Игровые приемы формирования фонематического восприятия у старших дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Пчелкина Елена Игоревна

Представлены презентация и краткий доклад к ней для родительского собрания в старшей логопедической группе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического восприятия у дошкольников Детский сад №7 «Улыбка» г.Долгопрудный

Слайд 2

Основные этапы формирования фонематического восприятия.

Слайд 3

Зв I этап. Звучащие предметы

Слайд 4

« Звуковички »

Слайд 5

«Кто позвал?» «Скажи, к ак…» II этап —дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Слайд 6

«Хорошо послушай» «Подскажи словечко» «Поиск рифмы» III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.

Слайд 7

« Цепочка» « Запомни и повтори» « Живые слоги» IVэтап – различение слогов сходного звукового состава.

Слайд 8

Начинаем с гласных! 1. Гласный в начале слова. 2. Гласный в конце слова. 3. Гласный в середине односложных слов. 4. Согласный в начале слова. 5. Согласный в конце слова. Vэтап – различение звуков. Этапы работы

Слайд 9

«Поймай звук!» «Разложи картинки» («Разнеси почту») «Найди одинаковый звук» «Найди слова со звуком …» Vэтап – различение звуков.

Слайд 10

«Где звук?» «Замени один звук другим» Игра в «слова» « Живые звуки» «Слово рассыпалось» VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа .

Слайд 11

Презентацию подготовила: Пчелкина Елена Игоревна учитель-логопед I категории



Предварительный просмотр:

Игровые приемы формирования фонематического восприятия у старших дошкольников

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
IVэтап – дифференциация слогов.

Vэтап – дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.


Обзор игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР.

 I этап работы

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
На данном этапе можно использовать следующие игры:
1.Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука (за ширмой)

3. Звуковички – одинаковые коробочки с разным наполнением.

II этап работы

Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

2. Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

3. Игра «Животные и их детёныши»

III этап работы

1. Игра «Хорошо послушай» если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен хлопнуть в ладоши, если неправильное – потопать (баман, паман, банан, банам, баван …).
2. «Подскажи словечко» - загадки

  • Верен морю как матрос, белокрылый ... (альбатрос)
  • Жарким летом по горам, в шубе бегает ... (баран)
  • Как бы мне пошла корона!- важно каркает ...(ворона)

3. Поиск рифмы: коса –лиса, ком-дом-гном (можно начинать по картинкам, подбирая пару, затем – на слух)

IV этап работы

1.Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……..,ТО-ПУ-АХ…..
2.Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
3.«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

V этап работы

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

1.Игра «Поймай звук» (в ряду других звуков, слогов, слов) 

2. Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С
3. Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

VI этап работы

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова.

Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.

  • 1. Гласный в начале слова.
  • 2. Гласный в конце слова.
  • 3. Гласный в середине односложных слов.
  • 4. Согласный в начале слова.
  • 5. Согласный в конце слова.

Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
Игра «Назови конец» Выделение гласного и согласного звука в конце слова: кот – Т
Игра «Назови по порядку» Полный звуковой анализ слова: РАК – Р, А, К.

1. «Где звук?» (в начале, середине, конце)

2. «Замени один звук другим»

Поменяй любой звук в начале слова на звук С: танки, каша, ток, там, лом…

3. Игра в «слова»

4. «Живые звуки» (вариант-«Слово рассыпалось») Произносятся три звука, например: С, О, К. Ребенок составляет слово – СОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразлич...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Консультация для родителей о развитии фонематического восприятия у детей....

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи&sh...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразли- чения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи...

Игровая технология развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и ОНР

Фрагмент технологии, используемой в логопедической рабрте со старшими дошкольниками с ФФНР и ОНР...

Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с применением компьютерных технологий

С точки зрения Эльконина, под фонематическим восприятием подразумевается процесс слышания отдельных фонем в слове....

Консультация для воспитателей: "Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста».

Консультация учителя-логопеда для воспитателей Тема: «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста»....