Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи «Как живут в деревне? Добрые избы» подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по развитию речи

«Как живут в деревне? Добрые избы»

подготовительная группа

«Лучики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_zhivut_v_derevne.dobrye_izby._office_word.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по развитию речи

«Как живут в деревне? Добрые избы»

подготовительная группа

 «Лучики»

Воспитатель: Натарова Л. П.

2019г.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по развитию речи

«Как живут в деревне? Добрые избы»

подготовительная группа

«Лучики»

Цель занятия:

- Расширить знания детей о традиционно — бытовой культуре русского народа, познакомить детей с историей русского народа через изучение устройства жилища наших предков (изба: её внешнее убранство).

Задачи:

- Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе.

- Дать общее представление детям о внешнем убранстве русской избы.

- Познакомить детей с особенностями деревенской жизни.

- Обогащать активный словарь, развивать все компоненты устной речи.

- Воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.

Оборудование: лавочки, стол, самовар, домашняя деревенская утварь.

Демонстрационный материал: презентация «Путешествие в деревню».

Методические приемы:

Словесные (беседа, вопросы).

Художественное слово (стихотворение, загадки).

Игровой (подвижная игра «Горелки»).

Ход занятия:

1 Слайд

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие!

Дети: Здравствуй хозяюшка!

Воспитатель: Гости в дом – хозяину радость. Сядем рядком, да поговорим ладком (садятся на скамеечки вокруг стола).

Воспитатель: Я вам загадку сейчас загадаю, а вы отгадайте, про что она.

В ней люди живут,

Очень рано встают, сажают, жнут,

Скотину пасут.

                          (Деревня)

(Стих  о деревне)

Домик в деревне

Виктор Фортунатов


Домик в деревне. А что еще надо?
Солнышко чтобы светило в окне
Ветки сирени цветущей в ограде,
Маслом пейзаж на сосновой стене.

Чтоб ветерок колыхал занавески.
Чистая скатерть была на столе,
Крашеный пол чтоб был вымыт до блеска,
Книги на полке, да кот в уголке.

Чтобы петляла от дома тропинка
К маленькой тихой и чистой реке,
Чтобы на солнце сверкала росинка,
Иль стрекоза на моем поплавке.

Домик в деревне. А что еще надо?
Встретить вечерний закат во дворе.
Сердцу усталому в жизни награда

-Ребята, кто из вас знает, что такое деревня?  (Ответы детей).

-Кто из вас был в деревне?

-У кого живёт бабушка в деревне?

-Вспомните, как называется деревня, в которой  живёт бабушка?

(вместе с детьми воспитатель  перечисляет названия  известных деревень района) Мальцево, Яя-Борик, Ново-николаевка, Берёзовка, Улановка.

-Какие дома в деревне? Каменные или деревянные?

- Такие деревянные дома в старину называли – изба.

- Изба — слово древнее. Оно обозначало деревянную постройку.

2 Слайд

Воспитатель: Ребята посмотрите на этот дом. Это русская изба. Строить такие избы начали давным-давно, более 500 лет назад.

В старину дома строили чаще из дерева, потому что вокруг много лесов, древесины.

Начиналось строительство с укладки первого венца избы.

3 Слайд

Венец — четыре скреплённых бревна, связанные в квадрат образующих

один ярус деревянного сруба.

(Показ слайда)

Венец к венцу подгоняли плотно, между ними щёлочки не увидишь. От слова плотно – образовано слово плотник. Деревянные дома строят мастера — плотники.

4 Слайд 

Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома — «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу.

5 Слайд

В древности строить или «рубить избу» выходили человек 20 или, как говорили в старину, «всем миром». Это было не простое занятие: мастера использовали только топор, никаких пил, гвоздей и молотков. Говорили: «Дом построить, не шапку на голову надеть.

 - Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу? (Ответы детей).

Не каждый мог построить избу, для этого нужен особый талант и мастерство.

6 Слайд

Место для дома выбирали высокое и сухое. Стояла изба лицом к дороге или реке. Посмотрите на эти рисунки.

- Лес и река кормят человека. Говорят «Возле леса жить – голодному не быть».

-Почему?

-Верно, в реке можно не только купаться, но и ловить рыбу.  А в лесу собирать   грибы и ягоды.

-Чем занимаются жители деревни?

7 Слайд

- Правильно, разводят и ухаживают за домашними  животными и птицами.

- Я сейчас вам загадки загадаю, а вы отгадайте:

 

В деревне есть часы такие,

Не мёртвые, а живые,

Ходят без завода.

Они птичьего рода

                                 (Петух)

Красивые лапки,

Длинная шея,

Щипет за пятки,

Беги без оглядки.

                                 (Гусь)

Ем и сено, и траву.

И жую, жую, жую.

Молочко потом даю.

