Занятие с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Поможем Незнайке»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Горохова Марина Вячеславовна

Программные задачи:

Закрепить знания детей о звуке, слоге, слове.  Продолжать учить детей проводить фонетический разбор  слов;  находить место звука в слове, познакомить с согласной буквой и звуком  « Н,» составлять схему предложения,  ; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно

 

Развивать :  

Фонематический слух,  умение понимать цель задания, оценивать результат работы с помощью педагога. Зрительное  внимание, логическое мышление;

 

Воспитывать :

Дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других,  воспитывать интерес к занятиям.

 

Материал:  

Карточки  для звукового анализа слова, карточки с изображением предметов, фишки, звуковые домики,  набор полосок  для работы над предложением., кукла -  Незнайки , пластилин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошёл со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высокой березе увидела ворону. У неё в клюве был какой-то мешочек. И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела. Что в нём. И вот, что я увидела. (Воспитатель достаёт записку с каракулями). Видите, ребята, какая-то бумажка с непонятными буквами. Из всех букв я узнала только одну, написанную внизу. А вы узнали эту букву?

 

Дети: Это буква «Н»

 

Воспитатель: А как вы думаете, что она может обозначать?

(Дети рассуждают)

 

Воспитатель: Может быть, это первая буква чьего-либо имени? Какие имена вы знаете, которые начинались бы на звуки «Н»

(Дети отвечают)

 

Воспитатель: А имя нашего друга, Незнайки, с какого звука начинается?

 

Дети: Со звука «Н»

 

Воспитатель: Ребята, мне кажется, это Незнайка прислал нам такую записку. Ведь он кроме буквы «Н» никакой другой не знает. Но непонятно, что он хотел нам написать? Ребята, в мешочке есть еще письмо

( Сейчас я его прочитаю: «Вы найдёте своего друга, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, знаете ли вы что такое звуки, буквы, умеете ли читать, составлять схемы предложений. Поспешите!

 

Воспитатель : Что такое звуки и буквы и чем они отличаются?. (звуки слышим и произносим а буквы мы видим и пишем).

 

Воспитатель: Кто же похитил Незнайку?.

 

Задание: 1.

Нужно по первым звукам названий предметов угадать кто похитил Незнайку.

( На мольберте изображение предметов; Булка, апельсин, блокнот, автобус, яблоко, гусь, ананас..(дети составляют слово – Баба –Яга)

Ребята, коварная Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе с Незнайкой может случиться беда. Вы готовы помочь ему? Тогда давайте посмотрим, что же это за задания?

 

Задание 2.

Дидактическая игра «Звук потерялся»

Ребята, Баба Яга заколдовала слова и в них потерялся один звук, нужно расколдовать слова.

..арелка, ..тул, …каф, …уртка, …ожка, …илка, …осуда,, .. ыба. (Дети отгадывают)

 

Садимся за столы

 

Задание 3..

Вам ребята помогут сказочные герои, но если вы отгадаете загадки.

- Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы,

У него усы как спицы,

Он мурлыча песнь поет,

Угадали?. (это кот)

Сколько слогов в слове кот?. (хлопаем) Один

Сколько звуков в слове?. Три

Какой первый звук?, второй, третий?.

У нас три домика, в какой домик поселим котика?

(Один ребенок работает у доски, остальные за столами с фишками)

-Не царь а в короне,

Не всадник а со шпорами,

Не будильник а всех будит? ( петух)

Сколько слогов в слове ? Два

Сколько звуков в слове? Пять

В какой домик поселим петушка?.

- Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвостик рыжий,- краса,

А зовут ее – лиса.

Сколько слогов в слове?, Два

Сколько звуков в слове? Четыре

Какой первый звук?, второй, третий?

В какой домик поселим?

кот, петух, лиса. Из какой сказки эти герои.

(ответы детей).

 

Физкультминутка;

 

В темном лесу есть избушка, (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет ( поворот обратно)

Нос крючком, (показываем нос)

Глаза большие ( показываем глаза)

Словно угольки горят

Ух ,сердитая какая (Грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

.

Задание 4.

Составить предложение по картинке (Сюжетная картинка под которой нарисована схема предложения из трёх слов).

. Воспитатель читает предложения из одного, двух, трёх слов. Дети показывают соответствующие схемы.

