Дополнительная общеобразовательная программа по речевому развитию «Словечко» в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Цель программы развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи, обогащение активного словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malyavkina_s_v_slovechko.docx | 65.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
по речевому развитию «Словечко»
на 2022 – 2023 учебный год
Программа рассчитана на детей в возрасте 4 – 5 лет
Срок реализации программы 1 год.
Разработчик:
Малявкина Светлана Владимировна
Воспитатель первой квалификационной категории
г. Новокуйбышевск, 2022
Список воспитанников средней группы «Подсолнух», обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Словечко»
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Дата рождения |
Пояснительная записка
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами
Актуальность программы: Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются. Актуальность, социальная значимость данной темы в теории и практике определили выбор темы кружка: «Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста». В рамках кружка ведётся работа с родителями по данной теме в виде консультаций, бесед, выставок папок-передвижек, проведение родительского собрания, принятие участия в оформление уголка.
Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи, обогащение активного словаря.
Задачи кружка:
Обучающие:
- Активизировать речь детей.
- Обогащать активный и пассивный словарь.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
- Формировать умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках.
- Формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи
Развивающие:
- Развивать умение говорить и слушать.
- Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
- Развивать внимание, зрительное восприятие.
- Развивать эмоциональный отклик на результат игры. Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность и умение слушать.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Средства:
- Словесный материал
- Картотека пальчиковых игр
- Наглядный иллюстративный материал (картинки по темам)
- Наглядный материал: игрушки и пр. по тематике
Методы и приёмы:
- Словесные методы обучения (беседа, разучивание стихотворений, загадок, русских народных песен, текстов пальчиковых игр и пр.)
- Наглядные методы обучения – показ действий, рассматривание иллюстраций, игрушек.
- Практические методы обучения – действия руками ребёнка, самостоятельные действия ребёнка.
Ожидаемые результаты:
- Обогащать активный и пассивный словарь детей;
- Сформировать навык выражать свои чувства и понимать чувства других
- Сформировать навык умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках.
- Сформировать навык потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи.
Дополнительная общеобразовательная программа по речевому развитию «Словечко» рассчитана для детей средней группы «Подсолнух» с учетом возрастных особенностей.
Срок реализации программы: сентябрь – май.
Режим занятий: 1 раз в неделю (вторник - пятница)
Продолжительность: занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.
Форма организация детей: подгрупповая, численность 10 детей
Тематический учебный план
№ | Тема | Количество часов | Время |
Сентябрь | |||
1. | Диагностическое обследование детей | 1 | 20 |
2. | Диагностическое обследование детей | 1 | 20 |
3. | «Осень. Признаки осени» | 1 | 20 |
4. | «Осень в гости к нам пришла» |
|
|
Октябрь | |||
5. | «Огород. Овощи» | 1 | 20 |
6. | «Сад. Фрукты» | 1 | 20 |
7. | «Лес. Грибы и лесные ягоды» | 1 | 20 |
8. | «Игрушки» | 1 | 20 |
Ноябрь | |||
9. | «Одежда» | 1 | 20 |
10. | «Обувь» | 1 | 20 |
11. | «Мебель» | 1 | 20 |
12. | «Посуда» | 1 | 20 |
Декабрь | |||
13. | «Зима» | 1 | 20 |
14. | «Зимующие птицы» | 1 | 20 |
15. | «Комнатные растения» | 1 | 20 |
16. | «Новогодний праздник» | 1 | 20 |
Январь | |||
17. | «Домашние животные» | 1 | 20 |
18. | «Дикие животные» | 1 | 20 |
19. | «Дикие животные» | 1 | 20 |
Февраль | |||
20. | «Профессии. Продавец» | 1 | 20 |
21. | «Профессии. Почтальон» | 1 | 20 |
22. | «Транспорт» | 1 | 20 |
23. | «Профессии на транспорте» | 1 | 20 |
Март | |||
24. | «Весна» | 1 | 20 |
25. | «Мамин праздник» | 1 | 20 |
26. | «Первые весенние цветы» | 1 | 20 |
Апрель | |||
27. | «Дикие животные» | 1 | 20 |
28. | «Домашние животные» | 1 | 20 |
29. | «Птицы прилетели» | 1 | 20 |
30. | «Насекомые» | 1 | 20 |
Май | |||
31. | «Правила дорожного движения» | 1 | 20 |
32. | «Лето. Цветы» | 1 | 20 |
33. | Диагностическое обследование детей | 1 | 20 |
