Конспект совместной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «В гости к леснику»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Павлова Галина Афанасьевна

Конспект совместной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «В гости к леснику» (Учeбный материал в раздел "Детский сад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gr.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №144» города Чебоксары

Конспект

совместной деятельности по речевому развитию в средней группе

на тему: «В гости к леснику»

                                                                                       Выполнила:

                                                                                       Павлова Галина Афанасьевна

г. Чебоксары 2019 г.

I.Программное содержание: 

1. Формирование словаря:

1. Активизировать употребление в речи названий животных, их особенности.

2. Совершенствовать умение детей употреблять  в речи слова – антонимы, предлоги.

3. Формировать интерес к профессии лесника, подчеркивать значимость его труда.

2. Звуковая культура речи:

1. Продолжать учить различать на слух слова с определенным звуком.

3. Грамматический строй речи

 1. Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии).

2.Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.

4. Связная речь:

1. Развивать умение детей рассказывать, описывать животных с использованием дидактического материала.

5. Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к природе,  к животным, бережное отношение к ним,  дружелюбие,  употреблять  в речи вежливые слова.

2. Упражнять  детей в рисовании схемы – рисунков  животных, развивать мелкую моторику рук.

II. Методические приёмы:

1. Вводная часть.

- сюрпризный момент (воздушный шарик с письмом);

- беседа о профессии лесника;

 2. Основная часть.

- художественное слово;

- игра на определение звуков;

- словесные игры «Все наоборот»,  «Назови детеныша»;  «Маленький – большой», «Назови ласково»;

- физкультминутка;

- рассказ детей о животных;

- загадывание загадки;

- закрепление  названия животных на чувашском языке;

3. Заключительная часть:

- приход персонажа в форме лесника;

- моделирование;

- анализ детских работ;

- угощение

III. Индивидуальная работа:

1. Выучить с девочкой Асей загадку о ёжике.

. IV. Предшествующая работа:

1. Рассматривание иллюстраций;

2. Чтение книг:

а) Сказка Б. Гримм «Заяц и ёж»,

б) Е. Чарушин «Ёж»;

в) В. Бианки «Ёж – спаситель»;

г) Русск. нар. Сказка «Лисичка – сестричка  и  волк»;  « Заячья избушка», «Заяц  хваста»,  «Маша и медведь» и др.

3. Беседы с детьми. 

V. Подготовка материала к занятию:

1. Воздушный шар с письмом;

2.Игрушки: лиса, заяц, медведь, ёж;

3. Карточки с картинками;

4. Карточки с кружками, доски и простые карандаши на каждого ребенка, мольберт;

5. Макеты деревьев  ели, березы; пенёк, шишка.

6. Аудиозапись с пением птиц;

7. Гостинцы (печенье - грибочки, мармеладки – малинки в корзине).

VI. Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»

 - М.: Мозаика – Синтез, 2014.

2. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада  под ред. В.В. Гербова

- Издательство Мозаик – синтез Москва 2010

3. Словесные игры в детском саду под ред. А. К. Бондаренко

 -  Издательство «Просвещение»1997.

4. Логопедия/ речь – ритм – движение.

Лопухина И., - Дельта – Санкт – Петербург, 1999.

5. Развиваем мелкую моторику.

Т. А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2007.

Ход занятия:

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И  друг другу улыбнёмся"

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются.

1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!

 - Дети, посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем!

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами! Лесник».

- Оказывается, лесник приглашает вас к себе в гости.

- А вы знаете кто такой  лесник? Где он живёт? Как называется его домик? (сторожка)

(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)

- Вы согласны пойти в гости?

- А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, лиса. Скажите, где она сидит (за елкой). Как будет по - чувашски «лиса»? (Тиле) Ребята, скажите, какая она лиса? (Рассказ детей)

  Давайте у нее попросим

"Лисонька нам - расскажи,

Лисонька нам – покажи,

Как найти дорожку,

К леснику в сторожку?"

 -Покажу, конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика

(з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж), ветра (ш-ш-ш-ш), водички (с-с-с-с).

Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите.

песенку комарика (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег; забор.

песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;

песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

песенку водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево, сторожка.

Поиграйте со мной, пожалуйста, в игру «Все наоборот»

(Дети стоят в кругу, бросаю детям еловую шишку)

Чистый – грязный;

Большой – маленький;

Старый – молодой;

 Мокрый – сухой;

Узкий – широкий;

Высокий – низкий;

Холодный – горячий;

Веселый – грустный;

Маленький – большой;

- Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите зайчика, он вам покажет дорогу.

Смотрите, а вот и заяц. Ребята, где сидит заяц? (Под елкой)  как переводится на чувашский язык «заяц»? (Мулкач). Правильно ребята. Кто нам расскажет, какой он зайчик. Давайте у него мы вместе попросим.

"Заинька, нам - расскажи,

 Заинька, нам - покажи,

Как найти дорожку,

К леснику в сторожку?"

-Покажу. Только поиграйте со мной.

Д/и "Назови детеныша"

Я называю животного, а вы называете детеныша в единственном, а затем во множественном числе.