 

Воспитатель: Со всеми заданиями мы справились, а где Незнайка – так и не узнали, может еще задание есть в мешочке.

(Дети находят ещё одно задание

 

Задание 5.

Выложите первую букву своего имени. Дети из пластелина лепят буквы. Украшают их.

 

Воспитатель: Ну что же, ребята, заданий больше нет, Значит, Незнайка где-то здесь. Давайте поищем его.

(Дети ищут и находят Незнайку)

 

Воспитатель от имени Незнайки: «Ребята, как я рад вас видеть!».

 

Воспитатель: А что случилось?

 

Незнайка: Я заблудился в лесу и попал к Бабе-Яге. Мне удалось послать вам записку. Вы прочитали её?

 

Воспитатель: Нет, Незнайка, как же мы можем её прочитать? Ведь там одни каракули. И чтобы найти тебя, ребятам пришлось немало потрудиться. Баба Яга приготовила нам трудные задания, но дети справились с ними. Они придумывали слова со звуками «Н», составляли схемы слов, предложений, выкладывали первую букву своего имени.

 

Незнайка: Я тоже хочу всему этому научиться.

 

Воспитатель: оставайся у нас, и ребята всему тебя научат!

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

1. Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить

звуки», Москва «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ» , 2000.

2. Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.

Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе . Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009.

3. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.

4. Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН, 2007.

5.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.

6. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.

8. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

9. Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе . Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya._-_kopiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с детьми старшей группы

по подготовке к обучению грамоте

«Поможем Незнайке»

Программные задачи:

        Закрепить знания детей о звуке, слоге, слове.  Продолжать учить детей проводить фонетический разбор  слов;  находить место звука в слове, познакомить с согласной буквой и звуком  « Н,» составлять схему предложения,  ; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно

Развивать :  

        Фонематический слух,  умение понимать цель задания, оценивать результат работы с помощью педагога. Зрительное  внимание, логическое мышление;

Воспитывать :

         Дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других,  воспитывать интерес к занятиям.

Материал:  

        Карточки  для звукового анализа слова, карточки с изображением предметов, фишки, звуковые домики,  набор полосок  для работы над предложением., кукла -  Незнайки , пластилин

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошёл со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высокой  березе увидела ворону. У неё в клюве был какой-то мешочек. И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела. Что в нём. И вот, что я увидела. (Воспитатель достаёт записку с каракулями). Видите, ребята, какая-то бумажка с непонятными буквами. Из всех букв я узнала только одну, написанную внизу. А вы узнали эту букву?

Дети: Это буква «Н»

Воспитатель: А как вы думаете, что она может обозначать?

(Дети рассуждают)

Воспитатель: Может быть, это первая буква чьего-либо имени? Какие имена вы знаете, которые начинались бы на звуки «Н»

(Дети отвечают)

Воспитатель: А имя нашего друга, Незнайки, с какого звука начинается?

Дети: Со звука «Н»

Воспитатель: Ребята, мне кажется, это Незнайка прислал нам такую записку. Ведь он кроме буквы «Н» никакой другой не знает. Но непонятно, что он хотел нам написать? Ребята, в мешочке  есть еще письмо

( Сейчас я его прочитаю: «Вы найдёте своего друга, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, знаете ли вы  что такое  звуки, буквы, умеете ли читать, составлять схемы предложений. Поспешите!

Воспитатель : Что такое звуки и буквы и чем они отличаются?. (звуки слышим и  произносим а буквы мы видим и пишем).

Воспитатель:  Кто же  похитил Незнайку?.

Задание: 1.  

        Нужно по первым звукам  названий  предметов  угадать кто  похитил Незнайку.

 ( На мольберте  изображение предметов;  Булка, апельсин, блокнот, автобус,  яблоко, гусь, ананас..(дети составляют   слово – Баба –Яга)

Ребята, коварная Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе с Незнайкой может случиться беда. Вы готовы помочь ему? Тогда давайте посмотрим, что же это за задания?

Задание 2. 

        Дидактическая игра «Звук потерялся»

Ребята, Баба Яга  заколдовала слова и в них потерялся один  звук, нужно расколдовать слова.

