Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Сайзанак» с. Шекпээр
Барун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Речевое развитие»
Открытое занятие в старшей группе
на тему: «Части тела»
Воспитатель: Ондар Идегел Уран-ооловна
с. Шекпээр, 2018г
Открытое занятие в старшей группе на тему: «Части тела»
Возрастная группа: старшая группа
Область: «Речевое развитие».
Интеграция областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Тип занятия: игра-викторина
Формы образовательной деятельности:групповая
Виды детской деятельности: познавательная, музыкальная,
Цель: Учить детей называть части тела на русском языке.
Задачи:
Образовательные задачи: Обогащать словарный запас детей; закреплять названия геометрических фигур;
Развивающие задачи: Развивать внимание, мышление, речь, артикуляционную моторику, общую и мелкую моторику, слуховое восприятие, обоняние;
Воспитательные задачи: Воспитывать заботливое отношение к своему организму.
Материалы к занятию: Презентация по теме, электронная артикуляционная гимнастика для губ и языка, яблоко, проектор, компьютер, музыкальный центр, геометрические фигуры на каждого ребенка (овал, круг, 2 длинных прямоугольника, 2 коротких прямоугольника).
Словарная работа: видим – коруп турар бис,
слышим – дыннап турар бис,
дышим – тынып турар бис,
нюхаем – чыттап турар бис,
держим – тудуп турар бис.
Подготовительная работа: Подбор материала в познавательный центр.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворение «Здравствуйте!».
Методы: наглядный, словесный, игровой.
Планируемый результат: обогащение словаря и знания по данной теме, развитие связной грамматически правильной диалогической речи.
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1 | Вводная часть Организационный момент | Ребята, давайте расскажем стихотворение «Здравствуйте!» Здравствуйте! – ты скажешь человеку Здравствуй! – улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет. - А теперь, улыбнулись друг другу. Прежде чем начать занятие, давайте сделаем веселую гимнастику для губ и языка. Электронная артикуляционная гимнастика для губ и языка. | Дети поздоровается. Читает стихотворение Дети делают артикуляционную гиминаститку | 2мин |
2 | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадывайте. На Земле он всех сильней, Потому что всех умней. Кто это? (Человек). Правильно, молодцы. Мы будем учиться говорить о человеке, о частей тела человека. (Показ слайда о строении человека). - Давайте научимся называть части тела человека, повторяйте вместе со мной. Это голова. Что есть в голове у человека? Это глаза, это нос, это уши, это рот, это руки, это шея, это живот, это ноги. Всё это части тела человека. Теперь давайте, проговаривать чистоговорку. Чистоговорка. Ра-ра-ра – начинается игра Ру-ру-ру – продолжаем мы игру Ры-ры-ры – учим текст мы игры Ра-ра-ра – вот и кончилась игра. | Дети отвечают | 5 |
3 | Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | А сейчас поиграем в игру. Игра называется «Что было бы, если не было…?» Игра «Что было бы, если не было…» В: Закроем глазки руками. Вы меня видите? (Нет.) Значит, что мы делаем глазами? (Глазами мы видим.) Теперь закроем уши. Вы меня слышите? (Назвать 2-3 детей по именам.) Значит, ушами мы слышим. Закрывайте нос. Вы можете дышать? (Нет, не можем дышать.) Теперь закрывайте глаза, понюхайте что это. (Караанар ажытпайын чыттааш, бо чуу-дур танып корунерем, уруглар). (Это яблоко.) Правильно, молодцы. Скажите, для чего нам нужен нос? Носом что мы делаем? (Носом мы дышим, нюхаем.) Закроем рот. Вы можете говорить? (Нет.) Ртом мы говорим. Ещё что мы делаем ртом? (Кушаем.) А теперь спрячьте руки назад. Представьте, что у вас нет рук, вы можете держаться за руки? (Нет.) Правильно, мы руками держим. Представьте, что у вас нет ног. Вы можете ходить? (Нет.) Правильно, мы без ног не можем ходить. Мы ногами ходим, прыгаем, бегаем. Что было бы, если не было глаз, носа, рук, ног…. Да, поэтому нам надо беречь свои части тела, свой организм. Молодцы, ребята, а теперь давайте отдохнем. Встали в круг. Музыкальная физкультминутка. | Дети закрыли глазки. Ответы детей. Дети делают физминутку под музыкой. Танцует . | 7 мин |
4 | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Ребята, садитесь за стол, будем играть в игру «Сделай человечка». Игра с геометрическими фигурами «Сделай человечка». Перед вами лежат геометрические фигуры: круг, овал, два коротких прямоугольника, и два длинных прямоугольника. «Положите овал, сверху на овал круг, внизу овала-два длинных прямоугольника, сверху справа от овала – короткий прямоугольник, сверху слева от овала – еще один короткий прямоугольник». Что у вас получилось? (Человек.) Правильно человек, молодцы. | 4 мин | |
5 | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | А теперь, встали в круг, поиграем в пальчиковую игру: Пальчиковая игра «Части тела». Очень сложен человек: Двое глаз и двое век. И – внимательно смотри! – Уха два и две ноздри. А вот пальчиков – по пять, Чтобы ими все держать. | Дети встали в круг и играют пальчиковую игру. | 3мин |
6 | Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний. | Ребята, о чем сегодня мы говорили? Что мы делали? Да, молодцы. Ребята, сегодня вы узнали много интересного, изучили наше тело и разобрались какие части тела и органы у нас есть и для чего они нужны. Но вы должны не забывать о самом главном, Человек должен быть всегда опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. Для этого надо ежедневно мыть руки, причесываться, купаться, чистить зубы, ухаживать за своей одеждой, не лениться, делать утренние зарядки и правильно питаться. Расскажите, что именно вам понравилась больше всего? Мне очень понравилось с вами заниматься. | Ответы детей. | 2мин |
7 | Рефлексия | Воспитатель: Если вам понравилось игра, возьмите сердечки, а если вам было трудно отвечать на вопросы, возьмите звездочки. До свидания! | Дети выбирают сердечки | 1мин |
Самоанализ открытого занятия в старшей группе на тему: «Части тела»
Возрастная группа: старшая группа
Область: «Речевое развитие».