Маме. Папе и ребёнку.

А зовут меня Бурёнка.

                                 (Корова)

-Каких домашних птиц и животных вы знаете?

-Какую пользу они приносят?

-Правильно: корова и коза даёт молоко, а из молока люди делают сметану, сыр, творог, масло сливочное и другие молочные продукты;

-лошадь перевозит тяжёлые грузы;

-овца даёт шерсть  из которой вяжут тёплые вещи;

-Курицы, гуси ,утки, индюки  несут яйца и дают нам мясо, перья и пух.

-Посмотрите,  чем   занимаются  жители деревни весной?

8 Слайд

- Обрабатывают землю, сеют зерновые.

-А осенью?

9 Слайд

-Убирают урожай.

-Что делают из зерна?

- Что ещё можно вырастить на земле?

-Правильно, овощи. Посмотрите, как деревенские жители собирают урожай.

10 Слайд

- Семьи были большие и жили все вместе: дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Детей в семье было много - по 8, по 9, по 10 человек. И все в семье помогали. «Семья крепка ладом», «Вся семья вместе, так и душа на месте».

- Как вы думаете, почему люди сложили пословицы? (Ответы детей).

11 Слайд

Физ. минутка

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Дедушке поклон»

Дети стоят в кругу.

Дедушке поклон – кланяются

Бабушке поклон – кланяются

Тете поклон – кланяются

Маме поклон – кланяются

А тебе (имя ребенка) – рост большой – подтягиваются.

12 Слайд

- Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день. 
- Когда дом был готов, люди «оживляли» его.

-Ту часть избы, которая выходила на улицу, называли «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у «лица» избы).
- Дом смотрел на мир окнами – глазами. Через них в избу входил солнечный свет. В окна  можно было видеть, что делается на улице.
- Называли окна ласково –
«оконца», и украшали наличниками. Почему они называются «Наличники»? (на личике)
13 Слайд

- Были у окошек и «ставни». Как вы думаете, что такое ставни?

-Верно, ставни – небольшие «дверцы» на окнах, которые  закрывали  на ночь. Их часто украшали резьбой.

-Как вы думаете, для чего нужны ставни?

- А как обогревался дом?

14 Слайд

-Да, в каждом доме стояла большая печка. В холодные зимние вечера хозяева грелись и спали на печи. Это было любимое место у всех ребятишек. Печка не только отапливала и согревала, но в ней ещё готовили еду: варили щи, кашу, пекли пироги, блины.

-Печку звали ласково «матушкой», так как она и грела, и кормила, и сушила. Ещё её называли «бабушкой».

-Послушайте, какую загадку сочинили люди про печку:

Бабушка седа – бела, зимою всем мила.

А как лето наступает, про бабушку забывают.

15 Слайд

- Как и у других домов, у изб были крыши.  Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшала голова коня, вырезанная из дерева. Люди верили, что конь охраняет домашний очаг.
- Хотелось бы вам пожить в таком доме?
- Такие красивые дома строили люди с любовью и добротой.
- А сейчас давайте поиграем в русскую народную игру, она называется:

16 Слайд

«Горелки»

Задачи: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.        

Описание:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. В середине водящий. Идут по кругу и поют народную считалку:

Гори, гори ясно.

Что - бы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Водящий с платочком в руке двигается поскоками внутри круга.

С окончанием считалки останавливается и поворачивается лицом к двум стоящим в кругу детям. Разбивает им руки платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.

Игра повторяется.

-Мы с вами сегодня познакомились с жизнью в деревне.

-Думаю, что вам всем теперь захочется погостить в деревне.

- Ну, а теперь принимайте от меня угощение (пирог). Пирог выдался на славу.

Дети идут пить чай с пирогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Первые шаги в мир театра» (первая младшая группа)

Материал на основе русской народной сказки "Курочка ряба" позволяет развивать речь детей и интерес к театральной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Акима « Апрель » в старшей группе.

Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.Добиваться хорошего запоминания стихотворения,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.Чтение рассказа Н.Носова « Фантазёры » в старшей группе.

Программное содержание:1. Образовательные задачи:Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;Подвести детей к пониманию идеи рассказа;Формировать умение давать краткие ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием социо-игровой технологии в подготовительной группе.

Здесь вы найдёте конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии в подготовительной группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию творческих способностей по теме: "Почему греет шуба". Подготовительная группа.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию творческих способностей по теме: "Почему греет шуба". Подготовительная группаИспользую скороговорки, пальчиковую гимнастику, массаж би...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

Цель: составление детьми рассказа о приключениях снеговика, формирование связной речи детей подготовительной группы.Развивающие задачи:- продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (подготовительная к школе группа)

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речиСоставление рассказа по картине «Зимние забавы»(подготовительная к школе группа)Цель: развивать умение сос...