"Быт и обычаи мордвы" открытое занятие по речевому развитию (кружковая работа) для педагогов старших групп.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
«Быт и обычаи мордвы" открытое занятие по речевому развитию (кружковая работа) для педагогов старших групп.
Программное содержание:
- закрепить знания детей о нашей республике, родном поселке;
- формировать у детей представление об истории, культуре и быте мордвы;
- систематизировать и закреплять имеющиеся знания у детей об истории и традициях мордовского народа;
- расширять представления дошкольников о предметах быта мордвы;
- способствовать развитию музыкального слуха;
- воспитывать навыки культуры общения, доброжелательность, гостеприимство, вежливость, любовь к родному краю.
Предварительная работа: разучивание стихов, потешек, игр, песен, считалок на эрзянском языке, обучение эрзянского языка и мн. другое.
Материал: женский национальный костюм, сундук, деревянная и глиняная посуда, и др. предметы быта, ИТК.
Ход занятия
В музыкальном зале расставлены декорации мордовской избы.
Воспитатель: - Эйкакшт, сегодня у нас много гостей. Мы рады встречи с гостями! Поздороваемся с гостями! – Здравствуйте! – Шумбратадо!
- Эйкакшт, давайте немного расскажем о себе нашим гостям на зрзянском языке.
- Монь лемем Ольга Алексеевна. Кода тонь леметь?
(Дети перечисляют свои имена на эрзянском языке)
Дети: - Монь лемем Даяна,…, Захар.
Воспитатель: Кода тонь фамилият?
Дети: (перечисляют свои фамилии: Монь фамилиям Лукьянова,… .)
Воспитатель: - Зяро тонь иеть?
Дети: (говорят сколько им лет. – Монь вете (5 ) ием).
Воспитатель: - тон цёрыне / тейтерька?(Ты мальчик или девочка?)
Дети: - Мон цёрыне/ тейтерька.
Воспитатель:- Косо тон эрят?(Где ты живешь?)
Дети: - Мон эрян п. Комсомльскийсэ, …. .
Воспитатель: Виде.
Воспитатель: Эйкакшт, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Виде, а какой главный город России? – (Москва). А наша республика как называется? – (Республика Мордовия). А вы любите наш поселок? Как он называется ? – (п. Комсомольский). Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Очень она красивая, самобытная и многонациональная. Люди каких национальностей живут у нас в Мордовии? – (русские, татары, грузины, мордва…). Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. А хотите узнать как жили мордва раньше? Сегодня мы с вами узнаем, как жили люди раньше. И я предлагаю пройти вам в мордовскую избу.
Зашли в избу. Дети осматриваются. Садятся на лавку.
Давным – давно, когда еще жили наши прадедушки и не было никакой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордва старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса были очень богатые. И водились там разные дикие звери.
- А каких диких зверей и птиц вы знаете? (заяц-нумоло, лиса- ривезь, медведь – овто, белка – ур,волк - вергиз, кабан – идем туво, еж – сель, сорока – сезяка, синица (пиже озяз), воробей (озяз), дятел (шекшата), снегирь (тынгай), Сова (покш пря корш), ворона (варака). Виде, молодцы!
- А содамоевкстт (загадки), стихи, потешки вы знаете про животных и птиц на эрзянском языке?
Дети: стихи
Нумолнэ, нумолнэ,
Нурькине пулыне,
Кувака пильгине,
Ашине шубине,
Нумолкай –ашине,
Нумолкай- мазыйне.
Эрясь – аштесь вирьсэ овто,
Киненьгак седее эзь евта.
Арасель нешке пирезэ
Ульнесь медь парезэ.
- А Ангелина знает потешку :
- Ах, сезяка, сезяка,
Мекс пулынеть кувака?
- од уряжем казизе,
Пуло пезэм содызе.
А сейчас послушайте загадки (содамоевкст)на эрзянском языке и отгадайте их.
- Тельня ашо, кизна шержей? («Зимой белый, летом серый»)
(Нумоло (Заяц.)
- Вирьга чийни, ярсамс вешни. («По лесу рыщет, что поесть ищет»)
(Верьгиз (Волк.)