Интеграция областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Тип занятия: игра-викторина
Формы образовательной деятельности: групповая
Виды детской деятельности: познавательная, музыкальная,
Цель: Учить детей называть части тела на русском языке.
Задачи:
Образовательные задачи: Обогащать словарный запас детей; закреплять названия геометрических фигур;
Развивающие задачи: Развивать внимание, мышление, речь, артикуляционную моторику, общую и мелкую моторику, слуховое восприятие, обоняние;
Воспитательные задачи: Воспитывать заботливое отношение к своему организму.
Материалы к занятию: Презентация по теме, электронная артикуляционная гимнастика для губ и языка, яблоко, проектор, компьютер, музыкальный центр, геометрические фигуры на каждого ребенка (овал, круг, 2 длинных прямоугольника, 2 коротких прямоугольника).
Словарная работа: видим – коруп турар бис,
слышим – дыннап турар бис,
дышим – тынып турар бис,
нюхаем – чыттап турар бис,
держим – тудуп турар бис.
Подготовительная работа: Подбор материала в познавательный центр.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворение «Здравствуйте!».
Методы: наглядный, словесный, игровой.
Планируемый результат: обогащение словаря и знания по данной теме, развитие связной грамматически правильной диалогической речи.
Структура (ход) занятия
Этапы занятия Деятельность
Вводная часть: 2 минут
Организационный момент. Приветствие гостей. Художественное слово.
Проблемная ситуация (мотивация) и постановка, принятие детьми цели занятия: 5мин
Основная часть занятия:7 мин
Воспитатель объясняет правило занятия.
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД.
Начинали с артикуляционной гимнастикой. Отгадывание загадку.
Открытие детьми новых знаний: 4мин.
Во время занятия использовала наглядно-демонстрационный метод (показ презентации на выбранную тему, словесный метод (вопрос и ответ, чтение стихов, по мнемодорожке читали пословицы, объяснение, пояснение по слайдам, практического материала). Дети работали хорошо, переживали, хлопали, по смеялись между собой.
Физкультминутку провели в виде музыкальной паузы.
Самостоятельное применение нового на практике: 3мин.
Закрепляли полученные знания и играли игру: Игра называется «Что было бы, если не было…?»
.
Заключительная часть: 2 мин
Фронтальный опрос. Ребята, о чем сегодня мы говорили? Что мы делали?
Рефлексия: 1мин
Дети выбирали сердечки.
Сегодня мною проведена непосредственная образовательная деятельность по русскому языку в старшей группе.
Форма занятия – традиционная.
Тема занятия «Части тела».
Цель моего занятия: Учить детей называть части тела на русском языке.
Для достижения этой цели, я поставила следующие задачи:
Образовательные задачи: Обогащать словарный запас детей;
Развивающие задачи: Развивать внимание, мышление, речь, артикуляционную моторику, общую и мелкую моторику, слуховое восприятие, обоняние;
Воспитательные задачи: Воспитывать заботливое отношение к своему организму.
На занятии я использовала следующие материалы: Презентация по теме, электронная артикуляционная гимнастика для губ и языка, яблоко, проектор, компьютер, музыкальный центр, геометрические фигуры на каждого ребенка (овал, круг, 2 длинных прямоугольника, 2 коротких прямоугольника).
Для достижения вышеназванных задач, я при проведении занятия использовала следующие методы:
Словесный метод: объяснение, вопросы и ответы, художественное слово;
Словарная работа:
видим – коруп турар бис,
слышим – дыннап турар бис,
дышим – тынып турар бис,
нюхаем – чыттап турар бис,
держим – тудуп турар бис.
-Наглядный метод: слайды презентации к теме, образец фигуры человека из геометрических фигур;
-Практический метод: выполнение практического задания.
-Игровой метод.
А также использовались технологии:
- ИКТ: ноутбук, проектор, мышь, музыкальный центр;
- Здоровьесберегающая технология:
а) психогимнастика для поднятия настроения детей;
б) электроннаяартикуляционная гимнастика для губ и языка;
в) чистоговорка;
д) пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики;
е) музыкальная физкультминутка на снятие напряжения и усталости;
ж) игра с геометрическими фигурами на развитие мелкой моторики рук.
На занятии участвовали 8 детей. Дети активно с интересом играли в предложенные игры, выполняли практические задания, отвечали на заданные мною вопросы.
По участиям детей на занятии я думаю, что поставленные мною задачи занятия реализованы и достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...