Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа по картинке с использованием мнемотаблицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Балашова Галина Александровна

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа по картинке с использованием мнемотаблицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Яльгелевский образовательный центр»

Конспект НОД

по речевому развитию

детей старшего дошкольного возраста

на тему

«Составление рассказа

по картинке с использованием мнемотаблицы»

Составила

воспитатель высшей

квалификационной категории

Балашова Г.А.

2018

Д. Яльгелево

Конспект

образовательной деятельности  в старшей группе

по речевому развитию

Составление рассказа по картинке с использованием мнемотаблицы.

Тема: «Дикие и домашние животные»

Цель: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Обучающие:

*Учить составлять короткий рассказ по сюжетной картинке

*Закреплять умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа

*Активизировать в речи сложноподчиненные предложения

Развивающие:

*Развивать все компоненты устной речи

*Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа

*Развивать умение подбирать слова , сходные по звучанию

Воспитательные:

*Воспитание звуковой культуры речи

*Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Методические приемы:

Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательного рассказа  по  картинке), развивающие игры на развитие фонематического восприятия и звукового анализа, на расширение и обогащение словарного запаса, физкультминутка, загадки, использование мнемотаблиц.

Материал:

Сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей), модель теремка мнемотаблицы: волк, лиса, заяц, медведь.

Ж

В

Ж

М

Ж

З

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, вчера моя маленькая внучка снова прибежала ко мне с вопросом: «Я вчера видела большую корову, и с ней была маленькая коровка. Как про нее правильно сказать?» И она стала подбирать разные слова, как назвать детеныша коровы. Я объяснила, как назвать. Тогда она заинтересовалась и спросила: « А детки в садике знают?» Вот я вас и прошу помочь правильно назвать детенышей животных, а еще сказать, где они живут. Я уверена, что вы хорошо все знаете. Кто хочет поделиться своими знаниями?

 Как зовут у коровы детеныша? (теленок) а много? - телята

Корова с …телятами живет в коровнике, а в конуре кто спит?

Дети: Собака

Воспитатель: собака с малышами (щенками). В конуре собака со щенками, а в дупле кто?

Дети: белка

Воспитатель: белка с малышами (бельчатами). В дупле белка с бельчатами, а норе? (далее: лиса с лисятами, в дырочке под полом мышка с мышатами, в берлоге медведь с медвежатами , в логове волк с волчатами, дома кошка с котятами). Если дети затрудняются в подборе наименований, то подсказать им начало слова.

Игра «Чей домик?»

Воспитатель называет дома животных, а дети называют, какие детеныши в нем живут.

Чей дом-конура?

Конура-дом щенков.

Нора - дом (лисят)

Дупло – дом (бельчат)

Конюшня -  (жеребят)

Коровник – телят

Берлога - медвежат

Физкультминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге.

(Повороты вправо, влево)

Потянулся он со сна (потянуться)

К нам опять пришла весна

Чтоб скорей набраться сил (руки к плечам)

Головой медведь крутил (повороты головой)

Наклонился взад-вперед (наклоны)

Вот он по лесу идет (ходьба на месте)

Ищет Мишка корешки и с малиною кусты (повороты туловища)

Наконец медведь наелся и на бревнышко уселся (дети садятся)

Воспитатель: дети, тех животных, что живут в лесу, как называют одним словом?  (Дети называют и перечисляют).

А тех животных, что живут рядом с людьми, как называют? (Дети называют, перечисляют).

Воспитатель: посмотрите, какой интересный домик, словно   (теремок). Макет теремка. Какой гостеприимный домик.

(раздает детям  картинки с изображением детенышей) Дети,  вы рассмотрели  картинки?  Теремок  пускает пожить у себя всех: и зверят и птенцов только нужно правильно и вежливо попросить его об этом: если вы ошибетесь или неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыш не сможет попасть в домик. Дети подходят к теремку и стараются выполнить игровое задание, правильно просят: теремок, пусти, пожалуйста, наших бельчат, моего жеребенка и. т. д. Все малыши собрались в теремке. А теперь догадайтесь, о ком я загадаю загадку:

Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенек промелькнул как огонек?    (белка)

Дети отгадывают. А почему вы думаете, что это белка? Дети отвечают.

А вот еще загадка:

Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,

А когда придет весна, он проснется ото сна? (медведь)

Дети отгадывают. А как вы догадались, что это медведь?

Еще одну послушайте:

Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы – уши больше головы? (зайчик)

Кто-нибудь хочет рассказать о них. Чтобы рассказ получился интересным, можно  пользоваться мнемотаблицей и рассказывать о животном, которое он задумал, а мы угадаем. Дети составляют описательные рассказы, используя мнемотаблицы. Послушать  3 описания животных.

Воспитатель:  (дает оценку рассказам) и предлагает поиграть:

Слон большой, а собачка…(маленькая)

Летом тепло, а зимой…(холодно)

Кресло мягкое, а стул…(жесткий)

Дорога широкая, а тропинка…(узкая)

Соль соленая, сахар ….(сладкий)

Лимон кислый, а лук…(горький)

Дерево высокое, а кустик …(низкий)

Веревка толстая, а нитка…(тонкая)

У коровы хвост длинный, а у овцы…(короткий)

Земляника красная, а черника…(синяя)

Воспитатель:

Мы сегодня говорили о диких и домашних животных, предлагаю  вспомнить их, но с одним заданием: Покажите рисунок с животным, в названии которого  есть звук С, С’, З, З’, Ц, Ш,Ж, Щ, Л, Л’, Р, Р’.

Воспитатель: «Сегодня мне есть, что рассказать своей внучке. Спасибо вам, ребята. А вам понравилось занятие? Что нового узнали? На какие вопросы вам было сложно отвечать? Какие задания были трудные? Что еще хотите узнать о животных?

Анализ проведенного занятия:

На занятии дети работали активно, хорошо и быстро угадывали загадки, с увлечением участвовали в играх и упражнениях. Но в игре «Чей домик?» некоторые дети не могли  сказать правильно название детенышей в родительном падеже. Необходимо подобрать еще такие упражнения и позаниматься с теми детьми индивидуально. В игре с подборкой определений к существительным тоже были ошибки.  Во время индивидуальной работы с детьми этому будет уделено внимание. Желающих детей, составлять рассказы было много, так как этот прием  с мнемотаблицами и мнемодорожками уже использовался и дети его хорошо знают. Запланированный материал дети усвоили, цели и задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по непосредственно- образовательной деятельности. « Речевое развитие» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.» в подготовительной к школе группе

Конспект по О.О. « Речевому развитию» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.».Образовательная деятельность: « Познавательное развитие»,...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа из опыта работы на тему "Как мы помогаем маме" с использованием личностно-ориентированной технологии

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа из опыта работы на тему "Как мы помогаем маме" с использованием личностно-ориентированной технологии...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа по картинке «Лошадь с жеребенком»

В конспекте выдержанны все этапы, подробно расписан диалог воспитателя с детьми....

Конспект ООД по речевому развитию на тему: «Составление рассказа по картинкам «Семейный ужин» с детьми старшей группы

Конспект ООД по  речевому развитию на тему: «Составление рассказа по картинкам «Семейный ужин» с детьми старшей группы...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию на тему: " Составление рассказа по картинке " Лиса с лисятами"

Развивать речевое творчество. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Методические приёмы: наглядные, словесные, игровые. ...