- Кизна яки, тельня уды. («Летом бродит, зимой спит»)
(Овто (Медведь.)
Воспитатель: Виде, а я знаю вот такую загадку:- Велев вечки якамо, ды саразонь саламо. («В деревню бегает, кур крадет») – Кто это?
(Ривезь (Лиса.)
(картинки животных на интерактивной доске)
Воспитатель: Виде, эйкакшт, молодцы! Я предлгаю поиграть вам в знакомую мордовскую игру «В вОрона» - «Варакасо».
По считалке выбираем клушку и ворона .
Вейке, кавто,кемгавтово,
Юты цера шапкавтомо,
Сонсь а сыре, сонсь а од,
Веленть лангсо счетовод.
(содержание игры: выбираются клушка и ворон, остальные цыплята. Клушка гуляет с цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон).
- нарвицька,нарвицька, максык монень вейке ципакат! - вай , варака, а макса! - Сестэ мон весе эйкакшот кантнесынь. | - клушка,клушка, дай мне своего цыпленка. Ой,ворон, не дам. - ну тогда я всех цыплят твоих утащу. |
Воспитатель: Мельзенк тусь налксемась? – понравилась вам игра?
Дети садятся на стульчики.
Эйкакшт, дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из беревен. Все предметы мебели – стол, скамьи- были изготовлены своими руками из дерева. Посмотрите, какой посудой, а раньше это называлось утварь, пользовались наши предки. Давайте назовем ее на эрзянском языке (тарелка – вакан, ложка – пенч, бокал - кружка). Утварь мордвы изготавливалась из глины, дерева (дети рассматривают посуду). В такой посуде готовилась традиционная мордовская еда. Эйкакшт, а кто вспомнит, как называются на эрзянском языке блюда, приготавливаемые нашими предками?
Дети: щи- ям, пироги – прякат, хлеб – кши, картошка – модамарь, молоко – ловцо.
Воспитатель: А самая знаменитая мордовская еда?
Дети: блины – пачалксеть.
Воспитатель: Виде. Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. По середине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтоб он не плакал. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки (лавсень морот). И вы знаете мордовскую колыбельную песенку, я предлагаю вспомнить.
(Поют девочки) :
1.баю баю баю баю бай
Баю баю церынем.
2. баю баю баю баю бай
Баю путыть кединеть!
3. баю баю баю баю бай
Удок, тиринь левкскинем!
Воспитатель: Какая хорошая песня. Дети раньше в школе не учились, а нянчили своих младших сестренок и братишек, а еще они работали вместе с родителями в поле. А одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Мордва очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее вот в таких сундуках.
(воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску, где изображен эрзянский женский национальный костюм).
Эйкакшт, давайте назовем уже знакомые вами предметы одежды.
Женщины шили рубахи (панар), потом их вышивали и делали украшения. Обязательно для костюма мордовок были пояса – карькс, пулай (набедренное украшение). А на голове - паця – платок, кокошник. На ногах у женщин –карть (лапти). А сколько украшений у мордовочки – эрзянки, ведь не зря говорят: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь». Мордовский народ очень любил водить хоровод и веселиться. Я предлагаю вам исполнить мордовский танец.
Танец.
Воспитатель: Эйкакшт, сегодня на экскурсии в мордовской избе мы с вами еще раз вспомнили, как жили наши предки, закрепили слова на эрзянском языке, обозначающие мордовские традиционные блюда название диких животных и птиц посуды, познакомились с новыми словами обозначающие элементы мордовского костюма, правильно произносили мордовские слова.
Эйкакшт, не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!
А закончить наше занятия мне хочется такими словами:
Люблю тебя, Мордовия моя,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей.
(В конце дети раздают гостям подарки, сделанные своими руками - медальоны ).- Вастомазонок!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon._otkrytogo_zanyatiya._po_mordovii.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быт и обычаи мордвы" открытое занятие по речевому развитию (кружковая работа) для педагогов старших групп.
Программное содержание:
- закрепить знания детей о нашей республике, родном поселке;
- формировать у детей представление об истории, культуре и быте мордвы;
- систематизировать и закреплять имеющиеся знания у детей об истории и традициях мордовского народа;
- расширять представления дошкольников о предметах быта мордвы;
- способствовать развитию музыкального слуха;
- воспитывать навыки культуры общения, доброжелательность, гостеприимство, вежливость, любовь к родному краю.
