"Игры и игровые приемы формирования временных представлений у детей с нарушениями речи"
консультация (старшая группа) на тему
Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 пгт. Ильский МО Северский район
Консультация для родителей
«Игры и игровые приемы формирования временных представлений у детей с нарушениями речи»
Составила: Смолина Е.А
Должность: воспитатель
В младенчестве дети очень четко (на рефлекторном уровне) усваивают временные понятия, связанные с биологическими ритмами. Двух – трехмесячный ребенок уже привыкает к определенному времени кормления.
Дальнейшее представление ребенка о времени связано с большими трудностями. В раннем детстве только закладываются основные предпосылки понятия времени для ребенка на подсознательном уровне, которые он не будет осознавать, скорее всего всю жизнь, но будет подчиняться принципам, заложенным в глубины подсознания. И только в дошкольном возрасте представление ребенка о времени становится более осознанным.
Младшие дошкольники фактически не ориентируются во времени. Позже дети учатся определять небольшие промежутки времени исходя из собственной деятельности. Легче всего усваиваются понятия: утро, день, вечер, ночь, т.к. они непосредственно связаны с деятельностью ребенка и конкретными действиями (утром взрослые едут на работу, дети – в детский сад, школу. Вечером все возвращаются домой и т.д.).
Достаточно быстро усваиваются времена года – по этой же причине (хотя весну и осень дети долго путают).Труднее всего, в силу их относительности, усваиваются понятия вчера, сегодня, завтра, т.к. ребенок долго не понимает их взаимопереходов.(Он может сказать: «Завтра я был у бабушки в гостях» и т.д.) Но к старшему дошкольному возрасту начинается освоение и этих понятий: пользуясь сегодняшним днем как точкой отсчета, ребенок запоминает их.
Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «Когда я был маленьким», «Сегодня мы пойдем в цирк»,«Когда я вырасту большим».
Формируя пространственные представления детей с младшей группы учат отличать и называть правую и левую руку; раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо на всех занятиях и вне занятий; Учат отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо).
Затем детей учат ориентироваться «на себе», иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять на себе стороны справа, слева, вверху и т.д.; двигаться в заданном направлении вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево.
В старших группах учат определять «точку стояния», т.е. местонахождение ребенка по отношению к окружающим его объектам. Например: «Я нахожусь справа от дома» и т.п.;
Ориентировка относительно себя усложняется, например: «Шкаф находиться справа, а дверь слева от меня»;
Учат определять расположение предметов относительно друг друга, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».
В подготовительной группе учат ориентироваться на бумаге в клетку, например: «Отсчитайте одну клетку слева и две сверху и поставьте точку». Занимаясь в тетради, ребенок должен знать и применять термины: левее, правее, выше, ниже, от, до. Закрепляют последовательность дней недели, учат называть месяцы года.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Также пространственное представление у детей развивают во время режимных процессов: на утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в
дидактических и подвижных играх. А также используя повседневную жизнь.
Примерные игры на развитие временных представлений:
- « Что сначала, что потом?» ( три варианта: времена года, части суток, росток).
- Д .и. «Когда это бывает?».
- Дид.пособие: «Сутки» (режим дня), «Времена года, месяцы».
- Настольная плоскостная игра «Неделя».
- Д.игра «Неделя стройся».
- Словесная игра «Кто старший? Кто младший?».
- Пособие «Часы».
- Плакат «Времена года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи
В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...
Консультация для воспитателей "УТОЧНЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"
Консультация для воспитателей...
Формирование временных представлений у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста.
теория, практика...
Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи.
Презентация "Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи"...
Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи
Логопедические сказки, загадки, физ минутки, игры в стихах собственного сочинения...
Игровые приемы в профилактике дисграфии у детей с нарушением речи
Какие существуют методы и приемы работы для предупреждения дисграфии у детей дошкольников ...
Консультация для родителей «Уточнение и обогащение временных представлений у детей с нарушением речи»
Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-времен...