..арелка, ..тул,  …каф, …уртка, …ожка, …илка, …осуда,, .. ыба. (Дети отгадывают)

Садимся за столы

Задание 3..

        Вам ребята  помогут сказочные  герои,  но  если  вы отгадаете загадки.

-  Этот зверь живет лишь дома,

  С этим зверем все знакомы,

  У него усы как спицы,

  Он мурлыча песнь поет,

  Угадали?.  (это кот)

Сколько  слогов в слове кот?.   (хлопаем)  Один

Сколько звуков в слове?.    Три

    Какой первый звук?,  второй,  третий?.

У нас три домика, в какой домик поселим котика?

(Один ребенок работает у доски, остальные за  столами с фишками)

-Не царь а в короне,

 Не всадник  а со шпорами,

 Не будильник а всех будит? ( петух)

 Сколько   слогов  в слове ?  Два

 Сколько звуков в слове?   Пять

В какой домик поселим петушка?.

-  Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвостик рыжий,- краса,

    А зовут ее – лиса.

Сколько слогов в слове?, Два

Сколько звуков в слове?   Четыре

 Какой первый звук?, второй, третий?

В какой домик поселим?

 кот, петух, лиса.  Из какой сказки  эти герои.

(ответы детей).

Физкультминутка;  

В темном лесу есть избушка,  (шагаем)

                          Стоит задом наперед        (поворот)

                          В той избушке есть старушка  (наклоны)

                           Бабушка Яга  живет         (  поворот обратно)

                           Нос крючком,         (показываем нос)

                       Глаза большие ( показываем  глаза)

                        Словно угольки горят

                       Ух ,сердитая какая   (Грозим пальцем)

                       Дыбом волосы стоят.

 .

Задание 4.

        Составить предложение по картинке (Сюжетная картинка под которой нарисована схема предложения из трёх слов).

. Воспитатель читает предложения из одного, двух, трёх слов. Дети показывают соответствующие схемы.

Воспитатель: Со всеми заданиями мы справились, а где Незнайка – так  и не узнали,  может еще задание есть в мешочке.

(Дети находят ещё одно задание

Задание 5.

        Выложите первую букву своего имени. Дети из  пластелина  лепят  буквы. Украшают их.

Воспитатель: Ну что же, ребята,  заданий больше нет,  Значит, Незнайка где-то здесь. Давайте поищем его.

(Дети ищут и находят Незнайку)

Воспитатель от имени Незнайки: «Ребята, как я рад вас видеть!».

Воспитатель: А что случилось?

Незнайка: Я заблудился в лесу и попал к Бабе-Яге. Мне удалось послать вам записку. Вы прочитали её?

Воспитатель: Нет, Незнайка, как же мы можем её прочитать? Ведь там одни каракули. И чтобы найти тебя, ребятам пришлось немало потрудиться. Баба Яга приготовила нам трудные задания, но дети справились с ними. Они придумывали слова со звуками «Н», составляли схемы слов, предложений,  выкладывали первую букву своего имени.

Незнайка: Я тоже хочу всему этому научиться.

Воспитатель: оставайся у нас, и ребята всему тебя научат!

Список литературы.

1. Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить  

        звуки», Москва «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ» , 2000.

2. Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.

Хамидулина  Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе . Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009.

3. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

 старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.

4. Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН,  2007.

5.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

 старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.

6. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

 Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.

8. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

9. Хамидулина  Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе . Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми средней группы по подготовке к обучению грамоте

«Поможем Незнайке»Программные задачи: Продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять пер...

Занятие с детьми старшей группы по обучению грамоте "Поможем Незнайке"

Учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нём; формировать умен...

НОД с детьми старше - подготовительного возраста с диагнозом ФФНР по подготовке к обучению грамоте «Поможем Незнайке».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте предназначен для детей  старшего дошкольного возраста с диагнозом ФФНР.  В ходе НОД закрепляется, уточняется произношение звуков Н, Нь, развивае...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте. Звук [Ч].

В конспекте представлены виды работ для подготовки к обучению грамоте в старшей группе на материале работы над звуком Ч....

Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Когда мои друзья со мной»

Познакомить с тем, что звук «Ж» всегда твёрдый, выделять ,  подбирать  слова с заданным звуком. Дифференцировать твёрдые и мягкие звуки....

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста....