Конспект по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе . Тема «Волшебница – зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Вовлечь детей в игровую деятельность. Уточнить знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно - следственных связей, через развитие речевой активности и активизацию словаря по теме «Зима».
Задачи:
Образовательные:
· Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу (игра «Доскажи словечко»).
· Продолжать учить детей старшего дошкольного возраста различать понятия: «Звук», «Слово», «Предложение».
· Учить детей старшего дошкольного возраста делить двусложные и трехсложные слова на части (слоги).
· Упражнять детей в произнесении звука с и в подборе слов, начинающихся на этот звук. («Назови слово»)
· Согласовывать существительные и прилагательные.
· Упражнять в образовании однокоренных слов, используя уменьшительно - ласкательную форму («Назови ласково»)
Развивающие:
· Развивать умение логически мыслить, четко формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.
· Приучать оценивать свое настроение и работу на занятии.
· Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, мелкую моторику и общую моторику, координацию слова в движении.
Воспитательные:
· Воспитывать культуру общения и поведения
· Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
· Наблюдения, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание стихов и пословиц о зиме, дидактические игры.
Методические приемы:
· Сюрпризный момент
· Словесный (вопросы, объяснение).
· Наглядный (картинки,).
· Игровой
· Практический (упражнения).
· Наблюдение за работой детей, советы.
Форма: групповая
Оборудование: Мультимедийная презентация, коробка, украшена снежинками; письмо, угощение (конфеты); Снежинки для коробки; снежок для игры; снежинки в квадратах для выкладывания слогов, снежинки разные по размерам.
Образовательные области: Познавательное, речевое, социально – коммуникативное и физическое развитие
Целевыеориентиры:
· использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,
· применяет знания о сезонных явлениях
· правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания,
· называет слова с заданным звуком.
· использует элементарные способы словообразования,
· способен членить слова на слоги
· устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
1. Вводная часть
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Встанем, за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся! ( дети стоят в кругу)
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель вносит украшенную снежинками коробку.
Воспитатель: - Ребята, вы хотите узнать от кого эта посылка? (да)
Для этого вам нужно отгадать загадку:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. ( Зима)
1 слайд (картина зима)
Воспитатель: - Ребята, эту посылку прислала нам зимушка-зима и здесь какая-то записка:
«Дорогие ребята старшей группы, Злая Вьюга заколдовала мою посылку и чтобы расколдовать ее, вам необходимо выполнить задания»
А теперь мы должны занять места. Какой зимний вид транспорта вы знаете? Отлично, много видов зимнего транспорта вы знаете! Дети, а чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся выполнять задания, чтобы открыть волшебную посылочку, давайте отгадаем загадку:
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку и Миланку,
По дорожке катят…санки.
2 слайд (Сани)
Воспитатель: Правильно, ребята, запрягайте сани и едем на стульчики
Воспитатель: Дети, а что бы сани наши поехали, давайте произнесем волшебные слова:
Ма-ма-ма – наступила зима.
Зи-зи-зи – на санях скользи.
Ра-ра-ра – в путь дорогу пора.
( Дети рассаживаются на стульчики)
Воспитатель снова показывает коробочку (со снежинками)
Чтобы нам не запутаться с заданиями мы будем отрывать снежинки по порядку. Под каким номером нам нужно взять снежинку (вызвать ребенка, который ищет снежинку под номером №1)
3 слайд (Картина зима)
№ 1:
Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима? Какое сейчас время года? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (декабрь)
№2Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На деревья, на лужок – Тихо падает … (снежок).
Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
№2.Дидактическая игра: «Какая бывает зима».
- Зима, какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
- Снег, какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
- Мороз, какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)
- Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)
- Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)
№3) стихи о зиме (Ульяна, Паша, Аня)
№4)Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель называет слова, передает снежок детям, дети отвечают и передают обратно
Снег — снежок
Мороз — морозец
Ветер — ветерок
Лед — ледок
Зима — зимушка
Сосулька — сосулечка
Дерево — деревце
Горка — горочка
Холод — холодок
Санки — саночки
Снежинка – снежиночка
Шапка – шапочка
Шуба – шубка
Шарф – шарфик
Свитер – свитерок
4 слайд (дети играют и лепят снегурочку)
Физминутка. Зима
Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду скользим.
