Игровые приемы формирования навыков словообразования различных категорий в актуальных аспектах логопедии.
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лазаревич Александра Михайловна

Одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования.

Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ТНР является актуальной. 

Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

Для формирования и закрепления словообразовательных  моделей прежде всего уточняется связь между  значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой , выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения. А также объяснения и сравнение значений многозначных слов.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Особенно на первоначальных этапах обучения.

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно.

Словообразование рассматривают  не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка  новыми словами, но и как механизм создания производных слов различных категорий.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно.Одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования.

 Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения лингвистической стороной языка и осознания явлений языка и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые приемы формирования навыков словообразования различных категорий в актуальных аспектах логопедии Презентацию выполнил: Учитель- логопед ГБДОУ№65 Лазаревич Александра Михайловна 2020 год

Слайд 2

Для формирования и закрепления словообразовательных моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения. А также объяснения и сравнение значений многозначных слов.

Слайд 3

«Четвертый лишний»

Слайд 4

Ручной зверёк

Слайд 6

Подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначных слов: Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: Острый перец – горький, острая иголка – колючая. Острый – сладкий (сахар), о страя – тупая (иголка).

Слайд 7

Словообразование как механизм создания производных слов Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных . При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно Образование уменьшительно- ласкательных форм Образование, знание названий детенышей животных Образование прилагательных от существительных: Из чего сделано? Образование притяжательных прилагательных Образование приставочных глаголов: Что делает мальчик? Образование глаголов совершенного вида: Что сделал? З акрепление словообразовательных моделей в процессе подобранных упражнений

Слайд 8

Образование приставочных глаголов и сложных слов Шуруп вертеть - шуроповёрт Закрутил – прикрутил – открутил…

Слайд 9

Образование приставочных глаголов на движущихся моделях Девочка идёт к бабушке. Мальчик несет дедушке подарок. Девочка пришла к бабушке. Мальчик принёс дедушке подарок.

Слайд 10

Мальчик обошёл куст. Мальчик переехал (подъехал, приехал, отъехал, уехал, объехал).

Слайд 11

Образование глаголов СВ: «Что сделал?» Крокодил проглотил кукурузу ..

Слайд 12

Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения лингвистической стороной языка и осознания явлений языка и речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков словообразования у дошкольников

Формирование процессов словообразования у дошкольников с использованиес произведений устного народного творчества...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ

 1.      Состояние навыков словообразования у детей с нарушением речи.2.      Методика обучения навыкам словообразования и введение из в связную речь детей.3.      Изготовление наглядного материала по...

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.

Предлагаем Вашему вниманию «Грамматическое поле  чудес», в которое включены развивающие игры  по совершенствованию навыков словообразования и развитию речи в целом....

Методическая разработка для логопедов-практиков на тему: "Игровые приемы формирования слоговой структуры слова"

Рекомендуемый материал расчитан на закрепление ритмо-слоговой структуры слова в игровой форме с элементами самомассажа и звукослоговым анализом многосложных слов....

Применение игровой технологии при формировании навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»

Игровая педагогическая технология-это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:- отбор, разработка, подготовка игр;- включение детей в игровую деятельность;- осуществл...