Конспект НОД по развитию речи "В гостях у бабушки Арины"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Брусничка»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Конспект интегрированного занятия
«В гостях у бабушки Арины»
Воспитатель: Конева Алла Александровна
г.Тарко-Сале
2018г
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Задачи: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социально игровых подходов и народных игр. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок. Экскурсия в городской музей.
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, дидактическая игра “Что было, что стало”, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры “Вышел Ваня..”, русский народный костюм для хозяйки.
Ход занятия
Воспитатель (одета в русский народный костюм - хозяйки избы), встречает детей.
- Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? Для чего служил предмет? Из чего вещь изготовлена? и др.
- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
- Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. (Таким же образом ведётся беседа и про другие предметы быта)
- В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
(Звучит русская народная песня)
А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?
Дети:
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
- Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
- Хорошо прядёшься – весело поёшься.
- А может, вы ещё и загадки умеете отгадывать?
Тогда слушайте:
Летом спит
Зимой горит
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Эту обувь не забыли
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати
У печи оставят…(лапти).
- А хотите ли вы, ребятки, настоящую деревню повидать?
Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. “Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку”.
(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшая беседа: “Что изображено? Для чего вещь служила?” “Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены) и др.
- Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была “Делу время-потехе час”. Давайте послушаем, какие шутки – прибаутки они пели.
(Звучит шуточная песня)
- А вы знаете шутки-прибаутки, небылицы? Спойте, повеселите нас.
(Дети поют парами небылицы)
- Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. А хотите мы с вами ещё и поиграем? Были у меня недавно другие ребятки в гостях, игру мне оставили, называется “Что было, что стало”. Научу вас сейчас тоже играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите? Правильно сапоги, вот я эти картинки рядом и положу. Теперь давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Затем одна команда называет свои пары, а другая команда проверяет)
- А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора,
Становитесь в хоровод.
Игра с лентой
(под русскую народную музыку)
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
- Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
- А что вам больше всего запомнилось?
- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Занятие по развитию речи "В гости к бабушке Арине".
Занятие по развитию речи в первой младшей группе "В гости к бабушке Арине"....
Конспект занятия по развитию речи - "В гости к бабушке Арине"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе....
конспект по развитию речи "В гостях у бабушки забавы".
Конспект содержит русские народные игры, загадки, художественное слово,построен с учетом традиций русского народа....
Конспект по развитию речи «В гостях у бабушки-рассказушки» (1 младшая группа).
Конспект по развитию речи«В гостях у бабушки-рассказушки»(1 младшая группа)....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «В гостях у хозяюшки Арины»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «В гостях у хозяюшки Арины»...
Конспект ООД по развитию речи в средней группе "Бабушка Арина в гостях у детей".
Конспект ООД по развитию речи в средней группе...