) | 40 |
6 | Сравнение совокупностей. Поиск и составление закономерностей. (Формировать представление о ритмическом рисунке используя развивающие игры Никитина, Воскобовича) | 40 |
7 | Знакомство с пространственными и временными отношениями. (Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве с использованием приёмов мнемотехники и дидактических игр) | 60 |
Итого | 440 мин |
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИВАЛОЧКА»
№темы | Тема | Цели | Краткое описание темы |
1 | Сравнение совокуп-ностей | Формировать познавательную мотивацию с помощью игровых ситуаций, сюрпризных моментов. Учить сравнивать группы предметов по количеству различными способами. Формировать представления о сохранении количества. Развивать умение анализировать, сравнивать и устанавливать закономерность расположения элементов в ряду и аргументировать свои высказывания. | Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение и т.д. Выделение признаков сходства и различия Сравнение совокупностей по количеству (до 10 предметов) на основе составления пар (равно – не равно, больше, меньше). Поиск и составление закономерностей (ритмический рисунок) Развитие представлений о сохранении количества Объединение предметов в группу по общему признаку |
2 | Числа от 1 до 10 | Формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие цифры. Учить считать до 10 на основе сравнения двух совокупностей. Закреплять умение сравнивать и уравнивать количество предметов двумя способами. Формировать умение выде-лять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи. Формировать представления о порядковом счете в пределах 10. Закреплять прямой счет в пределах 10. Сформировать представление о числе и цифре 0. Развивать внимание, память, мыслительные операции. | Повторение: числа и цифры 1 – 5 Представление о числах 6-10. Образование чисел. Знакомство с цифрами 6 – 10, используя приёмы мнемотехники (методы трансформации, крокирования, ассоциативных цепочек, опор и упражнения на развитие тактильного восприятия – тактильные дощечки). Счет. Сопоставление цифр 1-10 с количеством и умение пользоваться цифрами для обозначения порядка следования предметов. Числовой ряд и порядковый счет. Представление о числе 0. Знакомство с цифрой 0. |
3 | Величины | Познакомить детей с методами сравнения по длине, высоте, ширине, толщине, объему. Развивать речь. Вводить в активную речь слова, определяющие длину, высоту, ширину, толщину предметов и соотношение предметов по длине, высоте, ширине, толщине, объему. Развивать мышление, внимание, восприятие. (Используем игры с блокам Дьенеша, приемы мнемотехники). | Длина. Высота. Ширина и толщина. Объем (вместимость). Практическое измерение длины, высоты с помощью условных мер. Практическое измерение объема с помощью условных мер. Сравнение двух предметов по этим величинам. Обозначение результатов сравнения словами: длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, равны. |
4 | Таблица | Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов. (Используем игры с блокам Дьенеша, приемы мнемотехники). | Таблица. Понятия строка, столбец. |
5 | Фигуры | Формировать представления о пространственных геометрических фигурах: цилиндр, конус, пирамида, призма. | Представления о фигурах: цилиндр, конус, пирамида, призма (коробка). Их распознавание. |
6 | Ознаком-ление с пространст-венными и временнымиотноше-ниями. | Формировать временные представления: раньше, позже, впереди, сзади,слева,справа, между. Сформировать умение ориентироваться по элемен-тарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Учить выявлять законномер-ность в расположении фигур, продолжать её, учить обосно-вывать. (Используем приёмы мнемотехники и дидактические игры). | Формирование временных отношений: раньше, позже. Формирование простр. представления: впереди, сзади, слева, права, между Знакомство с планом. |
7 | Повторение и закрепление пройденного материала. | Закрепление ранее получен-ных знаний: навыки счета, пространственно-временные отношения. Развивать мышление, внимание, память с использованием приемов мнемотехники. | Игра-путешествие (дидактические игры, развивающие игры, различные приемы мнемотехники). |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ темы | Тема | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
1 | Сравнение совокупностей | Занятие-игра | Объяснительно-иллюстратив-ные методы, игровые приемы | Демонстрацион-ный материал Л.Г. Петерсон «Игралочка», видеоматериалы, иллюстрации. Раздаточный материал М. А. Касицина «Я начинаю считать» ч.2. Дидактические игры математического содержания. Развивающие игры: Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина (уникуб, сложи узор, кубики для всех). Мнемотаблицы, мнемодорожки, пиктограммы. Картотеки игр, физкультминуток. Презентации. (Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами). | Работа в тетради Л.Г. Петерсон «Игралочка» ч.2. |
2 | Числа от 1 до 10 | Занятие - игра | Наглядные методы, работа по образцу | Тестовые задания | |
3 | Величины | Занятие - игра | Исследователь-ские методы, игровые приемы | Работа в тетради Л.Г. Петерсон «Игралочка» ч.2. | |
4 | Таблица | Занятие - игра | Наглядные методы, беседы | Работа в тетради Л.Г. Петерсон «Игралочка» ч.2. | |
5 | Фигуры | Занятие - игра | Исследователь-ские методы, игровые приемы | Сюжетно-ролевая игра «Строители» | |
6 | Ознакомление с пространст-венными и временными отношениями. | Занятие - игра | Частично-поисковые методы, игровые приемы | Работа в тетради Л.Г. Петерсон «Игралочка» ч.2. | |
7 | Повторение и закрепление пройденного материала. | Занятие - игра | Частично-поисковые методы, беседа | Вечер досуга.Игра-путешествие |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бодрова И.В., Васильева С.А., Горохова О.В., Мешкова Т.В., Гордиевская Т.В.
Мнемотехника для детей. СПб, 1998.
- Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. М., 1982.
- Колесникова Е.В. Я начинаю считать. Издательство: Сфера, 2009 г.
- Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах.
Москва. 2006г.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990
- Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет.
Часть 2 Серия: Библиотека "Школа 2100" Издательство: Ювента, 2010 г.
- Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Издательство: Кристалл, 2000 г.
- Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. Издательства: Астрель, АСТ, 2007 г.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика» Издательство: Просвещение, Владос. 1995.
- Образовательная система «Школа 2100» Издательство: Баласс, РАО, 2004 г.
- «Учимся по сказке» Мнемотехника для дошкольников. Мин. Просв., СПб, 2000.
- «Развивающие игры В.В. Воскобовича» 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137954-1352136197.jpg)
Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).
Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/10/picture-1080370-1541861732.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1119664-1551280009.jpg)
Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1169566-1569936495.jpg)
Программа дополнительного образования"Развивалочка"
Программа дополнительного объеденения "Развивалочка" Я составила программу по дополнительному образованию дошкольников, которая построенна по прграмме «Ломоносовской школы»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/18/picture-1148184-1566113789.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивалочка"
Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивалочка"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/02/picture-1146763-1562063134.jpg)
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/02/picture-1146763-1562063134.jpg)
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....