Мастер класс "Сказка по кругу" - коллективное сочинение сказок. развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 7 «Журавушка»

Г. Ртищево Саратовской области

 

«Сказка по кругу»

(коллективное сочинение сказок)

 

 

Речевое развитие в подготовительной к школе группе.

 

 

 

 

Воспитатель Бобина Татьяна Юрьевна

 Цель.  Обучение сочинению сказок. Закрепление навыков проведения звукового анализа слова; образование слов из слогов; конструирование предложений.

 

     Задачи.

Образовательные

 - закрепить представление о структуре сказок; обучать коллективному сочинению сказки, опираясь на схему.

-  Упражнять в проведении звукового анализа слова, составлении звуковой модели слова; упражнять в образовании слов из слогов; упражнять в составлении предложений с определенным количеством слов. Способствовать обогащению и активизации словаря.

Развивающие

 -развивать монологическую и диалогическую речь;

- развивать воображение, фантазию, способствовать развитию словотворчества;

- развивать интонационную выразительность речи;  

-Развивать умение взаимодействовать с партнерами; использовать дифференцированный подход в работе с детьми.

 

Воспитательные

 - воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам, эмоциональную отзывчивость; воспитывать положительное отношение к дружбе, умение дружить.

                                       Предшествующая работа:

Чтение сказок, знакомство со структурой сказки; составление схем по сюжетам знакомых сказок, придумывание обозначений, символов. Придумывание небылиц, словотворчество. Изготовление необычных сказочных персонажей. Рисование по мотивам сказок, придумывание сказочных сюжетов.

Пособия: схема сказки; воздушные шарики, сделанные своими руками сказочные персонажи; макет речки, прямоугольники синего и красного цвета – обозначения гласных и согласных звуков; карточки с изображением слогов; полоски – части солнечного луча; плоскостные шарики оранжевого, зеленого и синего цвета.

 

Влетает шарик. – дети радуются.  - Что это? Откуда здесь шарик? (ветром занесло, кто-то потерял). Дети замечают игрушку. – Я что-то нашла! Здесь кто-то есть! К нам кто-то прилетел на шарике! (Рассматривают игрушку) – кто это? Какой-то овальчик! Это такой человечек! Может это игрушка?

Воспитатель. – Кто же это? Мне он не знаком!

Воспитатель: Ну-ка, рассмотрим его! (Он похож на снежок, на капельку, он белый. Шершавый. Ой, он так улыбается!) Придумаем ему имя! Дети придумывают имя персонажу. (Овальчик, капитошка, крош)

Ребенок – Добровал! Он овальный и добрый.

Воспитатель. – но он такой маленький. Как назвать его ласково? (Добровенок)

Интересно, зачем Добровенок к нам прилетел? (Любит путешествовать, заблудился, захотел с нами познакомиться. Может быть он хочет, чтобы мы помогли ему.)

Воспитатель. – Но это же сказочное существо? У каждого сказочного существа есть своя сказка. Из какой же сказки Добровенок?

Дети. – Мы не знаем сказку  про Добровенка. У Добровенка нет сказки. Наверно, он хочет, чтобы про него тоже была сказка. – Как же ему помочь? – нужно придумать сказку про Добровенка.

Воспитатель. – для этого сказку нужно придумать. Нужно выстроить сказочный путь. А поможет нам схема. (дети подходят к экрану).

 - С чего начинается любая сказка? (сказка начинается с зачина) – А каким может быть зачин сказки? (жили-были, в сказочном царстве, в тридесятом государстве, однажды…; за горами, за морями… и т.д.)

 - Наша сказка начинается. Придумайте зачин сказки про Добровенка.

(В одной сказочной стране,  жил-был Добровенок)

 - А как помочь слушателям сказки представить себе Добровенка? (Нужно описать его. Можно описать цвет, форму, внешность, характер).

- Каким же был Добровенок?  Продолжи сказку. (Добровенок был белый и легкий, похожий  на снежок. Он весь был овальный, а на макушке – чубчик из разноцветных ниток. У Добровенка были маленькие ручки и крохотные башмачки с красными шнурками. У него были большие синие глаза и добрая улыбка)

- Можно описать место, где жил наш сказочный герой. Оно тоже сказочное. необычное(схема)

(Добровеной жил на сказочной полянке, на которой росли большие-пребольшие, яркие  одуванчики. Среди этих одуванчиков и стоял его домик. Домик был такой же овальный, как и сам Добровенок.)

- А чем сказочный герой может заниматься? (схема)

(Он мог поливать цветы. Подметать дорожку, петь, сочинять музыку, рисовать, любоваться собой в зеркале, пускать солнечных зайчиков, ходить на рыбалку и т.д.)

- Продолжи сказку. (Каждое утро Добровенок  выходил из своего домика, поливал цветы на клумбе, подметал дорожку и напевал веселую песенку).

- Ой! Посмотрите, что с Добровенком! ( Он загрустил) – Что же произошло?

 ( Однажды Добровенку стало очень грустно оттого, что он один, не с кем поиграть, не с кем спеть песенку. И он решил отправиться  в путь, чтобы найти себе друзей.) – схема.

 - А что обозначает вот такой значок на схеме? (встреча с кем-то, беседа) – сколько раз в нашей сказке повторяется эпизод – встреча с другими героями сказки? (Три раза)  - О чем могут разговаривать герои сказки при встрече? (Познакомиться друг с другом, спросить о чем-то, рассказать о себе)

- Героями сказки могут стать необычные сказочные персонажи, которых мы сделали своими руками. (Дети выбирают игрушки)

 - Продолжи сказку. (Шел-шел Добровенок по дорожке, и вдруг услышал чей-то звонкий смех, как будто колокольчики звенят.

- Эй, кто это смеется?

- Это я!

- Кто это я? Как тебя зовут?

- Меня зовут Лучинка. У меня много лучиков, как у солнышка, и я маленькая, как снежинка. Поэтому меня зовут лучинка. А тебя как зовут?

- Добровенок.

- А куда ты идешь?

- Я иду искать себе друзей. Хочешь пойти со мной?

- Конечно, хочу! И отправились они вдвоем искать друзей.

- Сказка продолжается. – Шли они шли, и пришли на  другую полянку. Здесь вместо деревьев росли высокие грибы. На полянке стоял стол-гриб, а за ним кто-то сидел. Это был Словик. Он был похож на слоника. Словик знал очень много слов и умел их писать. Он хотел стать писателем.

- Здравствуй! Как тебя зовут?

- Меня зовут Словик. А куда вы идете?

- Мы идем искать друзей Добровенку.

- А зачем их искать?

- Но с друзьями так весело. С друзьями можно почитать книгу.

- А можно я пойду с вами искать друзей Добровенку?

- Конечно! Вместе веселее!

И они все вместе отправились в путь. Шли они шли, и вдруг услышали какой-то шорох.   Оглянулись они – и увидели, как по дорожке кто-то ползет.

- Здравствуй!  Как тебя зовут?

- Цветоничка! Я похожа на гусеничку из разноцветных цветов.

- А куда ты ползешь?

- Я ищу цветы для своего наряда. А вы куда идете?

- А мы идем искать друзей для Добровенка.

- А можно с вами?

- Конечно! – И они все вместе отправились в путь. А куда же они пришли? (Они шли-шли, и пришли к реке)Посмотрите, на схеме новый значок. (Он означает препятствие, трудности. Добровенок, Лучинка, Цветоничка и Словик подошли к речке. Им надо было перейти на другой берег).

- А вот и речка. (Подходят к изображению реки на ковре). Нужно построить мост.

- Да тут на берегу что-то лежит. – это дощечки. Из них можно построить мост.

- Обратите внимание, какого цвета дощечки.  Что могут обозначать дощечки-прямоугольники красного и синего цвета? (Обозначения звуков – гласные и согласные звуки) нам нужно выложить слово мост. Какой  первый звук в слове «мост»? (Первый звук – [М], он согласный, твердый, первая дощечка будет синего цвета.(Аналогично – другие звуки). – Сколько дощечек нам понадобилось? Почему?

Сказка продолжается (схема).

- Наши герои построили все вместе мост, перешли речку и отправились дальше. Шли они шли, и подошли к цветочной полянке. – А дальше? (схема) – путь закрыт, прохода нет. – Почему? (Полянку кто-то заколдовал).

- Подойдем поближе. – какие-то круги. – Наверное, кто-то гулял на полянке и стал невидимым. Кто же может прятаться за кругами? Нужно их расколдовать а помогут нам слоги. Нужно из слогов выложить слова и прочитать их.

Дети выкладывают из слогов слова, читают, что получилось. Открываются картинки.

- Полянка расколдована, можно идти дальше.

 -Добровенок, Лучинка, Цветоничка и Словик пошли дальше. Прошли они цветочную полянку, а тут…

- С солнышком что-то случилось. Солнышко потеряло лучик, стало холодно.