Лиса – лисенок – лисята

Заяц – зайчонок – зайчата

Медведь – медвежонок – медвежата

Волк – волчонок – волчата

Белка – бельчонок – бельчата

Ёж – ежонок – ежата

Бобер – бобренок – бобрята…

- Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

У ежика маленькая головка, а у медведя - большая головища

У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие глазищи.

У ежика маленький носик, а у медведя - большой носище.

У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие лапищи.

Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.

Физкультминутка:

 СЛОВА                                       ДЕЙСТВИЯ

На лесной опушке

 Встретились зверюшки.        (Ножками потопали)

Серенький ежонок,                  (Пальцы веером)

Рыженький лисенок,                  (Прыгаем в стороны)

Серенький зайчонок,                  (Показать руками "ушки на макушки")

И еще медвежонок                        (Изображаем косолапого)

Подружились мигом            (Взяться за руки)

И давай тут прыгать.        (Прыгаем на месте)

Молодцы! Идите дальше, там встретите медведя, он вам дальше дорогу покажет.

А вот и медведь. Ребята, скажите пожалуйста, где сидит медведь? (На пеньке). Как будет по – чувашски « медведь»? (упа)  Медведь какой? (Рассказ детей)

 Ребята, попросим вместе, где нам найти дорожку леснику.

"Мишенька, нам – расскажи,

Мишенька, нам - покажи,

Как найти дорожку,

К леснику в сторожку?"

-Конечно! Если вы со мной поиграете.

 Игра «Назови ласково»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови ласково» 

 Сейчас сядем на лужок и поиграем, дружочек (показываю картинки)

Лист - листочек, гриб - грибочек, цветок - цветочек, ягода - ягодка, солнце – солнышко,

гусеница - гусеничка, жук – жучок, роза - розочка,  яблоко – яблочко, туча – тучка, дождь – дождик, дождичек,  звезда – звездочка,

Молодцы ребята, вы ловко и быстро справились с этими заданиями. Продолжаем наше путешествие?

- Смотрите, ёжик, а где он сидит ? (перед деревом).  А как будет на чувашском  языке  «еж»? (Череп).  Давайте у него спросим, как нам добраться до лесника?

Ёжик, ёжик - расскажи,

Ёжик, ёжик - покажи,

Как найти дорожку,

К леснику в сторожку?"

-Покажу и расскажу, если вы расскажете про меня.

Ася, подойти ко мне, и загадай детям загадку, а вы отгадайте. 

    Я не усатый, не полосатый,

    Нет  у меня и большого хвоста.

    Только иголки, мои очень колки.

    Колючим зовусь неспроста. 

- Как вы думаете, для чего нужны ёжику колючие иголки?

- Чем же он питается?

- Как проводит ёж зимние дни и ночи? (Ёжик в основном питается насекомыми. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди, грибы, ягоды и фрукты.

С наступлением заморозков, накопив жировой запас, ёж впадает в спячку).

Какие сказки о еже вы знаете?

Молодцы! Много знаете.  Идите скорее к леснику, он уже вас, наверное, заждался.

Лесник: - Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне  мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали.

Расскажите, пожалуйста,  с кем вы встречались в лесу?  

Воспитатель: – А сейчас мы вам покажем, кого мы встречали в лесу. Ребята, возьмите доски,  листы с кругами и  карандаши, садитесь на стульчики. Сейчас  мы превратим эти кружочки в зверюшек.

-Даша, скажи, пожалуйста, кого мы первого встретили? А что отличает лису от других животных? Изобразите пальчиками лису.  Давайте на первом кругу покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

-А что есть у зайца, чего нет у других зверей?

-Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

-Владик, кого мы ещё встретили в лесу?

- Что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

-Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

-Продолжит Милена. Скажи, пожалуйста, кто нам встретился в лесу?

-Милена, а что есть у ёжика особенного?

-Правильно, нарисуем нашему ёжику иголки, можно подрисовать носик.

Лесник:

Какие вы молодцы, ребята! За хорошее поведение в лесу я угощу вас грибами ( сладкие печенья в форме грибов) и сладкой малинкой (мармеладки).  До свидания, ребята!

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, попрощайтесь с лесником.

А какое у вас настроение после прогулки в лес -  в гости к леснику?

-Тогда я вас приглашаю Солнышко нарисовать !

(Звучит весёлая музыка, один ребенок рисует в  коробочке с пшеном круг, а остальные подходят и рисуют пальчиками лучики солнца)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме "Птицы"

в конспекте отражена работа по речевому развитию детей средней группы по теме "Птицы"...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Цель НОД "В гостях у сказки": Развивать диалогическую форму речи, мелкую моторику рук....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Осень»

Активизация глагольного словаря дошкольников (капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится и другие); согласование глагола с существител...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме «Весна»

Цели: формирование навыков составления рассказа при помощи мнемотехники.Задачи:Образовательные:- активизировать предметный и глагольный  словарь детей по теме «весна»;- продолжат...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему «В гостях у Осени»

Данный конспект рассчитан на детей 4 — 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей л...