Конспект по развитию речи и начала грамоты. «Охотники на мамонта»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи и начала грамоты.
«Охотники на мамонта»
Цель: Закрепление и обобщение полученных детьми знаний.
Задачи:
- Обогащать содержание речевого общения детей.
- Побуждать их вступать в игровое и речевое взаимодействие друг с другом, рассуждать, задавать вопросы и отвечать на них.
- Поддерживать интерес к письменной речи.
- Продолжать развивать навыки пересказа.
Материал: Картинки с изображением мамонта, слона, тигра, льва, носорога, медведя и соответствующие карточки со словами. Презентация.
Ход работы:
Воспитатель: В давние времена, когда жили древние люди, на Земле было холодно, большую часть Земли покрывали льды и снега.(слайд 2). У всех животных, которые жили в то время, был густой теплый мех, даже носорог, в те далекие времена не мог обойтись без теплой меховой шубки (слайд 3). Дети, какое удивительное животное, похожее на слона, жило в то время, как оно называлось? (мамонт) (слайд 4).
Воспитатель: Кто из вас сможет написать это слово на доске?
- Расскажите, чем отличались древниемамонты от современных слонов? (слайд 5)
Ответы детей.
Воспитатель (обобщает): Слоны – теплолюбивые животные. А мамонты жили в ледниковый период. Длинная шерсть мамонтов великолепно сохраняла тепло зимой. Своими огромными бивнями они разгребали снег, чтобы добраться до лежащей под ним травы. Кормились мамонты сухой травой, мхом, еловыми шишками. В те времена мамонт был непобедим. Его появление обращало в бегство льва и тигра, лишало храбрости медведя. Мамонт был ловок, проворен, неутомим, легко лазил по горам.(слайд 6)
Предложить детям разделиться на подгруппы.
У каждой подгруппы на столах лежат картинки с изображением мамонта, слона, тигра, льва, носорога, медведя и соответствующие карточки со словами. Дать детям задание: найти нужную карточку и поставить ее под картинку.
Игра «Отгадай мою картинку»
Дети закрывают глаза, воспитатель кладет под одну из картинок с изображением мамонта, слона, тигра, льва, носорога, медведя метку. Дети открывают глаза. Чтобы отгадать картинку, надо задавать вопросы о внешнем виде и повадках животного. Роль ведущего потом выполняют дети.
Воспитатель: Дети, что интересного вы узнали недавно о жизни древних людей?
Высказывания детей
Воспитатель (обобщает и дополняет детей): Древние люди жили группами, (слайд 7)сообща охотились, собирали плоды и ягоды, изготавливали ножи, топоры и копья из камня и костей животных. Когда люди научились охотиться сообща, звери отступали перед их натиском. Люди научились побеждать, приручив себе помощника. Что за помощник, отгадайте загадку: (слайд 8)
Сметает на своем пути
Дома, деревья и кусты.
Яркий, рыжий, озорной,
Догадался, кто?.... (огонь)
Воспитатель: Люди прятались от холода в пещерах. В пещере горел огонь. Дежурные день и ночь караулили, чтобы огонь не погас (слайд 9)
Предложить детям послушать рассказ «Пещерный мальчик»
(пересказывает своими словами)
В глубокой пещере скалистых гор жил вместе со своим племенем маленький мальчик Тико. Рядом с пещерой рос кустарник, а дальше – лес, который тянулся бесконечно далеко. Туда мужчины племени уходили охотиться на диких зверей. Однажды они принесли медведицу. За ней, всхлипывая, бежал маленький медвежонок.
Медвежонка могли убить, но Тико успел вовремя. Он схватил медвежонка. Тот с перепугу сначала сильно его поцарапал, но вскоре успокоился под его ласкающими руками.
Мальчик напоил медвежонка козьим молоком, постелил около огня шкуру, и вскоре оба они сладко уснули. Все люди племени глядели на них и улыбались.
Прошло много лет, Тико вырос, стал настоящим охотником. С ним всегда был его друг медведь, огромного роста с большущими клыками. Он помогал Тико охотиться. А спали они, как в детстве, крепко обнявшись.
Вопросы по прочитанному:
Понравился ли вам рассказ? О чем он?
Как описано место, где жил пещерный мальчик?
Как Тико позаботился о медвежонке?
Какие качества проявил мальчик?
Какими словами заканчивается история?
Воспитатель предлагает детям объединиться парами и договориться между собой, кто из них начнет рассказывать историю, а кто завершит. Далее предложить пересказать рассказ от начала до конца (по желанию детей).
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи и начал грамоты"
Открытое занятие...
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме:«Здесь котята- акробаты,Здесь и клоуны – котята»Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать выс...
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме:«Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать вы...
Развитие речи и начало грамоты «Охотники на мамонтов»
Развитие речи и начало грамоты«Охотники на мамонтов»Задачи. Обогащать содержание речевого общения детей. Побуждать их вступать в игровое и речевое взаимодействие друг с другом, рассуждать,...
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, здесь и клоуны – котята»
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме:«Здесь котята- акробаты, здесь и клоуны – котята&ra...
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»
Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Обогащать словарь образными словами и выражениями. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. ...
Развитие речи и начало грамоты «О чем рассказали ископаемые»
Конспект НОД. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» под редакцией Л.А. Парамоновой...