- Нужно солнышку помочь. У нас есть части луча. Каждая часть лучика – это слово. А что можно составить из слов? (Предложение) – составим предложение – получится целый луч. Сколько слов должно быть в предложении? (три) Дети составляют предложение из трех слов (Солнце ярко светит. Первое слово солнце, второе слово ярко, третье слово – светит).

Сказка продолжается. (Добровенок, лучинка, словик и Цветоничка помогли солнышку и пошли дальше)

- Шли они шли, и увидели прекрасный дворец. А из дворца им навстречу вышла фея. – Здравствуйте!  Я – фея –Звездочка. А вы кто? Куда вы идете? (Мы идем искать друзей для Добровенка)

- А кого можно назвать другом? (Тех, с кем интересно, кто помогает в трудную минуту) – А разве вы не помогали друг другу в пути? Как вы помогали? (Мы вместе построили мост через реку, расколдовали полянку, помогли солнышку найти лучик) – Вам было интересно вместе? Так кто вы все? (Мы – друзья. )

Добровенок. – ура, я нашел друзей!

- Ты нашел их в пути, они всегда были рядом. А я приглашаю вас в сказочный дворец друзей, там вы можете жить все вместе!

Чем же закончилась сказка? Какой будет концовка? (Добровенок, Лучинка, Словик, Цветоничка подружились друг с другом. Они поселились в большом, красивом дворце друзей и стали жить, поживать и добра наживать.

Танец.

- Посмотрите на Добровенка. Какой  он радостный. Почему? (Мы помогли ему, сочинили сказку про него, все вместе выстроили сказочный путь)

- А как можно назвать эту новую сказку? (Сказка про Добровенка. Сказка о том, как Добровенок друзей искал.)

- А Добровенок дарит вам шарики. Те ребята, которым интересно было придумывать сказку и они узнали много нового, выберут оранжевые шарики; те, кто не узнал ничего нового -  желтые; а те, кому было трудно справиться с заданиями – зеленые. (Самоанализ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 7 «Журавушка»

Г. Ртищево Саратовской области

Мастер класс

«Сказка по кругу»

Речевое развитие в подготовительной к школе группе.

Воспитатель Бобина Татьяна Юрьевна

 Цель.  Обучение сочинению сказок. Закрепление навыков проведения звукового анализа слова; образование слов из слогов; конструирование предложений.

     Задачи.

Образовательные

 - закрепить представление о структуре сказок; обучать коллективному сочинению сказки, опираясь на схему.

-  Упражнять в проведении звукового анализа слова, составлении звуковой модели слова; упражнять в образовании слов из слогов; упражнять в составлении предложений с определенным количеством слов. Способствовать обогащению и активизации словаря.

Развивающие

 -развивать монологическую и диалогическую речь;

- развивать воображение, фантазию, способствовать развитию словотворчества;

- развивать интонационную выразительность речи;  

-Развивать умение взаимодействовать с партнерами; использовать дифференцированный подход в работе с детьми.

Воспитательные

 - воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам, эмоциональную отзывчивость; воспитывать положительное отношение к дружбе, умение дружить.

                                       Предшествующая работа:

Чтение сказок, знакомство со структурой сказки; составление схем по сюжетам знакомых сказок, придумывание обозначений, символов. Придумывание небылиц, словотворчество. Изготовление необычных сказочных персонажей. Рисование по мотивам сказок, придумывание сказочных сюжетов.

Пособия: схема сказки; воздушные шарики, сделанные своими руками сказочные персонажи; макет речки, прямоугольники синего и красного цвета – обозначения гласных и согласных звуков; карточки с изображением слогов; полоски – части солнечного луча; плоскостные шарики оранжевого, зеленого и синего цвета.

Влетает шарик. – дети радуются.  - Что это? Откуда здесь шарик? (ветром занесло, кто-то потерял). Дети замечают игрушку. – Я что-то нашла! Здесь кто-то есть! К нам кто-то прилетел на шарике! (Рассматривают игрушку) – кто это? Какой-то овальчик! Это такой человечек! Может это игрушка?

Воспитатель. – Кто же это? Мне он не знаком!

Воспитатель: Ну-ка, рассмотрим его! (Он похож на снежок, на капельку, он белый. Шершавый. Ой, он так улыбается!) Придумаем ему имя! Дети придумывают имя персонажу. (Овальчик, капитошка, крош)

Ребенок – Добровал! Он овальный и добрый.