34. | Диагностическое обследование детей | 1 | 20 |
Итого: 34 часа |
Календарно- перспективное планирование
Тема | Задачи | Содержание | Количество часов |
Сентябрь | |||
Диагностическое обследование детей | Выявить уровень знаний на начало учебного года |
| 1 |
Диагностическое обследование детей | Выявить уровень знаний на начало учебного года |
| 1 |
«Осень. Признаки осени» | Учить определять осень по характерным признакам. Развивать активный словарь прилагательных. | «Какое время года?» | 1 |
Учить определять по признакам времена года. Развивать словарь. | «Бывает-не бывает» | ||
Учить находить и исправлять ошибки, называть признаки осени. Развивать мышление, словарь. | «Что неправильно» | ||
Учить называть признаки осени. Развивать словарь прилагательных. | «Назови признаки» | ||
«Осень в гости к нам пришла» | Упражнять в нахождении листка по образцу. Развивать мышление, память. | «Найди такой же листок» | 1 |
Упражнять в составлении картинки из частей. Развивать наглядно-образное мышление. | «Составь картинку» | ||
Упражнять в назывании овощей и фруктов по их внешнему виду, обобщать по общим признакам. | «Дары осени» | ||
Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | «Угадай, чего не стало?» | ||
Октябрь | |||
«Огород. Овощи» | Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти. | «Я собрал на огороде» | 1 |
Упражнять в назывании овощей, обобщать понятия по общим признакам. Развивать словарь существительных. | «Что растет на огороде?» | ||
Упражнять в назывании фруктов, обобщать понятия по общим признакам. Активизировать словарь. | «Что растет в саду?» | ||
Упражнять в умении классифицировать предметы по признакам. Развивать мышление. | «Во саду ли в огороде» | ||
«Сад. Фрукты» | Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. | «Лови да бросай – фрукты называй» | 1 |
Упражнять в умении составлять из кубиков целое изображение фруктов. Развивать мышление. | «Собери фрукты» |
Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Лишнее слово» | ||
Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | «Угадай по описанию» | ||
«Лес. Грибы и лесные ягоды» | Учить различать и называть съедобные и несъедобные грибы по внешним признакам. Развивать словарь. | «Съедобные – несъедобные» | 1 |
Учить называть различать и грибы, активизировать словарь | «Что растет в лесу?» | ||
Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Что лишнее?» | ||
Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. | «Лови да бросай - грибы называй» | ||
«Игрушки» | Учить называть части предметов, развивать мышление. | «Назови части» | 1 |
Упражнять в умении составлять из кубиков целое изображение игрушек. Развивать наглядно-образное мышление. | «Собери картинку» | ||
Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Найди лишний предмет» | ||
Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | «Угадай, чего не стало?»» | ||
Ноябрь | |||
«Одежда» | Упражнять в назывании предметов одежды, их частей, называть обобщающее слово. | «Волшебный мешочек» | 1 |
Упражнять в умении обобщать понятие по общему признаку. Развивать мышление. | «Твой дом» | ||
Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | «Угадай по описанию» | ||
Упражнять в одевании куклы в определенной последовательности. Развивать глагольный словарь. | «Одень куклу» | ||
«Обувь» | Упражнять в назывании предметов обуви; использовать обобщающее слово | «Обувь»
| 1 |
Развивать мелкую моторику рук. | «Волшебные шнурочки» | ||
Упражнять в нахождении предметов обуви по контурному изображению и называть обобщающее слово. | «Путаница» | ||
расширение объема словаря. Формирование представлений о | «Угадай, чего не стало?» |
предметах, развитие логического мышления. | |||
«Мебель» | Упражнять в умении обобщать понятие по общему признаку. Развивать мышление. | «Твой дом» | 1 |
Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. | «Лови да бросай – мебель называй» | ||
Упражнять в умении составлять из частей целое изображение обуви. Развивать наглядно-образное мышление. | «Сложи картинку» | ||
Упражнять в постройке мебели из деталей конструктора, назывании частей мебели. | «Переезжаем в новую квартиру» | ||
«Посуда» | Упражнять в назывании предметов посуды, умении обобщать по общим признакам. Развивать словарь существительных. | «Посуда» | 1 |
Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | «Назови ласково» | ||
закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению | «Найди лишний предмет» | ||
Декабрь | |||
«Зима» | Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры. | «Отгадай время года? | 1 |
Расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления. | «Бывает - не бывает?» | ||
Учить составлять времена года по признакам. Развивать словарь прилагательных. | «Круглый год» | ||
Упражнять в умении составлять целое изображение из частей, развивать наглядно-образное мышление. | «Собери картинку» | ||
«Зимующие птицы» | Учить различать и называть зимующих птиц. Активизировать словарь. | «Зимующие птицы» | 1 |
Учить находить жилище для животного и называть его. Развивать умение использовать в речи существительные. | «Чей домик» | ||
закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Четвертый лишний» | ||
Упражнять в умении классифицировать предметы по общему признаку. Развивать слуховое восприятие. | «Летает – не летает» | ||
«Комнатные растения» | Учить называть части растения. Активизировать словарь. | «Назови части цветка» | 1 |
Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Что лишнее?» |
Учить различать и называть растение по характерным признакам. Развивать словарь существительных. | «Угадай, какое растение?» | ||
Упражнять в умении составлять целое изображение из частей, развивать наглядно-образное мышление. | «Собери картинку» | ||
«Новогодний праздник» | Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | «Угадай, чего не стало?» | 1 |
Учить называть обобщающее слово существительное. | «Назови одним словом» | ||
Учить составлять предложения по сюжетной картинке, развивать связную речь | «Расскажи, что на картинке» | ||
Январь | |||
«Домашние животные» | Упражнять в составлении семьи животных из пазлов, называть животных и их детенышей. | «Семья» | 1 |
Закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. | «Животные и их детеныши» | ||
Упражнять в составлении целого изображения из нескольких частей. Развивать наглядно-образное мышление | «Собери картинку» | ||
Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Четвертый лишний» | ||
«Дикие животные» | Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. | «Кто как разговаривает?» | 1 |
Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | «Скажи ласково»
| ||
Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры. | «Загадки добавлялки» | ||
Учить называть обобщающее слово существительное. | «Назови одним словом» | ||
«Дикие животные» | Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия. | «Кто больше увидит?» | 1 |
Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. | «Мяч бросай и животных называй» | ||
Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | «Скажи ласково» | ||
Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического | «Угадай, чего не стало?» |
мышления | |||
Февраль | |||
«Профессии. Продавец» | Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры. | «Кто чем занимается?» | 1 |
Упражнять в назывании профессий по способам действий. Развивать глагольный словарь. | «Профессии» | ||
Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Что лишнее» | ||
Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | «Угадай, чего не стало?» | ||
«Профессии. Почтальон»
| Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Что лишнее?» | 1 |
Упражнять в назывании предметов, необходимых для работы. Развивать словарь. | «Что нужно для работы?» | ||
Упражнять в назывании профессии – почтальон, умении подбирать предметы, необходимые для его работы | «Профессии» | ||
Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. | «Что делает?» | ||
«Транспорт»
| Упражнять в умении собирать целое изображение транспортных средств из кубиков. Развивать мышление. | «Собери машину» | 1 |
Упражнять в назывании транспорта, его назначении. Развивать словарь существительных. | «Транспорт» | ||
Учить называть обобщающее слово существительное. | Назови одним словом» | ||
Упражнять в умении называть части машины. Активизировать словарь. | «Назови части» | ||
«Профессии на транспорте» | Упражнять в назывании профессии – водитель. Развивать активный словарь. | «Кто работает…» | 1 |
Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. | «Что делает?» | ||
Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | «Угадай, чего не стало?» | ||
Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Что лишнее» | ||
Март
|
«Весна» | Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях. | «Бывает – не бывает» | 1 | |
Упражнять в назывании примет весны. Развивать мышление, словарь прилагательных. | «Назови приметы» | |||
Учить составлять времена года по признакам. Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи. | «Круглый год» | |||
Учить называть противоположные по смыслу слова. Развивать мышление. | «Контрасты» | |||
