Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи «Как живут в деревне? Добрые избы» подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по развитию речи
«Как живут в деревне? Добрые избы»
подготовительная группа
«Лучики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kak_zhivut_v_derevne.dobrye_izby._office_word.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по развитию речи
«Как живут в деревне? Добрые избы»
подготовительная группа
«Лучики»
Воспитатель: Натарова Л. П.
2019г.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по развитию речи
«Как живут в деревне? Добрые избы»
подготовительная группа
«Лучики»
Цель занятия:
- Расширить знания детей о традиционно — бытовой культуре русского народа, познакомить детей с историей русского народа через изучение устройства жилища наших предков (изба: её внешнее убранство).
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе.
- Дать общее представление детям о внешнем убранстве русской избы.
- Познакомить детей с особенностями деревенской жизни.
- Обогащать активный словарь, развивать все компоненты устной речи.
- Воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.
Оборудование: лавочки, стол, самовар, домашняя деревенская утварь.
Демонстрационный материал: презентация «Путешествие в деревню».
Методические приемы:
Словесные (беседа, вопросы).
Художественное слово (стихотворение, загадки).
Игровой (подвижная игра «Горелки»).
Ход занятия:
1 Слайд
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие!
Дети: Здравствуй хозяюшка!
Воспитатель: Гости в дом – хозяину радость. Сядем рядком, да поговорим ладком (садятся на скамеечки вокруг стола).
Воспитатель: Я вам загадку сейчас загадаю, а вы отгадайте, про что она.
В ней люди живут,
Очень рано встают, сажают, жнут,
Скотину пасут.
(Деревня)
(Стих о деревне)
Домик в деревне
Виктор Фортунатов
Домик в деревне. А что еще надо?
Солнышко чтобы светило в окне
Ветки сирени цветущей в ограде,
Маслом пейзаж на сосновой стене.
Чтоб ветерок колыхал занавески.
Чистая скатерть была на столе,
Крашеный пол чтоб был вымыт до блеска,
Книги на полке, да кот в уголке.
Чтобы петляла от дома тропинка
К маленькой тихой и чистой реке,
Чтобы на солнце сверкала росинка,
Иль стрекоза на моем поплавке.
Домик в деревне. А что еще надо?
Встретить вечерний закат во дворе.
Сердцу усталому в жизни награда
-Ребята, кто из вас знает, что такое деревня? (Ответы детей).
-Кто из вас был в деревне?
-У кого живёт бабушка в деревне?
-Вспомните, как называется деревня, в которой живёт бабушка?
(вместе с детьми воспитатель перечисляет названия известных деревень района) Мальцево, Яя-Борик, Ново-николаевка, Берёзовка, Улановка.
-Какие дома в деревне? Каменные или деревянные?
- Такие деревянные дома в старину называли – изба.
- Изба — слово древнее. Оно обозначало деревянную постройку.
2 Слайд
Воспитатель: Ребята посмотрите на этот дом. Это русская изба. Строить такие избы начали давным-давно, более 500 лет назад.
В старину дома строили чаще из дерева, потому что вокруг много лесов, древесины.
Начиналось строительство с укладки первого венца избы.
3 Слайд
Венец — четыре скреплённых бревна, связанные в квадрат образующих
один ярус деревянного сруба.
(Показ слайда)
Венец к венцу подгоняли плотно, между ними щёлочки не увидишь. От слова плотно – образовано слово плотник. Деревянные дома строят мастера — плотники.
4 Слайд
Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома — «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.
В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу.
5 Слайд
В древности строить или «рубить избу» выходили человек 20 или, как говорили в старину, «всем миром». Это было не простое занятие: мастера использовали только топор, никаких пил, гвоздей и молотков. Говорили: «Дом построить, не шапку на голову надеть.
- Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу? (Ответы детей).
Не каждый мог построить избу, для этого нужен особый талант и мастерство.
6 Слайд
Место для дома выбирали высокое и сухое. Стояла изба лицом к дороге или реке. Посмотрите на эти рисунки.
- Лес и река кормят человека. Говорят «Возле леса жить – голодному не быть».
-Почему?
-Верно, в реке можно не только купаться, но и ловить рыбу. А в лесу собирать грибы и ягоды.
-Чем занимаются жители деревни?
7 Слайд
- Правильно, разводят и ухаживают за домашними животными и птицами.
- Я сейчас вам загадки загадаю, а вы отгадайте:
В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые,
Ходят без завода.
Они птичьего рода
(Петух)
Красивые лапки,
Длинная шея,
Щипет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)
Ем и сено, и траву.
И жую, жую, жую.
Молочко потом даю.
Маме. Папе и ребёнку.
А зовут меня Бурёнка.
