Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Долгополова Ирина Алексеевна

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
Составление рассказа по картине «Зимние забавы»
(подготовительная к школе группа)
Цель:
 развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
Программное содержание:
- Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.
- Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
- Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание, в подборе прилагательных.
-Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.

-Развивать память, внимание, логическое мышление;

-Воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.


Материалы : картина «Зимние забавы», мяч, предметные картинки «Одежда» , ребусы.

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята.

- Здравствуйте.

-Сегодня  у дверей нашей группы я нашла необычное письмо. В письме зашифрованы слова, если вы угадаете эти слова, то узнаете , о чем пойдет речь на нашем занятии.

-Ну что готовы?

- Да.

 

                                   

-Мороз, зима, метель
Воспитатель:  Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии?

Дети: (о зиме).

Воспитатель:  Какое у нас сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы?

- Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой?

(На доске висят опорные картинки)

-Чем покрыта земля зимой?

-Какие бывают ветра?

-Какое солнце зимой?

-Что происходит зимой на реке?

-Какие стоят деревья?

- А что бывает только зимой? (снег)

- Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).

Воспитатель: продолжите предложение (игра с мячом)

Я люблю зиму, потому что… можно играть в снежки.

Я люблю зиму, потому что…

Я люблю зиму, потому что..

 

Воспитатель: ребята , а хотите еще поиграть в мяч?

-Да
(игра  с мячом) ЗИМА какая?
Снежная
Суровая
Морозная
Веселая Красивая
Нарядная
Холодная
Вьюжная и т.д.

СНЕГ какой?
Пушистый
Белый
Легкий
Мягкий
Холодный
Колючий
Рассыпчатый
Липкий
Хрустящий
Мокрый

НАСТРОЕНИЕ какое?
Веселое
Радостное
Праздничное
Грустное
Хорошее
Прекрасное
Плохое
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, запомните их , слова вам понадобятся при составлении рассказа..
Сейчас мы с вами отправимся на прогулку.
Воспитатель показывает вещи  (шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, купальник и т. д.).
Посмотрите на вещи и скажите, что нам необходимо для прогулки зимой. (дети перечисляют).
Воспитатель: Давайте составим предложения с этими словами. (Дети самостоятельно составляют предложения).
 

Воспитатель: Я знаю, что вы очень любите зиму. Поэтому вам принесла интересную картину. Хотите на неё посмотреть?

Дети: Да

Воспитатель: Чтобы нам было видно, подойдем к ней.

Игра с «Подзорной трубой» «Внимательные глазки»

Воспитатель: Давайте возьмем «подзорную трубу» (Имитация руками). А кто мне скажет, что такое подзорная труба? Посмотрим вдаль, на картину расскажите мне, что вы видите? (Необходимо назвать как можно больше объектов)

Дети: Девочка, мальчик. Собачка.

Воспитатель: Давайте придумаем, как их зовут.

Дети: Аня, Света, Ваня.

Воспитатель: Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день.

Упражнение «Волшебство».-

Воспитатель: Ребята. Давайте закроем глаза и представим, что мы попали внутрь картины – расскажем о своих впечатлениях. Но ведь они не сразу здесь оказались, давайте с вами придумаем, что с ними происходило до того, как они здесь оказались. А что с ними может произойти после?

- Расскажите о своих чувствах. Ангелина, ты представила себя в этой картине? Как тебе там, что ты почувствовала? (спросить 2-3 человека)

Коллективное составление плана рассказа.

-  А давайте придумаем название картине?

Дети: «Зимние забавы», «Зимние развлечения»

- С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима)

- О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)

- О чём будете рассказывать дальше? (О детях, о том, что они делают.) Во что они одеты?

- Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)

- Итак, ребята ,давайте составим план к нашему рассказу:

- Сначала вы дадите название картине.

-Затем  вы расскажете о времени года.

-Потом о погоде и природе.

- Затем, что делают дети, зачем дети пришли на горку, во что они одеты.

-В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.
- Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).
- Какое настроение вызывает у вас эта картина. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.

Примерные рассказы детей:

1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

2 ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети надели теплую одежду и  вышли на улицу. Петя и Маша катались на санках с горки. Катя ,Костя и Миша играли в хоккей. Кот Васька сидел на заборе и внимательно смотрел за детьми. Собака Жучка бегала за своим хозяином Артемом. Дети были довольны, потому что только зимой можно кататься с горки, кататься на лыжах.

3 ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.

Воспитатель: сегодня мы с вами составляли  рассказ по картине «Зимние развлечения». Да ,зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость и мы рады проказам матушки-зимы.

Молодцы, ребята,  умницы!

Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам. А от меня вам эти красивые снежинки.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_r.r.docx132.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
Составление рассказа по картине «Зимние забавы»
(подготовительная к школе группа)
Цель:
 развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
Программное содержание:
- Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.
- Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
- Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание, в подборе прилагательных.
-Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.

-Развивать память, внимание, логическое мышление;

-Воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.