«Мамин праздник» | Упражнять в назывании действий; расширение глагольного словаря. | «Мамины помощники» | 1 | |
Закрепление знаний детей о действиях мамы, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. | «Что дел мама» | ает | ||
Упражнять в умении правильно сервировать стол, называть свои действия. Развивать глагольный словарь. | «Накроем стол» | на | ||
Учить составлять предложения по сюжетной картинке, развивать связную речь. | «Расскажи картинке» | по | ||
«Первые весенние цветы» | Учить различать и называть весенние цветы по характерным признакам. Развивать словарь прилагательных. | «Назови цветок» | 1 | |
Упражнять в составлении целого изображения цветка из частей. Развивать мышление. | «Собери цветок» | |||
Учить называть обобщающее слово существительное. | «Назови одним словом» | |||
Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Что лишнее» | |||
Апрель | ||||
«Дикие животные» | Упражнять в назывании жилища животного, развивать умение использовать в речи предлоги. | «Чей домик?» | 1 | |
Упражнять в назывании детенышей животных. Развивать активный словарь. | «Чей малыш» | |||
Упражнять в составлении целого изображения из частей. Развивать мышление. | «Собери животных» | |||
Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Четвертый лишний» | |||
«Домашние животные» | Учить детей понимать и называть пользу, приносимую животными. Развивать словарь. | «Какая польза?» | 1 | |
Упражнять в назывании частей тела животного. Развивать мышление. | «Назови части тела» | |||
Упражнять в назывании детенышей животных. Активизировать словарь. | «Назови детенышей» |
Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | «Скажи ласково»
| ||
«Птицы прилетели»
| Упражнять в умении различать и называть перелетных птиц по внешнему виду. Развивать словарь. | «Назови птицу» | 1 |
Упражнять в умении находить части тела птиц. Активизировать словарь существительных. | «Найди части тела» | ||
Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Что лишнее» | ||
Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Что лишнее» | ||
Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | «Угадай, чего не стало?» | ||
«Насекомые» | Упражнять в умении находить части тела насекомого. Развивать словарь. | «Собери насекомых» | 1 |
Упражнять в умении определять способы передвижения животного; расширять глагольный словарь. | «Как передвигается» | ||
Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. | «Лови да бросай – насекомых называй» | ||
Упражнять в назывании насекомых по внешнему виду. Развивать словарь. | «Назови насекомого» | ||
Май | |||
Правила дорожного движения» | Упражнять в умении анализировать и исправлять неправильные ситуации на улице. Развивать мышление, речь. | «С Дино я гулять пойду, и в беду не попаду» | 1 |
Учить называть дорожные знаки и их значение. Развивать словарь. | «Дорожные знаки» | ||
Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | «Что лишнее» | ||
Учить решать проблемные ситуации на дороге, развивать связную речь. | «Что делать?» |
| |
«Лето. Цветы» | Упражнять в назывании признаков лета. Развивать словарь прилагательных. | «Назови признаки лета» | 1 |
Учить различать и называть полевые цветы по характерным признакам. Развивать словарь. | «Назови цветы» | ||
Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. | «Лови да бросай – цветы называй»
| ||
Упражнять в составлении целого изображения цветка из кубиков. Развивать | «Собери цветы»
| ||
мышление. | |||
Диагностическое обследование детей | Выявить уровень знаний на конец учебного года |
| 1 |
Диагностическое обследование детей | Выявить уровень знаний на конец учебного года |
| 1 |
Диагностика уровня речевого развития детей
1. Назови предметы, изображенные на картинке одним словом:
- чайник – блюдце – тарелка – кастрюля … /посуда/
- куртка – шапка – свитер – брюки…/одежда/
- тапочки – сандалии – туфли – ботинки – сапоги…/обувь/
- огурец – помидор – капуста – картофель – морковь …/овощи/
- яблоко – груша - апельсин - банан …/ фрукты/
Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
Материал: картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов
Критерии:
- ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
- допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
- допускает 3 и более ошибок – 1 балл
2. Назови предметы, которые можно назвать этими словом:
- животные
- игрушки
- мебель
Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
Материал: картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк, машина, кукла, пирамида, стол, стул, диван, шкаф и т.д.