И Снегурку лепим мы,
Гостью – зиму любим мы.
5 слайд(пословицы о зиме)
№5.Пословицы, приметы, признаки о зиме (называют все дети)
6 слайд ( картина дети играют зимой)
№6. Придумай предложение о зиме (по картине)
7 слайд ( Картинки )
№7. Игра «Раздели слова на слоги»
Воспитатель: Дети, посмотрите, снег пошел! Какие красивые снежинки летят! И на стол к вам легли. Пойдемте, рассмотрим их. Какие они? (ответы детей)
Дети, вы много назвали слов, а из чего они состоят? (из слогов). Я назову какое-нибудь слово, а вы сложите его из снежинок. Сколько слогов, столько и снежинок:
ЗИ - МА, ЛЫ - ЖИ, КОМ, СНЕ – ГО - ВИК,
ЛЕД,
СНЕ – ГО - ПАД.
Воспитатель спрашивает, сколько слогов в слове; просит назвать первый, второй, третий слог.
8 слайд ( Картинки ) ( снежинки, сосулька, снег, санки)
8.Дидактическая игра «Угадай слово»
Воспитатель: Вьюга задумала слова, которые начинаются со звука «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке.( на слайде)
Рефлексия. – О каком времени года мы сегодня говорили?
- Мы с вами много играли, вам понравилось?
- А что понравилось больше всего делать?
- Ребята, а может, кому-то было сложно, что не получалось?
Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке.Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не все хорошо, или что то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!
Воспитатель открывает коробку и раздает угощения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zima_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 510.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 118»
Муниципального образования г. Братска
Конспект по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Муравьишки»
Тема «Волшебница – зима»
составила: воспитатель Вербицкая Е.А.
г.Братск 2022 г.
Цель: Вовлечь детей в игровую деятельность. Уточнить знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно - следственных связей, через развитие речевой активности и активизацию словаря по теме «Зима».
Задачи:
Образовательные:
- Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу (игра «Доскажи словечко»).
- Продолжать учить детей старшего дошкольного возраста различать понятия: «Звук», «Слово», «Предложение».
- Учить детей старшего дошкольного возраста делить двусложные и трехсложные слова на части (слоги).
- Упражнять детей в произнесении звука с и в подборе слов, начинающихся на этот звук. («Назови слово»)
- Согласовывать существительные и прилагательные.
- Упражнять в образовании однокоренных слов, используя уменьшительно - ласкательную форму («Назови ласково»)
Развивающие:
- Развивать умение логически мыслить, четко формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.
- Приучать оценивать свое настроение и работу на занятии.
- Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, мелкую моторику и общую моторику, координацию слова в движении.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения и поведения
- Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
- Наблюдения, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание стихов и пословиц о зиме, дидактические игры.
Методические приемы:
- Сюрпризный момент
- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (картинки,).
- Игровой
- Практический (упражнения).
- Наблюдение за работой детей, советы.
Форма: групповая
Оборудование: Мультимедийная презентация, коробка, украшена снежинками; письмо, угощение (конфеты); Снежинки для коробки; снежок для игры; снежинки в квадратах для выкладывания слогов, снежинки разные по размерам.
Образовательные области: Познавательное, речевое, социально – коммуникативное и физическое развитие
Целевыеориентиры:
- использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,
- применяет знания о сезонных явлениях
- правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания,
- называет слова с заданным звуком.
- использует элементарные способы словообразования,
- способен членить слова на слоги
- устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
- Вводная часть
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Встанем, за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся! ( дети стоят в кругу)
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель вносит украшенную снежинками коробку.
Воспитатель: - Ребята, вы хотите узнать от кого эта посылка? (да)
Для этого вам нужно отгадать загадку:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. ( Зима)
1 слайд (картина зима)
Воспитатель: - Ребята, эту посылку прислала нам зимушка-зима и здесь какая-то записка:
«Дорогие ребята старшей группы, Злая Вьюга заколдовала мою посылку и чтобы расколдовать ее, вам необходимо выполнить задания»
А теперь мы должны занять места. Какой зимний вид транспорта вы знаете? Отлично, много видов зимнего транспорта вы знаете! Дети, а чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся выполнять задания, чтобы открыть волшебную посылочку, давайте отгадаем загадку:
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку и Миланку,
По дорожке катят…санки.
