Тема: «СТРАНА ПРЕКРАСНЫХ СЛОВ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
«СТРАНА ПРЕКРАСНЫХ СЛОВ»
Конспект НОД Образовательная область развитие речи в старшей группе.
Образовательные задачи:
- Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов.
- Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов к существительным.
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях через участие в словесно-речевых играх.
- Продолжать упражнять детей в делении слов на слоги, в определении начального звука в словах.
- Раскрыть значение слова «ФАНТАЗИЯ».
Развивающие задачи:
- Развивать мышление, фонетический слух, эмоциональность.
- Развивать речь детей путем тренировки движений пальцев и кистей рук.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.
Методы и приёмы:
беседа, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей, решение проблемных ситуаций, сюрпризный момент, использование ТСО, наглядность.
Словарная работа: фантазия, солнце, речка, облака, щука, окунь, сом, карась, форель, карп, яркое, лучистое, теплое, светлое, горячее, течет, журчит, шумит, движется.
Материалы и оборудование: картина с изображением солнца, облаков, реки; корзина с конфетти, карточки с видами рыб; «волшебные ключики»; магнитофон и аудиозаписи: «Волшебная музыка», «Звуки реки», песня «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова); видеопроектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи Тема:"«СТРАНА ПРЕКРАСНЫХ СЛОВ»" | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
«СТРАНА ПРЕКРАСНЫХ СЛОВ»
Образовательные задачи:
- Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов.
- Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов к существительным.
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях через участие в словесно-речевых играх.
- Продолжать упражнять детей в делении слов на слоги, в определении начального звука в словах.
- Раскрыть значение слова «ФАНТАЗИЯ».
Развивающие задачи:
- Развивать мышление, фонетический слух, эмоциональность.
- Развивать речь детей путем тренировки движений пальцев и кистей рук.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.
Методы и приёмы:
беседа, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей, решение проблемных ситуаций, сюрпризный момент, использование ТСО, наглядность.
Словарная работа: фантазия, солнце, речка, облака, щука, окунь, сом, карась, форель, карп, яркое, лучистое, теплое, светлое, горячее, течет, журчит, шумит, движется.
Материалы и оборудование: картина с изображением солнца, облаков, реки; корзина с конфетти, карточки с видами рыб; «волшебные ключики»; магнитофон и аудиозаписи: «Волшебная музыка», «Звуки реки», песня «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова); видеопроектор.
Дети получают приглашение посетить волшебную Страну слов и отправляются в музыкальный зал. В музыкальном зале их встречает Фея (педагог).
Фея: Здравствуйте, мои милый дети! Спасибо, что откликнулись на мое приглашение и пришли ко мне в гости. Проходите, рассаживайтесь удобно, спину держите прямо (дети рассаживаются на стульчики).
Я – Фея из Страны прекрасных слов! Попадая в мою Страну, люди становятся добрее и внимательнее друг к другу, к окружающему их миру. А знаете почему? Потому что в моей Стране живут самые добрые, самые прекрасные, самые нежные слова. Их можно найти везде. А чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам совершить путешествие по моей Стране. Но в нашем путешествии нам понадобятся ваши знания. Вы умеете составлять предложения? Делить слова на слоги? Определять начальный звук в словах?
Дети: Да!
Фея: Если «да», то я уверена, что путешествие будет интересным. Вы готовы? Так как моя страна не обычная, то и в путешествие мы отправимся необычным способом, мы полетим на … (воздушном шаре).
(На экране появляется изображение воздушного шара).
А поможет нам в этом ФАНТАЗИЯ.
– Вы знаете, что такое ФАНТАЗИЯ?
(ответы детей)
Фея: (Обобщает): ФАНТАЗИЯ – это наши мечты, в которых мы что-то выдумываем, представляем то, чего на самом деле нет.
– Давайте все вместе произнесем это чудесное слово – ФАНТАЗИЯ. А теперь чуть тише – ФАНТАЗИЯ, а теперь шёпотом – ФАНТАЗИЯ.
(Дети сначала хором громко, затем тише, затем шёпотом при желании – индивидуально произносят это слово).