Материалы : картина «Зимние забавы», мяч, предметные картинки «Одежда» , ребусы.

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята.

- Здравствуйте.

-Сегодня  у дверей нашей группы я нашла необычное письмо. В письме зашифрованы слова, если вы угадаете эти слова, то узнаете , о чем пойдет речь на нашем занятии.

-Ну что готовы?

- Да.

     https://avatars.mds.yandex.net/i?id=cf160967d51f4c200c211efb8c1d2d99-6598320-images-thumbs&n=13&exp=1                https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2020/12/kartinki-rebusy-12.jpg             https://avatars.mds.yandex.net/i?id=e9e9d74bc5b4d92470f84e7449ad0c9d-5878151-images-thumbs&n=13&exp=1

-Мороз, зима, метель
Воспитатель:  Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии?

Дети: (о зиме).

Воспитатель:  Какое у нас сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы?

- Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой?

(На доске висят опорные картинки)

-Чем покрыта земля зимой?

-Какие бывают ветра?

-Какое солнце зимой?

-Что происходит зимой на реке?

-Какие стоят деревья?

- А что бывает только зимой? (снег)

- Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).

Воспитатель: продолжите предложение (игра с мячом)

Я люблю зиму, потому что… можно играть в снежки.

Я люблю зиму, потому что…

Я люблю зиму, потому что..

Воспитатель: ребята , а хотите еще поиграть в мяч?

-Да
(игра  с мячом)
 ЗИМА какая?
Снежная
Суровая
Морозная
Веселая Красивая
Нарядная
Холодная
Вьюжная и т.д.

СНЕГ какой?
Пушистый
Белый
Легкий
Мягкий
Холодный
Колючий
Рассыпчатый
Липкий
Хрустящий
Мокрый

НАСТРОЕНИЕ какое?
Веселое
Радостное
Праздничное
Грустное
Хорошее
Прекрасное
Плохое
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, запомните их , слова вам понадобятся при составлении рассказа..
Сейчас мы с вами отправимся на прогулку.
Воспитатель показывает вещи  (шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, купальник и т. д.).
Посмотрите на вещи и скажите, что нам необходимо для прогулки зимой. (дети перечисляют).
Воспитатель: Давайте составим предложения с этими словами. (Дети самостоятельно составляют предложения).

Воспитатель: Я знаю, что вы очень любите зиму. Поэтому вам принесла интересную картину. Хотите на неё посмотреть?

Дети: Да

Воспитатель: Чтобы нам было видно, подойдем к ней.

Игра с «Подзорной трубой» «Внимательные глазки»

Воспитатель: Давайте возьмем «подзорную трубу» (Имитация руками). А кто мне скажет, что такое подзорная труба? Посмотрим вдаль, на картину расскажите мне, что вы видите? (Необходимо назвать как можно больше объектов)

Дети: Девочка, мальчик. Собачка.

Воспитатель: Давайте придумаем, как их зовут.

Дети: Аня, Света, Ваня.

Воспитатель: Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день.

Упражнение «Волшебство».-

Воспитатель: Ребята. Давайте закроем глаза и представим, что мы попали внутрь картины – расскажем о своих впечатлениях. Но ведь они не сразу здесь оказались, давайте с вами придумаем, что с ними происходило до того, как они здесь оказались. А что с ними может произойти после?

- Расскажите о своих чувствах. Ангелина, ты представила себя в этой картине? Как тебе там, что ты почувствовала? (спросить 2-3 человека)

Коллективное составление плана рассказа.

-  А давайте придумаем название картине?

Дети: «Зимние забавы», «Зимние развлечения»

- С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима)

- О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)

- О чём будете рассказывать дальше? (О детях, о том, что они делают.) Во что они одеты?

- Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)

- Итак, ребята ,давайте составим план к нашему рассказу:

- Сначала вы дадите название картине.

-Затем  вы расскажете о времени года.

-Потом о погоде и природе.

- Затем, что делают дети, зачем дети пришли на горку, во что они одеты.

-В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.
- Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).
- Какое настроение вызывает у вас эта картина. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.

Примерные рассказы детей:

1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

2 ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети надели теплую одежду и  вышли на улицу. Петя и Маша катались на санках с горки. Катя ,Костя и Миша играли в хоккей. Кот Васька сидел на заборе и внимательно смотрел за детьми. Собака Жучка бегала за своим хозяином Артемом. Дети были довольны, потому что только зимой можно кататься с горки, кататься на лыжах.

3 ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.

Воспитатель: сегодня мы с вами составляли  рассказ по картине «Зимние развлечения». Да ,зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость и мы рады проказам матушки-зимы.

Молодцы, ребята,  умницы!

Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам. А от меня вам эти красивые снежинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие состоит из 8 частей. В каждой части дети выполняют определённые задания....

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Продолжать учить составлять рассказы по картине, развивать речевую активность....

Конспект НОД по развитию речи, составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Конспект НОД по развитию речи, составление рассказа по картине "Зимние забавы"...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Задачи:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение подробн...