Воспитатель. – но он такой маленький. Как назвать его ласково? (Добровенок)

Интересно, зачем Добровенок к нам прилетел? (Любит путешествовать, заблудился, захотел с нами познакомиться. Может быть он хочет, чтобы мы помогли ему.)

Воспитатель. – Но это же сказочное существо? У каждого сказочного существа есть своя сказка. Из какой же сказки Добровенок?

Дети. – Мы не знаем сказку  про Добровенка. У Добровенка нет сказки. Наверно, он хочет, чтобы про него тоже была сказка. – Как же ему помочь? – нужно придумать сказку про Добровенка.

Воспитатель. – для этого сказку нужно придумать. Нужно выстроить сказочный путь. А поможет нам схема. (дети подходят к экрану).

 - С чего начинается любая сказка? (сказка начинается с зачина) – А каким может быть зачин сказки? (жили-были, в сказочном царстве, в тридесятом государстве, однажды…; за горами, за морями… и т.д.)

 - Наша сказка начинается. Придумайте зачин сказки про Добровенка.

(В одной сказочной стране,  жил-был Добровенок)

 - А как помочь слушателям сказки представить себе Добровенка? (Нужно описать его. Можно описать цвет, форму, внешность, характер).

- Каким же был Добровенок?  Продолжи сказку. (Добровенок был белый и легкий, похожий  на снежок. Он весь был овальный, а на макушке – чубчик из разноцветных ниток. У Добровенка были маленькие ручки и крохотные башмачки с красными шнурками. У него были большие синие глаза и добрая улыбка)

- Можно описать место, где жил наш сказочный герой. Оно тоже сказочное. необычное(схема)

(Добровеной жил на сказочной полянке, на которой росли большие-пребольшие, яркие  одуванчики. Среди этих одуванчиков и стоял его домик. Домик был такой же овальный, как и сам Добровенок.)

- А чем сказочный герой может заниматься? (схема)

(Он мог поливать цветы. Подметать дорожку, петь, сочинять музыку, рисовать, любоваться собой в зеркале, пускать солнечных зайчиков, ходить на рыбалку и т.д.)

- Продолжи сказку. (Каждое утро Добровенок  выходил из своего домика, поливал цветы на клумбе, подметал дорожку и напевал веселую песенку).

- Ой! Посмотрите, что с Добровенком! ( Он загрустил) – Что же произошло?

 ( Однажды Добровенку стало очень грустно оттого, что он один, не с кем поиграть, не с кем спеть песенку. И он решил отправиться  в путь, чтобы найти себе друзей.) – схема.

 - А что обозначает вот такой значок на схеме? (встреча с кем-то, беседа) – сколько раз в нашей сказке повторяется эпизод – встреча с другими героями сказки? (Три раза)  - О чем могут разговаривать герои сказки при встрече? (Познакомиться друг с другом, спросить о чем-то, рассказать о себе)

- Героями сказки могут стать необычные сказочные персонажи, которых мы сделали своими руками. (Дети выбирают игрушки)

 - Продолжи сказку. (Шел-шел Добровенок по дорожке, и вдруг услышал чей-то звонкий смех, как будто колокольчики звенят.

- Эй, кто это смеется?

- Это я!

- Кто это я? Как тебя зовут?

- Меня зовут Лучинка. У меня много лучиков, как у солнышка, и я маленькая, как снежинка. Поэтому меня зовут лучинка. А тебя как зовут?

- Добровенок.

- А куда ты идешь?

- Я иду искать себе друзей. Хочешь пойти со мной?

- Конечно, хочу! И отправились они вдвоем искать друзей.

- Сказка продолжается. – Шли они шли, и пришли на  другую полянку. Здесь вместо деревьев росли высокие грибы. На полянке стоял стол-гриб, а за ним кто-то сидел. Это был Словик. Он был похож на слоника. Словик знал очень много слов и умел их писать. Он хотел стать писателем.

- Здравствуй! Как тебя зовут?

- Меня зовут Словик. А куда вы идете?

- Мы идем искать друзей Добровенку.

- А зачем их искать?

- Но с друзьями так весело. С друзьями можно почитать книгу.

- А можно я пойду с вами искать друзей Добровенку?

- Конечно! Вместе веселее!

И они все вместе отправились в путь. Шли они шли, и вдруг услышали какой-то шорох.   Оглянулись они – и увидели, как по дорожке кто-то ползет.

- Здравствуй!  Как тебя зовут?

- Цветоничка! Я похожа на гусеничку из разноцветных цветов.