Фея: И так, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Сядьте прямо, закройте, пожалуйста, глаза.
(Звучит аудиозапись «Волшебной музыки»)
– Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. С высоты птичьего полета мы видим леса, поля, слышим журчание рек, пение птиц; чувствуем свежий запах воздуха после дождя. А теперь наш воздушный шар медленно опускается на землю (музыка стихает). Вот мы и прибыли. Открываем глаза.
(За время «полета» перед детьми выставляется панно с изображением солнца, облаков, реки).
Фея: (Загадка) Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце
Ну конечно это…..(солнце).
(Показать волшебной палочкой солнце).
Фея: А теперь произнесите это слово ласково.
Дети: Солнышко.
Фея: Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (подбор определений к слову солнышко)
Дети: Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…
Фея: Видите как много красивых и добрых слов вы смогли найти в моей стране. А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова».
Игра «Живые слова»
Фея: Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните.
(Фея говорит на ушко детям «солнышко», «ласкает», «нас»)
– Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый своё слово.
3 ребенка: Солнышко ласкает нас
Фея: Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что?
Дети: Предложение.
Фея: А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова.
Дети: Нас ласкает солнышко.
Фея: Какое предложение получилось у нас (Дети «читают» предложение).
А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко.
(Дети распространяют предложение, добавляя прилагательные)
Вот видите, какое красивое предложение у нас получилось. А украсили его вы своими добрыми и нежными словами. Солнышку так понравилось ваше предложение, что оно зовет вас поиграть.
Пальчиковая гимнастика.
(Дети встают в круг)
Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки…
(Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу)
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки!
(Дети быстро сжимают и разжимают кулаки)
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Выполняют хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем…
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
Фея: Молодцы. Прекрасно. А теперь присядьте, не забывайте про осанку. Отдохните, на облака посмотрите.
(звучит аудиозапись песни «Облака – белогривые лошадки»).
Как быстро по небу бегут облака!
Похоже одно на конька-горбунка.
Другое распахнуто – словно пальто,
А третье, похоже, не знаю на что.
(Фея волшебной палочкой указывает на облака)
Кто из вас догадался, на что похоже это облако?
( Дети рассматривают остальные облака, фантазируют, определяют, на что они похожи)
Дети: Облако похоже на машину, конфету, лошадку…
Фея: А вы когда-нибудь видели облака, похожие на что-то или на кого-то? Кто хочет об этом рассказать?
(Рассказы детей. Фея очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами, поддерживает инициативу и речевую самостоятельность детей).
Фея: Вы очень наблюдательны. А поделиться своими наблюдениями вам помогают слова. Вы знаете, что слова можно найти везде?
Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
Фея: Найдите слова на небе.
Дети: Солнце (облако).
Фея: Сколько слогов в слове солнце (облако).
Дети: В слове «солнце» - два («облако» - три) слога.
Фея: Почему? Докажите. Назовите первый (второй, третий) слог.
Дети: Солн-це, об-ла-ко.
Фея: Найдите слова на земле.
Дети: Речка.
Фея: Сколько слогов в слове «речка»? Как проверить правильность ответа?
Дети: В слове речка два слога (реч-ка).
Фея: Молодцы! Вы не только нашли слова, но и разделили их на слоги.
(Звучит аудиозапись «Звуки реки»)
– Послушайте, даже птицы запели, радуясь вашим ответам. Какие звуки кроме пения птиц вы еще слышите? (Звуки реки). Это шумит речка. А что еще делает речка?
Дети: Речка – течет, бежит, журчит, бурлит, шумит.
Фея: А теперь представьте себе, что мы плывем по речке.
Физкультминутка.
Дети встают возле стульчиков.
Мы плывем по теплой речке
Тихо плещется вода
(Дети имитируют движениями рук плавание в воде)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда
(Выполняют потягивание: руки вверх и в стороны)
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой
(Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями)
Наконец она садиться
На корягу под водой.
(Садятся на несколько секунд в глубокий присед).
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть – погуляем.
