Конспект по развитию речи . Бинарный урок. Грамота.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Учить выделять звуки в слове, различать звуки: гласные от согласных. Закреплять умения детей давать полную характеристику гласным и согласным звукам.

 

Задачи:

  • познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;
  • познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук»
  • обобщить и систематизировать знания детей о звуках;
  • закреплять представление детей о слове;
  • закреплять умение интонационно выделять звук  в слове.

 

Раздаточный материал: фишки; предметные картинки (7 штук): лев, матрёшка, сыр, крокодил, лось, черепаха, дом; схемы к словам «лук».

Предварительная работа: проведение разных игр:  «Назови ласково своё имя», знакомство со звуками по картинкам ([с]-[ш]; [ж]-[ш]; [з]-[с] и т.д.), чтение  стихов с акцентом на определённые звуки, со звуком [с].

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать умеет он.

Описание

Дети стоят в кругу на ковре.

Воспитатель спрашивает детей: Ребята вы ходите с мамой в магазин?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: А со мной вы поедете в торговый центр?

Ответы детей: Да.

(Звучит музыка «Паровозик»)

Воспитатель предлагает детям сесть в паровозик и поехать в торговый центр.

Воспитатель: И вот ребята, представьте себе, что мы с вами приехали в торговый центр. Это большой магазин и там много отделов!  И мы с вами оказались в отделе игрушек!

Воспитатель: назовите мне словами игрушки, которые вам понравились.

Ответы детей: Дети называют игрушки, которые они видят (машинка, пирамидка, неваляшка, весы и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, ребята вы много назвали слов, обозначающих игрушки. А дальше мы с вами пойдем в отдел одежды.

Воспитатель: Ребята, назовите одежду одним словом, которую вы видите.

Ответы детей: Дети называют одежду (шуба, халат, куртка и т.д.).

Воспитатель: А сейчас назовите мне одежду двумя словами.

Ответы детей: женская шуба, мужской халат и т.д.

Воспитатель: А следующий отдел обуви. Ребята, назовите мне обувь одним словом, какую вы видите.

Ответы детей: ботинки, туфли, сандали и т.д.

Воспитатель: А сейчас назовите мне обувь двумя словами.

Ответы детей: Резиновые сапоги, кожаные туфли, домашние тапочки и т.д.

Воспитатель: А сейчас, ребята, назовите мне обувь тремя словами.

Ответы детей: Туфли для девочки, сапоги для мальчика, босоножки для девочки и т.д.

Воспитатель: А сейчас, ребята садитесь за столы. Я вам расскажу один секрет. Слова бывают длинные и короткие. Давайте с вами поиграем в игру: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ла­дони рук при этом разводятся в стороны.

Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха - длинное.

Воспитатель показывает на доске картинку льва.

Воспитатель: Ребята, это кто?

Ответы детей: лев.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «лев». Как вы думаете это слово короткое или длинное?

Ответы детей: короткое.

Воспитатель показывает на доске картинку матрёшки.

Воспитатель: Ребята, скажите что вы видите на картинке?

Ответы детей:  матрёшка.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «мат-рёш-ка». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

Ответы детей: длинное.

Воспитатель показывает на доске картинку сыра.

Воспитатель: Ребята, скажите, а сейчас что вы видите на картинке?

Ответы детей:  сыр.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «сыр». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

Ответы детей: короткое.

Воспитатель показывает на доске картинку крокодила.

Воспитатель: Ребята, а это кто?

Ответы детей:  крокодил.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «кро-ко-дил». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

Ответы детей: длинное.

Воспитатель показывает на доске картинку лося.

Воспитатель: Ребята, скажите, а это кто?

Ответы детей:  лось.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «лось». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

Ответы детей: короткое.

Воспитатель показывает на доске картинку черепахи.

Воспитатель: Ребята, а это кто?

Ответы детей:  черепаха.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «че-ре-па-ха». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

Ответы детей: длинное.

Воспитатель показывает на доске картинку дома.

Воспитатель: Ребята, скажите, а это что?

Ответы детей:  дом.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «дом». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

Ответы детей: короткое.

Воспитатель: Ребята, что вы узнали о словах.

Ответы детей: что слова бывают длинные и короткие.

Воспитатель: А сейчас сами мне скажите только длинные слова.

Ответы детей: (черепаха, работа….) За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Воспитатель: А сейчас скажите мне только короткие слова.

Ответы детей: (дом, кот) За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру с мячом, становимся в круг.

Условия игры: дети стоят в кругу, а воспитатель - в центре с мя­чом в руках

Воспитатель: Я вам буду говорить названия животных (лиса, кошка, курица), а вы мне в ответ бросаете мяч и называете  детёнышей этих животных (лисёнок, котёнок, цыплёнок).

