Игровые приемы формирования навыков словообразования различных категорий в актуальных аспектах логопедии.
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования.
Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ТНР является актуальной.
Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.
Для формирования и закрепления словообразовательных моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой , выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения. А также объяснения и сравнение значений многозначных слов.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Особенно на первоначальных этапах обучения.
Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно.
Словообразование рассматривают не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов различных категорий.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно.Одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования.
Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения лингвистической стороной языка и осознания явлений языка и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для формирования и закрепления словообразовательных моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения. А также объяснения и сравнение значений многозначных слов.
«Четвертый лишний»
Ручной зверёк
Подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначных слов: Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: Острый перец – горький, острая иголка – колючая. Острый – сладкий (сахар), о страя – тупая (иголка).
Словообразование как механизм создания производных слов Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных . При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно Образование уменьшительно- ласкательных форм Образование, знание названий детенышей животных Образование прилагательных от существительных: Из чего сделано? Образование притяжательных прилагательных Образование приставочных глаголов: Что делает мальчик? Образование глаголов совершенного вида: Что сделал? З акрепление словообразовательных моделей в процессе подобранных упражнений
Образование приставочных глаголов и сложных слов Шуруп вертеть - шуроповёрт Закрутил – прикрутил – открутил…
Образование приставочных глаголов на движущихся моделях Девочка идёт к бабушке. Мальчик несет дедушке подарок. Девочка пришла к бабушке. Мальчик принёс дедушке подарок.
Мальчик обошёл куст. Мальчик переехал (подъехал, приехал, отъехал, уехал, объехал).
Образование глаголов СВ: «Что сделал?» Крокодил проглотил кукурузу ..
Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения лингвистической стороной языка и осознания явлений языка и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков словообразования у дошкольников
Формирование процессов словообразования у дошкольников с использованиес произведений устного народного творчества...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ
1. Состояние навыков словообразования у детей с нарушением речи.2. Методика обучения навыкам словообразования и введение из в связную речь детей.3. Изготовление наглядного материала по...
Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"
Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.
Предлагаем Вашему вниманию «Грамматическое поле чудес», в которое включены развивающие игры по совершенствованию навыков словообразования и развитию речи в целом....
Конспект занятия для детей старшего возраста "Формирование навыков словообразования у детей с ОНР по темам "Продукты птания" и "Посуда"
Цель занятия: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. ...
Методическая разработка для логопедов-практиков на тему: "Игровые приемы формирования слоговой структуры слова"
Рекомендуемый материал расчитан на закрепление ритмо-слоговой структуры слова в игровой форме с элементами самомассажа и звукослоговым анализом многосложных слов....
Применение игровой технологии при формировании навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»
Игровая педагогическая технология-это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:- отбор, разработка, подготовка игр;- включение детей в игровую деятельность;- осуществл...