Игровые приемы формирования умения определять состав картины при творческом рассказывании
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сухова Наталья Викторовна

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее — сказуемое), наличием слов-повторов («ну»..., «потом»..., «вот»... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию — дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.
Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения. Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.                                                                                                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy_opredeleniya_sostava_kartiny.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы формирования умения определять  состав картины                                                                                                       при  творческом  рассказывании

(на примере картины «Собака со щенками»)                                                                                                

Игра с «подзорной» трубой.

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование                                                                                                                                       Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.

 Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава...                                                                                              

 Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.                                                                              

Игра «Кто в кружочке живет?» Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами .Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 x 30 см), фломастер одного цвета (например, синий).

Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.

Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например: собака — щенок 1 — щенок 2 — щенок 3 — дом — будка — миска — ель                                    

Игра «Ищу родственников»                                                                                                          Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.

Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:  1) природный мир — рукотворный мир;

2) живая — неживая природа;

3) целое — частное;

4) по месту нахождения;

5) по выполняемой функции.                                                                                                       Например:1) Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко — природный мир.

Будка, миска, дом, веревка — рукотворный мир.                                                                                                    2) Собака, щенки, трава — живая природа.

Небо, земля — неживая природа.                                                                                                                   3) Крыша, труба, окна, стены — дом. Голова, туловище, ноги, хвост — собака.                                     4) Береза, ель, кусты, трава — опушка леса.  Собака, щенята, будка, пища — лужайка перед домом.                                                                                                                                                5) Дом, будка — здание, сооружение. Миски глубокая и мелкая — посуда.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры и игровые приемы формирования временных представлений у детей с нарушениями речи"

Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка....

Методическая разработка для логопедов-практиков на тему: "Игровые приемы формирования слоговой структуры слова"

Рекомендуемый материал расчитан на закрепление ритмо-слоговой структуры слова в игровой форме с элементами самомассажа и звукослоговым анализом многосложных слов....

Игровые приемы формирования фонематического восприятия у старших дошкольников

Представлены презентация и краткий доклад к ней для родительского собрания в старшей логопедической группе....

Игровые приемы формирования навыков словообразования различных категорий в актуальных аспектах логопедии.

Одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования.Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устн...

Статья "Школа осанки" (игровые приемы формирования осанки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения")

Статья "Школа осанки" по формированию правильной осанки у дошкольников...

Консультация «Игровые приемы формирования ЗОЖ у дошкольников»

laquo;Игровые приемы формирования ЗОЖ у дошкольников»...