После игры воспитатель спрашивает детей: Ребята, а какие слова длиннее, животных или их детёнышей?

Ответы детей: слова детёнышей длиннее, чем животных.

Учитель: А сейчас, ребята, садитесь за столы. Мне понравилось, как вы играли. И вы узнали, что вся наша речь состоит из слов. Ребята, скажите из чего состоят слова?

Ответы детей: слова состоят из звуков.

Учитель: Ребята, а какие вы знаете звуки?

Ответы детей: гласные и согласные.

Учитель: Ребята, как различаются гласные звуки от согласных?

Ответы детей: Гласные звуки мы поём, согласные нам мешают произносить язык, зубы, губы.

Учитель: Молодцы, ребята. А каким цветом обозначается гласный звук?

Ответы детей: красным.

Учитель: А согласный звук каким цветом обозначается?

Ответы детей: синим.

Физкультминутка.

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Угадай гласный звук». Я вам буду называть разные звуки, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда услышите гласный звук. Учитель называет различные звуки ([А], [Д], [О], [Б], [У], [Р], [Ы], [К], [Е], [Ч], [И]).  Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.

Учитель: Сейчас, ребята, я вам загадаю загадку.

Учитель загадывает загадку.

Загадка: Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Что это?

Ответы детей: Лук.

Учитель: давайте проверим.

Учитель: Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку.

На картинке появляется лук.

Учитель: Дети, давайте с вами посчитаем, сколько звуков в слове лук?

Учитель произносит слово «лук», выделяя первый звук [л].

Учитель: Ребята, какой вы слышите первый звук?

Ответы детей: звук [л].

Учитель: Какой это звук гласный или согласный?

Ответы детей:  звук [л] согласный.

Учитель: Согласный звук каким  цветом обозначают?

Ответы детей: согласный звук обозначают синим цветом.

Учитель: Положить у себя синюю карточку.

Дети кладут на стол синюю карточку, обозначающую согласный звук.

Учитель произносит слово «лук», выделяя второй звук [у].

Учитель: Ребята, а какой звук  вы сейчас услышали?

Ответы детей: звук [у] гласный.

Учитель: А звук [у] гласный или согласный?

Ответы детей: гласный.

Учитель: Как вы догадались, что это гласный звук?

Ответы детей: потому, что мы его пропели.

Учитель: Гласный звук каким цветом обозначают?

Ответы детей: гласный звук обозначают  красным цветом.

Учитель: Положили карточку красного цвета.

Дети кладут на стол карточку красного цвета, после карточки синего цвета.

Учитель произносит слово «лук», выделяя третий звук [к].

Учитель: Дети, а сейчас какой звук я произнесла?

Ответы детей: [к].

Учитель: Звук [к] это гласный или согласный звук?

Ответы детей: звук [к] согласный.

Учитель: Каким цветом обозначают согласный звук?

Ответы детей: согласный звук обозначают синим цветом.

Учитель: А теперь положили синюю карточку.

Дети кладут синюю карточку после красной.

Учитель: А сейчас давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами составили слово «лук».

Учитель проверяет вместе с детьми схему слова лук и выводит на доске схему слова «лук».

Игра в звуки.

Учитель: А сейчас, ребята мы с вами поиграем в игру «Живое слово» составь слово из звуков (вызывает детей на слово «лук» и даёт каждому ребёнку свой звук, дети должны стать в правильном порядке, чтобы получилось слово лук).

Игра: «Назови слово со звуками [л], [у], [к]. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Учитель: Посмотрите, дети, на картину и скажите мне слова, в которых есть звук [ш].

Ответы детей: Мышь и т.д.

Рефлексия

Учитель: Ребята, вам понравилось занятие?

Ответы детей: да.

Учитель: А что вам больше всего понравилось?

Ответы детей: игры.

Учитель: А в какие игры мы играли?

Учитель: Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?

Ответы детей: о звуках, о словах.

Учитель: О каких звуках мы говорили?

Ответы детей: гласных и согласных.

Ответы детей: короткие длинные слова, животные, составляли слова и т.д.

Давайте подсчитаем у кого сколько фишек? Кто больше всего отвечал?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста

Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...

конспект по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

конспект по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект по развитию речи "Уроки грамоты"

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты"Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, д...

Конспект по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок»

Конспект развлечение по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок»Задачи: -Учить называть слова с заданным звуком.- Развивать интонационную выразите...

Конспект по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе . Тема «Волшебница – зима»

Цель: Вовлечь детей в игровую деятельность. Уточнить знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно - следственных связей, через развитие речевой активности и акти...