(Корова)
-Каких домашних птиц и животных вы знаете?
-Какую пользу они приносят?
-Правильно: корова и коза даёт молоко, а из молока люди делают сметану, сыр, творог, масло сливочное и другие молочные продукты;
-лошадь перевозит тяжёлые грузы;
-овца даёт шерсть из которой вяжут тёплые вещи;
-Курицы, гуси ,утки, индюки несут яйца и дают нам мясо, перья и пух.
-Посмотрите, чем занимаются жители деревни весной?
8 Слайд
- Обрабатывают землю, сеют зерновые.
-А осенью?
9 Слайд
-Убирают урожай.
-Что делают из зерна?
- Что ещё можно вырастить на земле?
-Правильно, овощи. Посмотрите, как деревенские жители собирают урожай.
10 Слайд
- Семьи были большие и жили все вместе: дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Детей в семье было много - по 8, по 9, по 10 человек. И все в семье помогали. «Семья крепка ладом», «Вся семья вместе, так и душа на месте».
- Как вы думаете, почему люди сложили пословицы? (Ответы детей).
11 Слайд
Физ. минутка
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Дедушке поклон»
Дети стоят в кругу.
Дедушке поклон – кланяются
Бабушке поклон – кланяются
Тете поклон – кланяются
Маме поклон – кланяются
А тебе (имя ребенка) – рост большой – подтягиваются.
12 Слайд
- Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день.
- Когда дом был готов, люди «оживляли» его.
-Ту часть избы, которая выходила на улицу, называли «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у «лица» избы).
- Дом смотрел на мир окнами – глазами. Через них в избу входил солнечный свет. В окна можно было видеть, что делается на улице.
- Называли окна ласково – «оконца», и украшали наличниками. Почему они называются «Наличники»? (на личике)
13 Слайд
- Были у окошек и «ставни». Как вы думаете, что такое ставни?
-Верно, ставни – небольшие «дверцы» на окнах, которые закрывали на ночь. Их часто украшали резьбой.
-Как вы думаете, для чего нужны ставни?
- А как обогревался дом?
14 Слайд
-Да, в каждом доме стояла большая печка. В холодные зимние вечера хозяева грелись и спали на печи. Это было любимое место у всех ребятишек. Печка не только отапливала и согревала, но в ней ещё готовили еду: варили щи, кашу, пекли пироги, блины.
-Печку звали ласково «матушкой», так как она и грела, и кормила, и сушила. Ещё её называли «бабушкой».
-Послушайте, какую загадку сочинили люди про печку:
Бабушка седа – бела, зимою всем мила.
А как лето наступает, про бабушку забывают.
15 Слайд
- Как и у других домов, у изб были крыши. Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшала голова коня, вырезанная из дерева. Люди верили, что конь охраняет домашний очаг.
- Хотелось бы вам пожить в таком доме?
- Такие красивые дома строили люди с любовью и добротой.
- А сейчас давайте поиграем в русскую народную игру, она называется:
16 Слайд
«Горелки»
Задачи: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.
Описание:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. В середине водящий. Идут по кругу и поют народную считалку:
Гори, гори ясно.
Что - бы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Водящий с платочком в руке двигается поскоками внутри круга.
С окончанием считалки останавливается и поворачивается лицом к двум стоящим в кругу детям. Разбивает им руки платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.
Игра повторяется.
-Мы с вами сегодня познакомились с жизнью в деревне.
-Думаю, что вам всем теперь захочется погостить в деревне.
- Ну, а теперь принимайте от меня угощение (пирог). Пирог выдался на славу.
Дети идут пить чай с пирогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Первые шаги в мир театра» (первая младшая группа)
Материал на основе русской народной сказки "Курочка ряба" позволяет развивать речь детей и интерес к театральной деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Акима « Апрель » в старшей группе.
Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.Добиваться хорошего запоминания стихотворения,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.Чтение рассказа Н.Носова « Фантазёры » в старшей группе.
Программное содержание:1. Образовательные задачи:Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;Подвести детей к пониманию идеи рассказа;Формировать умение давать краткие ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием социо-игровой технологии в подготовительной группе.
Здесь вы найдёте конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии в подготовительной группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию творческих способностей по теме: "Почему греет шуба". Подготовительная группа.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию творческих способностей по теме: "Почему греет шуба". Подготовительная группаИспользую скороговорки, пальчиковую гимнастику, массаж би...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»
Цель: составление детьми рассказа о приключениях снеговика, формирование связной речи детей подготовительной группы.Развивающие задачи:- продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (подготовительная к школе группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речиСоставление рассказа по картине «Зимние забавы»(подготовительная к школе группа)Цель: развивать умение сос...