Конспект ООД по развитию речи в средней группе "Бабушка Арина в гостях у детей".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рогулина Наталья Николаевна

Конспект ООД по развитию речи в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5

Конспект ООД по развитию речи в средней группе  

Бабушка Арина в гостях у детей.

                                                                                       Выполнила воспитатель

                                                                                       Рогулина Н.Н.

                                                                                       

Солнечногорск

Цель: познакомить детей с устным народным творчеством - потешками, песенками, небылицами, считалками.

Задачи:

Обучающие: учить отгадывать загадки, внимательно слушать потешки.  учить новую считалку.

Развивающие: развитие интонации, выразительности речи, воображения, умения практического использования в игровой деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Планируемые результаты: проявляют  интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликаются на юмор в русских народных потешках, небылицах;

Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.

Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки, кукла, сундучок.

Предварительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.

Ход занятия:

Входит воспитатель в образе бабушки Арины.

Бабушка Арина:

 - здравствуйте мои дорогие, мои хорошие, мои пригожие!. Какие вы все нарядные, красивые!

- Меня зовут бабушка Арина, а как вас зовут?

Дети - каждый называет своё имя.

Бабушка Арина:

- Живу я, детки мои, в деревне. Зовут меня бабушка Арина, меня в этой деревне все знают. Совсем я уж старенькая стала: в поле работать не могу, за скотиной мне тоже тяжело ухаживать. Вот лежу целыми днями на печи, сказки придумываю. А вечером ко мне детишки приходят, я им сказки и сказываю. Вот моя внучка Машенька уж вросла, у нее  своя дочка родилась – Катерина. Рассказывала Катеньке мама

бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумает, чтобы сказка интересней стала.

 А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла, свои детки у нее народились. Вот она им теперь и мамины и бабушкины сказки рассказывает, да еще и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так  - от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому - то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что мы их слушать с вами очень любим.

Бабушка Арина:

- Сундучок у меня есть, я в нем все свои сказы храню. И хочу показать вам картинки интересные. Узнаете кто это?

- В каких сказках живут эти герои?

- Почему эти сказки называют русские народные?

- Как они появились? (рассуждения детей)

- Какие у вас любимые сказки?

         

- Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите ка на своем столе отгадку – картинку.

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)

В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)

Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела.
(Колобок)

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Зайкина избушка)

           

Бабушка Арина:

 - Загадки эти , ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них так же говорят «русские народные».

- А еще на Руси всегда песни любили . Вот когда я была маленькой , моя бабушка пела:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

 - А вам какие песенки мамы и бабушки поют? (Предлагаю детям спеть)

- Все эти песни тоже народ придумал.

Бабушка Арина:

- Есть еще потешки – это небольшие стихи. А вот для чего народ придумывал эти потешки? Вот послушайте.

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом... в яму!
Бух!

Ехал мальчик маленький
На лошадке серенькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму – бух!(Чтобы развлекать  и потешать детей)

Динамическая пауза (игра ручеек)

Бабушка Арина:

- Ну а теперь пора поиграть.

Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок – водящий предлагает поиграть в игру. (Играем в игру «ручеек»)

Бабушка Арина:

- А теперь сядьте поудобней вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:

Жив-здоров –лежу в больнице.

Сыт по горло –есть хочу,

Хоть корову проглачу.

- А почему вы смеетесь? Разбираю с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.

Бабушка Арина:

- Вот такие забавные стишки народ и назвал перевертышами, потому что в них все перевернуто.

Бабушка Арина:

Давайте с вами тоже выучим сказочную считалочку. Хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово:

Дети становятся в круг, а бабушка Арина читает считалку

«На золотом крыльце сидели:
Царь, Царевич, Король, Королевич,
Сапожник, Портной.


Кто будешь такой?
Говори поскорей, не задерживай
Добрых и честных людей!», рассчитывает детей. Считалку разучиваем, упражняясь в расчете.

Бабушка Арина:

- Ну вот, детки, все это называется устным народным творчеством. Устное, потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда и название устное. Народное, потому что народ придумал, а творчество, потому что сами творили , да сочиняли. Вот и получилось – устное народное творчество.

- Ну а мне с вами прощаться пора, устала я. Старенькая. Пойду отдыхать, да сказки придумывать.  Дети прощаются с бабушкой Ариной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "К солнышку в гости"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе "К солнышку в гости"...

Конспект занятия по развитию речи во средней группе на тему: «В гостях у бабушки Арины»

Конспект занятия по развитию речи  во средней группе на тему:  «В гостях у бабушки Арины»Задачи: Учить называть домашних животных и их детёнышейРазличать понятия один - многоФормировать навы...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе « Любимые игрушки в гости к нам пришли»

данный конспект предназначен для воспитателей дестских учреждений. Конспект разработан для средней группы детей (4-5 лет)...

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе ООд  «Котик в гостях у детей» 

Образовательная область: развитие речиЦель: развитие речи и творческого воображения  детей.Задачи: Образовательные:Развивать речь детей при использовании  ТРИЗ. Обогащать словарь сущест...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема : «Игрушки в гостях у ребят».

Программное содержание: Цель: Обогащение и активизация словаря по теме. Задачи: 1. Пополнить словарный запас существительными, глаголами, прилагательными по теме. 2.Учить понимать смысл загадок, подби...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада "В гости к осени"

В средней группе дети начинают осознавать необходимость средств  речевого общения. Становится возможным предъявлять требования к культуре речевого общения, т.е. учить детей говорить , не перебива...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Игрушки в гостях у ребят»

Цель: Обогащение и активизация словаря по теме.Задачи:1. Пополнить словарный запас существительными, глаголами, прилагательными по теме.2.Учить понимать смысл загадок, подбирая предметы к действи...