Предварительная работа: разучивание стихов, потешек, игр, песен, считалок на эрзянском языке, обучение эрзянского языка и мн. другое.
Материал: женский национальный костюм, сундук, деревянная и глиняная посуда, и др. предметы быта, ИТК.
Ход занятия
В музыкальном зале расставлены декорации мордовской избы.
Воспитатель: - Эйкакшт, сегодня у нас много гостей. Мы рады встречи с гостями! Поздороваемся с гостями! – Здравствуйте! – Шумбратадо!
- Эйкакшт, давайте немного расскажем о себе нашим гостям на зрзянском языке.
- Монь лемем Ольга Алексеевна. Кода тонь леметь?
(Дети перечисляют свои имена на эрзянском языке)
Дети: - Монь лемем Даяна,…, Захар.
Воспитатель: Кода тонь фамилият?
Дети: (перечисляют свои фамилии: Монь фамилиям Лукьянова,… .)
Воспитатель: - Зяро тонь иеть?
Дети: (говорят сколько им лет. – Монь вете (5 ) ием).
Воспитатель: - тон цёрыне / тейтерька?(Ты мальчик или девочка?)
Дети: - Мон цёрыне/ тейтерька.
Воспитатель:- Косо тон эрят?(Где ты живешь?)
Дети: - Мон эрян п. Комсомльскийсэ, …. .
Воспитатель: Виде.
Воспитатель: Эйкакшт, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Виде, а какой главный город России? – (Москва). А наша республика как называется? – (Республика Мордовия). А вы любите наш поселок? Как он называется ? – (п. Комсомольский). Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Очень она красивая, самобытная и многонациональная. Люди каких национальностей живут у нас в Мордовии? – (русские, татары, грузины, мордва…). Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. А хотите узнать как жили мордва раньше? Сегодня мы с вами узнаем, как жили люди раньше. И я предлагаю пройти вам в мордовскую избу.
Зашли в избу. Дети осматриваются. Садятся на лавку.
Давным – давно, когда еще жили наши прадедушки и не было никакой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордва старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса были очень богатые. И водились там разные дикие звери.
- А каких диких зверей и птиц вы знаете? (заяц-нумоло, лиса- ривезь, медведь – овто, белка – ур,волк - вергиз, кабан – идем туво, еж – сель, сорока – сезяка, синица (пиже озяз), воробей (озяз), дятел (шекшата), снегирь (тынгай), Сова (покш пря корш), ворона (варака). Виде, молодцы!
- А содамоевкстт (загадки), стихи, потешки вы знаете про животных и птиц на эрзянском языке?
Дети: стихи
Нумолнэ, нумолнэ,
Нурькине пулыне,
Кувака пильгине,
Ашине шубине,
Нумолкай –ашине,
Нумолкай- мазыйне.
Эрясь – аштесь вирьсэ овто,
Киненьгак седее эзь евта.
Арасель нешке пирезэ
Ульнесь медь парезэ.
- А Ангелина знает потешку :
- Ах, сезяка, сезяка,
Мекс пулынеть кувака?
- од уряжем казизе,
Пуло пезэм содызе.
А сейчас послушайте загадки (содамоевкст)на эрзянском языке и отгадайте их.
- Тельня ашо, кизна шержей? («Зимой белый, летом серый»)
(Нумоло (Заяц.)
- Вирьга чийни, ярсамс вешни. («По лесу рыщет, что поесть ищет»)
(Верьгиз (Волк.)
- Кизна яки, тельня уды. («Летом бродит, зимой спит»)
(Овто (Медведь.)
Воспитатель: Виде, а я знаю вот такую загадку:- Велев вечки якамо, ды саразонь саламо. («В деревню бегает, кур крадет») – Кто это?
(Ривезь (Лиса.)
(картинки животных на интерактивной доске)
Воспитатель: Виде, эйкакшт, молодцы! Я предлгаю поиграть вам в знакомую мордовскую игру «В вОрона» - «Варакасо».