(Выполняют ходьбу на месте)
А теперь глубокий вдох –
И садимся на песок
(Выполняют вдох, а на выдохе садятся на стульчики).
Фея: Как промолвит речка волшебное словечко –
засыпают раки, позабыв о драке.
Как вы думаете, дети, кто еще живет в речке?
Дети: В речке живут рыбы.
Фея: Правильно. Ой, ребята, а где же мои рыбки? Все рыбки исчезли. Я знаю, как можно их вернуть. Но, без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбки попали снова в речку, надо определить первый звук в названии каждой рыбки.
(На экране появляется изображение щуки, сома, карася, окуня, форели, карпа).
– Вы узнали эту рыбу? Как она называется? С какого звука начинается слово «щука»?
(Дети называют рыб, определяют первый звук в слове).
– Найдите щуку в аквариуме и отпустите ее в речку.
– Молодцы, ребята. Своими знаниями вы помогли вернуться рыбкам в речку.
Рады, рады,
Рады, рыбки!
Появились в речке
Рыбкины улыбки.
– Вот и вы улыбнулись. А знаете почему? Потому что слово «улыбка» волшебное! (Фея берет в руки корзинку с конфетти).
Дует легкий ветерок,
У меня есть кузовок
В нем прекрасные слова –
Слова любви, слова добра.
– Я добавлю сюда и слово «улыбка».
(Фея подносит кузовок к губам и произносит слово «улыбка»)
– Ребята, а вы знаете прекрасные, добрые слова? Тогда добавьте их в мой кузовок. (Дети передают кузовок друг другу, называя «прекрасные» слова)
Фея: Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Воздушный шар ждет нас.
(На экране появляется воздушный шар, звучит аудиозапись «Волшебной музыки») – Закройте, пожалуйста, глаза. Мы снова летим сквозь облака и с птичьего полета прощаемся с волшебной Страной слов.
(За время «полета» убирается панно)
– Открывайте глаза, вот мы и дома. Вам понравилось путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Какие у вас ощущения после путешествия? Чувствуете ли вы себя добрее, внимательнее? Почему? А каким образом нам пригодились ваши знания в словах? Чем мы занимались в прекрасной Стране слов?
Дети: Помогли рыбкам вернуться в речку, назвав первый звук в слове, делили слова на слоги, составляли предложения о солнышке, вспоминали, на что похожи облака и т.д.
Фея: Добрые, хорошие слова делают нашу речь ярче, а человека счастливее. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. И тогда не будет между вами ссор и обид.
А вот и мой волшебный кузовок. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру, отправьте их в путешествие!
Дыхательное упражнение.
Вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.
(Дети достают из кузовка конфетти и сдувают с ладони).
Фея: А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от замечательной Страны прекрасных слов. Открывайте чаще двери этой страны и ищите в ней добрые, ласковые, нежные слова. Я уверена, вы их найдете, и речь ваша станет прекрасной, а вы – счастливыми. А поможет вам открывать двери волшебной страны фантазия.
До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Страна прекрасных слов"
Цель: Расширять представления детей о добрых, нежных, ласковых словах. Создать эмоциональный фон. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познаватель...
НОД "Путешествие в страну Прекрасных Слов "
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРЕКРАСНЫХ СЛОВ».Цель: развивать связную речь у детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, мелкую моторику рук.Задачи:1. Образовательные:-обогащать речь...
Страна прекрасных слов
Страна прекрасных слов...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну прекрасных слов».
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в страну прекрасных слов»....
Занятие по развитию речи в средней группе. Тема: «Страна прекрасных слов»
Показательное занятие по развитию речи в средней группе, способствующее расширению и активации словарного запаса детей, демонстрирующее запоминание стихотворений с помощью мнемонической таблицы....
Занятие по развитию речи в средней группе. Тема: «Страна прекрасных слов»
Занятие по развитию речив средней группе. Тема: «Страна прекрасных слов»...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну прекрасных слов».
Цель: развитие связной речи. Программные задачи: развивать умение применять в речи образные выражения; побуждать детей использовать в речи больше прилагательных, эпитетов; расширять и активизировать...