Памятка по развитию лексико-грамматических категорий
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Памятка по развитию лексико-грамматических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_leksiko-grammatiki.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям рекомендуется проводить работу с детьми по закреплению
лексической темы:
- Рассматриваем с ребёнком предметы или изображения предметов, даём название (отмечаем цвет, форму, размер, определяем на ощупь).
- Закрепляем обобщающее понятие («овощи», «посуда», и т.д.).
- Показываем и называем части предмета (у машины - кабина, колёса, кузов…).
- Показываем и называем материал, из которого сделаны предметы.
- Рассказываем о профессиях, связанных с данной темой («Хлеб» - хлебороб, пекарь, комбайнер…).
- Рисуем или наклеиваем картинки по теме.
- Читаем художественную литературу по теме.
- Играем в настольные игры по теме.
Игры на расширение словарного запаса
- «Лото», «Домино» (предметные картинки).
- «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Подбери признак»
(подбор прилагательных к существительному)
платье (какое?) новое, нарядное, красивое…
- «Что делает?», «Подбери действие» (подбор глаголов)
дождь (что делает?) капает, идёт, льёт…
- «Кто у кого?», «Назови детёнышей», «Назови семью животных»
Кот – кошка – котёнок - котята…
- «Кто где живёт?»
Лошадь – в конюшне, белка – в дупле…
- «Кто что делает?»
Пекарь – печёт хлеб, комбайнёр – убирает хлеб с поля…
- «Кому что нужно для работы?»
Продавцу – товар, весы, касса…
- «Кто чем управляет?»
Машинист – поездом, водитель – машиной…
- «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Большой – маленький…
Игры на закрепление грамматических категорий
- «Один-много» (образование существительных И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч.)
яблоко – яблоки - много яблок
- «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
яблоко – яблочко
- «Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных)
Мяч из резины – резиновый мяч,
Варенье из яблок – яблочное варенье,
Носки из шерсти – шерстяные носки
Шуба из меха – меховая шуба.
- «Весёлый счёт», «Посчитай до 5» (согласование существительных с числительными)
Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.
- «Мой. Моя. Моё. Мои» (согласование существительных с местоимениями в роде, числе).
Мяч – это мой мяч, кукла – это моя кукла, ведро – это моё ведро, игрушки – это мои игрушки.
- «Чей? Чья? Чьи? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных)
Хвост (чей?) - лисий хвост.
- «Что делает? Что делают?» (образование глаголов мн.ч.)
Мальчик играет – мальчики играют
- «Назови – где?», «Скажи где?» (употребление предлогов: на, с (со), в, из, за, под, из-за, из-под).
Мишка на стуле, мяч под столом…
- «Исправь ошибку» (употребление окончаний прилагательных в ед.ч. и мн.ч.)
Летний солнце, красная помидор.
- «Что делал? Что сделал?» (глаголы соверш. и несоверш.вр.)
Я убирал – я убрал, мыл – вымыл…
- «Семейка слов», слова-родственники (подбор однокоренных слов) кот – котик, котенька, котище, коток, котяра…
- Образование глаголов с помощью приставок
Шить – зашить, подшить, пришить, перешить,..
Игры на развитие психических процессов
- «Что изменилось?» (ряд картинок, запоминаем, меняем местами, восстанавливаем ряд)
- «Что напутал художник?»
- Отгадывание загадок (по теме)
- «Что лишнее?», «Кто лишний?»
- «Запомни и повтори» (на слух запомнить и повторить ряд слов)
- «Какие предметы спрятались на картинке?
- «Найди два одинаковых предмета», «Найди такой же»
- «Кого не стало?», «Чего не стало?»
- «Узнай по контуру»
- «Разрезные картинки»
Памятка для родителей
«Игры и упражнения
для формирования
лексико-грамматических
категорий
в домашних условиях»
учитель-логопед
Никифорова Наталья Петровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект + презентация непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий, интоннационной выразительности и развитию связной речи в театрализованной деятельности у дошкольников на сказке "Теремок"
Презентация к конспекту фронтального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме «Дикие животные» по развитию лексико– грамматическ...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"
Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих группу компенсирующей направленности от 5 до 6 ...
Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...
НОД по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе. Тема: «Сад. Фрукты»
Занятие рекомендовано учителям-логопедам в первый период обучения....
Презентация мастер-класса по развитию лексико – грамматических категорий и развитию речи детей логопедических групп на тему:"Формирование навыков творческого рассказывания с использованием наглядного моделирования, ИКТ"
Мастер- класс подготовлен и проведен для городского методического объединения учителей- логопедов г. Россоши....
«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»
Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...