По считалке выбираем клушку и ворона .
Вейке, кавто,кемгавтово,
Юты цера шапкавтомо,
Сонсь а сыре, сонсь а од,
Веленть лангсо счетовод.
(содержание игры: выбираются клушка и ворон, остальные цыплята. Клушка гуляет с цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон).
- нарвицька,нарвицька, максык монень вейке ципакат! - вай , варака, а макса! - Сестэ мон весе эйкакшот кантнесынь. | - клушка,клушка, дай мне своего цыпленка. Ой,ворон, не дам. - ну тогда я всех цыплят твоих утащу. |
Воспитатель: Мельзенк тусь налксемась? – понравилась вам игра?
Дети садятся на стульчики.
Эйкакшт, дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из беревен. Все предметы мебели – стол, скамьи- были изготовлены своими руками из дерева. Посмотрите, какой посудой, а раньше это называлось утварь, пользовались наши предки. Давайте назовем ее на эрзянском языке (тарелка – вакан, ложка – пенч, бокал - кружка). Утварь мордвы изготавливалась из глины, дерева (дети рассматривают посуду). В такой посуде готовилась традиционная мордовская еда. Эйкакшт, а кто вспомнит, как называются на эрзянском языке блюда, приготавливаемые нашими предками?
Дети: щи- ям, пироги – прякат, хлеб – кши, картошка – модамарь, молоко – ловцо.
Воспитатель: А самая знаменитая мордовская еда?
Дети: блины – пачалксеть.
Воспитатель: Виде. Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. По середине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтоб он не плакал. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки (лавсень морот). И вы знаете мордовскую колыбельную песенку, я предлагаю вспомнить.
(Поют девочки) :
1.баю баю баю баю бай
Баю баю церынем.
2. баю баю баю баю бай
Баю путыть кединеть!
3. баю баю баю баю бай
Удок, тиринь левкскинем!
Воспитатель: Какая хорошая песня. Дети раньше в школе не учились, а нянчили своих младших сестренок и братишек, а еще они работали вместе с родителями в поле. А одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Мордва очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее вот в таких сундуках.
(воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску, где изображен эрзянский женский национальный костюм).
Эйкакшт, давайте назовем уже знакомые вами предметы одежды.
Женщины шили рубахи (панар), потом их вышивали и делали украшения. Обязательно для костюма мордовок были пояса – карькс, пулай (набедренное украшение). А на голове - паця – платок, кокошник. На ногах у женщин –карть (лапти). А сколько украшений у мордовочки – эрзянки, ведь не зря говорят: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь». Мордовский народ очень любил водить хоровод и веселиться. Я предлагаю вам исполнить мордовский танец.
Танец.
Воспитатель: Эйкакшт, сегодня на экскурсии в мордовской избе мы с вами еще раз вспомнили, как жили наши предки, закрепили слова на эрзянском языке, обозначающие мордовские традиционные блюда название диких животных и птиц посуды, познакомились с новыми словами обозначающие элементы мордовского костюма, правильно произносили мордовские слова.
Эйкакшт, не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!
А закончить наше занятия мне хочется такими словами:
Люблю тебя, Мордовия моя,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей.
(В конце дети раздают гостям подарки, сделанные своими руками - медальоны ).- Вастомазонок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ...
Конспект занятия по кружковой работе для детей старшей группы "Путешествие на остров "Театр"
Конспект занятия по кружковой работедля детей старшей группыТема: « Путешествие на остров «Театр»...
Конспект итогового занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) в старшей группе «Путешествие по миру литературы»
это занятие проводиться в конце учебного года в старшей группе....
Конспект занятия по речевому развитию "Составление сказки динамического типа" старшая группа (с использованием технологии - ТРИЗ)
Цель: создание условия для усвоения модели сказок динамического типа....
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию "Книга- друг человека" в старшей группе
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию "Книга- друг человека" в старшей группе...
Занятие по речевому развитию на тему «Мамины помощники» старшая группа
Речевое развитие "Мамины помощники"...
Конспект занятия по речевому развитию на тему "Фрукты" в старшей группе
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста н тему "Фрукты"...