- А куда ты ползешь?

- Я ищу цветы для своего наряда. А вы куда идете?

- А мы идем искать друзей для Добровенка.

- А можно с вами?

- Конечно! – И они все вместе отправились в путь. А куда же они пришли? (Они шли-шли, и пришли к реке)Посмотрите, на схеме новый значок. (Он означает препятствие, трудности. Добровенок, Лучинка, Цветоничка и Словик подошли к речке. Им надо было перейти на другой берег).

- А вот и речка. (Подходят к изображению реки на ковре). Нужно построить мост.

- Да тут на берегу что-то лежит. – это дощечки. Из них можно построить мост.

- Обратите внимание, какого цвета дощечки.  Что могут обозначать дощечки-прямоугольники красного и синего цвета? (Обозначения звуков – гласные и согласные звуки) нам нужно выложить слово мост. Какой  первый звук в слове «мост»? (Первый звук – [М], он согласный, твердый, первая дощечка будет синего цвета.(Аналогично – другие звуки). – Сколько дощечек нам понадобилось? Почему?

Сказка продолжается (схема).

- Наши герои построили все вместе мост, перешли речку и отправились дальше. Шли они шли, и подошли к цветочной полянке. – А дальше? (схема) – путь закрыт, прохода нет. – Почему? (Полянку кто-то заколдовал).

- Подойдем поближе. – какие-то круги. – Наверное, кто-то гулял на полянке и стал невидимым. Кто же может прятаться за кругами? Нужно их расколдовать а помогут нам слоги. Нужно из слогов выложить слова и прочитать их.

Дети выкладывают из слогов слова, читают, что получилось. Открываются картинки.

- Полянка расколдована, можно идти дальше.

 -Добровенок, Лучинка, Цветоничка и Словик пошли дальше. Прошли они цветочную полянку, а тут…

- С солнышком что-то случилось. Солнышко потеряло лучик, стало холодно.

- Нужно солнышку помочь. У нас есть части луча. Каждая часть лучика – это слово. А что можно составить из слов? (Предложение) – составим предложение – получится целый луч. Сколько слов должно быть в предложении? (три) Дети составляют предложение из трех слов (Солнце ярко светит. Первое слово солнце, второе слово ярко, третье слово – светит).

Сказка продолжается. (Добровенок, лучинка, словик и Цветоничка помогли солнышку и пошли дальше)

- Шли они шли, и увидели прекрасный дворец. А из дворца им навстречу вышла фея. – Здравствуйте!  Я – фея –Звездочка. А вы кто? Куда вы идете? (Мы идем искать друзей для Добровенка)

- А кого можно назвать другом? (Тех, с кем интересно, кто помогает в трудную минуту) – А разве вы не помогали друг другу в пути? Как вы помогали? (Мы вместе построили мост через реку, расколдовали полянку, помогли солнышку найти лучик) – Вам было интересно вместе? Так кто вы все? (Мы – друзья. )

Добровенок. – ура, я нашел друзей!

- Ты нашел их в пути, они всегда были рядом. А я приглашаю вас в сказочный дворец друзей, там вы можете жить все вместе!

Чем же закончилась сказка? Какой будет концовка? (Добровенок, Лучинка, Словик, Цветоничка подружились друг с другом. Они поселились в большом, красивом дворце друзей и стали жить, поживать и добра наживать.

Танец.

- Посмотрите на Добровенка. Какой  он радостный. Почему? (Мы помогли ему, сочинили сказку про него, все вместе выстроили сказочный путь)

- А как можно назвать эту новую сказку? (Сказка про Добровенка. Сказка о том, как Добровенок друзей искал.)

- А Добровенок дарит вам шарики. Те ребята, которым интересно было придумывать сказку и они узнали много нового, выберут оранжевые шарики; те, кто не узнал ничего нового -  желтые; а те, кому было трудно справиться с заданиями – зеленые. (Самоанализ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 5-6 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «Растём грамотными»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».(развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 5-6 летг.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н.Тема: «Растём грамотными» Програмные задачи: 1...

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»Цели:...

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Мы - изобретатели».

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «  Мы - изобретатели»....

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»...

" Развитие речи и подготовка к обучению грамоте".

Познакомить детей со звуком У, учить определять звук в слове. Развивать фонематический слух....

Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"

Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"...

Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие по городу красивой речи»

Обобщить знания  детей  по разделу « Предложение, слово, слог, звук (гласный; согласный: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий),  гласные буквы».Развивать  фонематический сл...