Мастер - класс "Обучение грамоте"
материал по развитию речи
В мастер - классе представлены последовательность и приемы работы с дошкольниками по обучению грамоте с 3 до 6 (7) лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_obuchenie_gramote.docx | 51.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Обучение грамоте»
Цель: повышение теоретического и практического уровня компетенции
педагогов по обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить с приемами развития фонематического слуха дошкольников;
- упражнять в звуковом анализе слов, в составлении звуко - буквенной модели слова;
- сформировать у участников мастер-класса практические навыки приемов работы с детьми через использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке детей к обучению грамоте.
Огромную роль в становлении речи играет фонематический слух. Фонематический слух это, своего рода, смысловая сторона речи. В норме фонематический слух полностью формируется к 2,5 годам. Недостаточность развития фонематического слуха ведет к нарушению развития речи в целом:
- нарушение звукопроизношения;
- нарушение лексико – грамматического строя речи;
- связной речи.
Представлю основные методы и приемы, которые использую при проведении занятий по бучению грамоте с дошкольниками.
Вспомним, какие задачи по обучению грамоте ставит педагог? (различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; находить и давать характеристику звукам в словах, делить слова на слоги, находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове, ставить ударение, называть в последовательности слова в предложении)
Я вас познакомлю с методикой обучения грамоте, которая строится на материалах методики Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой.
В младшей группе (3- 4 года) начинается работа по введению в звуковую действительность.
Главная задача в этом возрасте – научить ребенка слышать и выделять звуки.
Работа ведется по двум направлениям:
1. Введение ребенка в звуковую действительность.
- знакомство со звуками окружающего мира, их узнавание.
Р/и « Угадай по звуку», «Что звучит»
- подражание звукам различных зверей, персонажам; правильное произношение гласных звуков.
2. Развитие произвольных движений рук.
Как вы думаете, почему это направление включено в раздел развитие речи?
- развитие способности управлять своими руками:
Игры: «Поймай мяч» (большой, средний, маленький),
- копирование движений:
«Падают листья» (плавные движения);
«Дождик» (отрывистые движения сверху вниз)
- развитие мелкой моторики:
Игры: «Сожми и разожми пальчики», «Олень», «Семья собирается»,
«Два друга».
Необходимым условием работы является наличие в группе зеркала, где дети видят себя и учатся контролировать свои действия.
Задача в средней группе (4 – 5 лет) - развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук.
Работа ведется в двух направлениях:
- Различение звуков в словах.
- сравнение слова по звучанию:
д/и « Придумай рифму» (мишка-шишка, галка-палка, ком-бом, тук-лук, каша-Маша..);
- знакомство с речевой единицей «слог»:
дети делят слова на слоги, прохлопывая, прошагивая, отстукивая одно, двух и трехсложные слова. Для слов, используем мелкие фишки для выкладывания слов (мак, лук, дом, сани, роза, машина…)
- звуковой анализ слова, определение первого звука в слове:
Для звукового анализа использую полоски – схемы (трех, четырех, пяти звуковые).
- знакомство детей с твердыми «старшим братцем» и мягкими звуками «младшим братцем»
Дети подбирают слова на заданный звук:
д/и «Магазин продуктов» («покупаем» продукты со звуком с-сь )
д/и «Построй дом» (со звуком р-рь) и др.
- Подготовка руки к письму: развитие моторики.
Упражнения под словесное сопровождение: «Яблонька», «Веер», «Волна»,
«Улей».
В старшей группе (5 – 6 лет) работа продолжается в двух направлениях:
1. Освоение звукового анализа слов.
- определение протяженности слов, вводится термин «слог» и графическая запись слова: сок __, сани __ __, молоко __ __ __, дом __.
- интонационное выделение звуков в слове, называние слова на заданный звук, определение первого звука в слове: сок, коса, роса, колос…
Упражнение « Придумай слово со звуком «к» в начале слова: корова, конь, коньки, кран…
- знакомство с гласными ( ударные и безударные) и согласными (твердые и мягкие) звуками.
- Гласные звуки «волшебные», их можно петь, громко крикнуть, долго тянуть. Гласных звуков - шесть: А; О; И; Ы; У; Э - обозначаем их красной фишкой.
- Согласные делим на твердые и мягкие. Вводится термин «согласные звуки». Твердые согласные обозначаем синей фишкой, мягкие согласные – зеленой фишкой. Выделяем ударение и обозначаем черной фишкой.
Д/у «Назови твердый и мягкий звук»: к-кь, р-рь,и т.д.
- звуковой анализ слов, от 3-х до 6-ти звуков: аист, мышка, кони, осень…
2.Подготовка руки к письму.
- Выработка графических умений. Дается представление о контуре предметов, Знакомимся с рабочей строкой.
Развиваем умение обводить, штриховать не выходя за контур.
При этом ребенок осваивает элементарные гигиенические правила письма:
правильная посадка, положение тетради, положение кисти руки, положение пишущего инструмента.
В подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) работа ведется в трех направлениях:
1. Развитие способности ориентироваться в звуковой действительности
нашего языка.
1.1.Знакомство с гласными буквами.
- знакомство со всеми гласными буквами попарно: А-Я; О-Е, У-Ю; Ы-И; Э-Е (до этого работали только со звуками). Использую прием «замена звука буквой»;
- знакомство с йотированной функцией гласных букв Я; Е; Е; Ю, которые
несут в себе два звука: йа-я; йу-ю..
практическое упражнение: звуковой анализ слова «яма»;
- работа со смешанными (звукобуквенными) моделями;
- знакомство с правилами жи – ши, ча - ща, чу – щу.
- придумывание словв по заданной модели: твердый согласный; гласный; мягкий согласный; гласный – сани, кони и др.)
1.2. Знакомство со всеми согласными.
Звук ( м-мь) – буква ЭМ; звук (н-нь) буква ЭН…..
- овладение навыками слогового чтения.
Использую пособие «окошечки», затем детям предлагаются тексты для чтения.
К концу учебного года дети подходят к главному – послоговому смешанному чтению.
- Подготовка руки к письму.
Дети осваивают конфигурацию печатных букв, овладевают пишущим инструментом. Развивается правильный глазомер и четкая координация рук.
Таким образом, к 6 годам дошкольники умеют проводить звуковой анализ слов, давать характеристику звукам, делить слова на слоги. Выделять ударный слог и звук, овладевают механизмом чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".
Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...
Мастер класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе
Показать значимость обучения детей грамоте и научить родителей проводить звуковой анализ слова, правильно характеризуя звуки....
Мастер-класс ( конспект занятия) для подготовительной к школе группы по обучению грамоте У нас в гостях клоуны Бим и Бом.
Цели:1. Познакомить с новыми звуками [ б] и [б`] и буквами Б, б.2. Продолжать учить читать слоги, слова с новыми буквами.3....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте и декоративному рисованию в старшей группе «В гостях у мастера карандаша».
В процессе образовательной деятельности дети закрепляют свои знания о звуках и народном искусстве Хохлома, раскрыта интеграция таких образовательных областей как: социально-коммуникативное развитие, р...
Мастер-класс по обучению грамоте.
Ознакомление с методами обучения грамоте старших дошкольников....
Мастер класс "Сказка по кругу" - коллективное сочинение сказок. развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области «Сказка по кругу»(коллективное сочинение сказок) Речевое развитие в подгото...