Критерии:
- ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
- допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
- допускает 3 и более ошибок – 1 балл
3.Как можно сказать ласково:
- сын
- гриб
- дом
Цель: знать и уметь употреблять существительные в уменьшительно – ласкательной форме.
Материал: картинки сына, гриба, дома.
Критерии:
- ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
- допускает 1 ошибку – 2 балла
- допускает 2 и более ошибок – 1 балл
4.Помоги животным найти своихдетенышей:
- у зайца -…..
- у белки - ……
- у медведя - ……
- у волка - ……
Цель: умение образовывать названия детенышей животных.
Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.
Критерии:
- ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
- допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
- допускает 3 и более ошибок – 1 балл
5. Скажи правильно:
- Книга. У Тани много …..
- Дерево. В лесу много …..
- Кукла. У Оли нет …..
Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Материал: картинки с изображением предметов
Критерии:
- ребенок правильно называет предметы – 3 балла
- допускает одну ошибку – 2 балла
- допускает 2 ошибки – 1 балл
6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии:
- ребенок правильно понимает значение предлогов В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла
- допускает одну ошибку – 2 балла
- допускает 2 ошибки – 1 балл
7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина -…
Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.
Материал: картинки с изображением предметов
Критерии:
- ребенок правильно называет – 3 балла
- допускает одну ошибку – 2 балла
- допускает 2 ошибки – 1 балл
8.Скажи правильно:
- У меня есть карандаш. /ручка/
- У меня нет …
- Я рисую …
- Папа пишет …
Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.
Критерии:
- ребенок правильно называет – 3 балла
- допускает одну ошибку – 2 балла
- допускает 2 ошибки – 1 балл
Инструкция к проведению:
- Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок, подобранный к данному вопросу.
- Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.
- Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.
- Предложить ласково назвать предметы, изображенные на картинке.
- Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.
- Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.
- Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.
- Предложить назвать предмет и сказать какого он цвета.
- Предложить назвать чьи это предметы.
Итоговая оценка:
- 21 – 24 баллов – высокий уровень
- 15 – 20 баллов – средний уровень
- 8 – 14 баллов – низкий уровень
Диагностическая карта речевого развития детей средней группы «Подсолнух»
на начало учебного года:
№ п/п | Ф.И. ребёнка | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | ИТОГО |
Милана Б. | ||||||||||
Илья В. | ||||||||||
Юля Д. | ||||||||||
Егор З. | ||||||||||
Артем З. | ||||||||||
Николь И. | ||||||||||
Лера К. | ||||||||||
Элина П. | ||||||||||
Дима М. | ||||||||||
Динара Х. |
Диагностическая карта речевого развития детей средней группы «Подсолнух»
на конец учебного года:
№ п/п | Ф.И. ребёнка | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | ИТОГО |
Милана Б. | ||||||||||
Илья В. | ||||||||||
Юля Д. | ||||||||||
Егор З. | ||||||||||
Артем З. | ||||||||||
Николь И. | ||||||||||
Лера К. | ||||||||||
Элина П. | ||||||||||
Дима М. | ||||||||||
Динара Х. |
Список используемой литературы:
- Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении». Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
- Бондаренко А.К. «Дидактическая игра в детском саду». – М.: Просвещение, 1991.
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада». – М.: Просвещение, 1999.
- Гризик Т., Тимощук Л. «Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду» 2001, №3.
- О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи для детей 4-5 лет» М.Издательский центр, 2011
- Бородич, А.М. «Методика развития речи детей / учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
- Вепрева, О.А. «Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5 - 7 лет» О.А. Вепрева – М., 2001 – 149 с.
- Комарова, Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика Синтез, 2005. –160 с.
- «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .
Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»
Программа кружковой работы...
Дополнительная общеобразовательная программа познавательно – речевой направленности «Happy English» - «Счастливый английский»
Дополнительная общеобразовательная программа познавательно – речевой направленности «Happy English» («Счастливый английский»)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет
Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....
Рабочая программа по речевому развитию для детей средней группы
Данная Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СОЛНЫШКО» на 2023-2024 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СОЛНЫШКО» на 2023-2024 учебный год...