2 слайд (Сани)
Воспитатель: Правильно, ребята, запрягайте сани и едем на стульчики
Воспитатель: Дети, а что бы сани наши поехали, давайте произнесем волшебные слова:
Ма-ма-ма – наступила зима.
Зи-зи-зи – на санях скользи.
Ра-ра-ра – в путь дорогу пора.
( Дети рассаживаются на стульчики)
Воспитатель снова показывает коробочку (со снежинками)
Чтобы нам не запутаться с заданиями мы будем отрывать снежинки по порядку. Под каким номером нам нужно взять снежинку (вызвать ребенка, который ищет снежинку под номером №1)
3 слайд (Картина зима)
№ 1:
Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима? Какое сейчас время года? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (декабрь)
№2Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На деревья, на лужок – Тихо падает … (снежок).
Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
№2.Дидактическая игра: «Какая бывает зима».
- Зима, какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
- Снег, какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
- Мороз, какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)
- Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)
- Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)
№3) стихи о зиме (Ульяна, Паша, Аня)
- №4)Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель называет слова, передает снежок детям, дети отвечают и передают обратно
Снег — снежок
Мороз — морозец
Ветер — ветерок
Лед — ледок
Зима — зимушка
Сосулька — сосулечка
Дерево — деревце
Горка — горочка
Холод — холодок
Санки — саночки
Снежинка – снежиночка
Шапка – шапочка
Шуба – шубка
Шарф – шарфик
Свитер – свитерок
4 слайд (дети играют и лепят снегурочку)
Физминутка. Зима
Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду скользим.
И Снегурку лепим мы,
Гостью – зиму любим мы.
5 слайд(пословицы о зиме)
- №5.Пословицы, приметы, признаки о зиме (называют все дети)
6 слайд ( картина дети играют зимой)
- №6. Придумай предложение о зиме (по картине)
7 слайд ( Картинки )
- №7. Игра «Раздели слова на слоги»
Воспитатель: Дети, посмотрите, снег пошел! Какие красивые снежинки летят! И на стол к вам легли. Пойдемте, рассмотрим их. Какие они? (ответы детей)
Дети, вы много назвали слов, а из чего они состоят? (из слогов). Я назову какое-нибудь слово, а вы сложите его из снежинок. Сколько слогов, столько и снежинок:
ЗИ - МА, ЛЫ - ЖИ, КОМ, СНЕ – ГО - ВИК,
ЛЕД,
СНЕ – ГО - ПАД.
Воспитатель спрашивает, сколько слогов в слове; просит назвать первый, второй, третий слог.
8 слайд ( Картинки ) ( снежинки, сосулька, снег, санки)
- 8.Дидактическая игра «Угадай слово»
Воспитатель: Вьюга задумала слова, которые начинаются со звука «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке.( на слайде)
Рефлексия. – О каком времени года мы сегодня говорили?
- Мы с вами много играли, вам понравилось?
- А что понравилось больше всего делать?
- Ребята, а может, кому-то было сложно, что не получалось?
Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке.Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не все хорошо, или что то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!
Воспитатель открывает коробку и раздает угощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе Тема: «Зимующие птицы»
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на з...
Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»
Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...
Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "В стране красивой речи"
Чему научились дети старшей группы за год? Что узнали нового? Насколько они готовы к школе? Ответом на эти вопросы может стать итоговая НОД....
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте для старшей группы по теме "Мебель"
НОД для старшей группы...
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте (в старшей группе) Тема «Волшебница – зима»
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте (в старшей группе)Тема «Волшебница – зима»Цель: Вовлечь детей в игровую деятельность. Уточнить знания детей о признаках зим...
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте (в старшей группе) Тема «Волшебница – зима»
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте (в старшей группе)Тема «Волшебница – зима»Цель: Вовлечь детей в игровую деятельность. Уточнить знания детей о признаках зим...
Конспект по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок»
Конспект развлечение по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок»Задачи: -Учить называть слова с заданным звуком.- Развивать интонационную выразите...