Мастер класс "Сказка по кругу" - коллективное сочинение сказок. развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад № 7 «Журавушка»
Г. Ртищево Саратовской области
«Сказка по кругу»
(коллективное сочинение сказок)
Речевое развитие в подготовительной к школе группе.
Воспитатель Бобина Татьяна Юрьевна
Цель. Обучение сочинению сказок. Закрепление навыков проведения звукового анализа слова; образование слов из слогов; конструирование предложений.
Задачи.
Образовательные
- закрепить представление о структуре сказок; обучать коллективному сочинению сказки, опираясь на схему.
- Упражнять в проведении звукового анализа слова, составлении звуковой модели слова; упражнять в образовании слов из слогов; упражнять в составлении предложений с определенным количеством слов. Способствовать обогащению и активизации словаря.
Развивающие
-развивать монологическую и диалогическую речь;
- развивать воображение, фантазию, способствовать развитию словотворчества;
- развивать интонационную выразительность речи;
-Развивать умение взаимодействовать с партнерами; использовать дифференцированный подход в работе с детьми.
Воспитательные
- воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам, эмоциональную отзывчивость; воспитывать положительное отношение к дружбе, умение дружить.
Предшествующая работа:
Чтение сказок, знакомство со структурой сказки; составление схем по сюжетам знакомых сказок, придумывание обозначений, символов. Придумывание небылиц, словотворчество. Изготовление необычных сказочных персонажей. Рисование по мотивам сказок, придумывание сказочных сюжетов.
Пособия: схема сказки; воздушные шарики, сделанные своими руками сказочные персонажи; макет речки, прямоугольники синего и красного цвета – обозначения гласных и согласных звуков; карточки с изображением слогов; полоски – части солнечного луча; плоскостные шарики оранжевого, зеленого и синего цвета.
Влетает шарик. – дети радуются. - Что это? Откуда здесь шарик? (ветром занесло, кто-то потерял). Дети замечают игрушку. – Я что-то нашла! Здесь кто-то есть! К нам кто-то прилетел на шарике! (Рассматривают игрушку) – кто это? Какой-то овальчик! Это такой человечек! Может это игрушка?
Воспитатель. – Кто же это? Мне он не знаком!
Воспитатель: Ну-ка, рассмотрим его! (Он похож на снежок, на капельку, он белый. Шершавый. Ой, он так улыбается!) Придумаем ему имя! Дети придумывают имя персонажу. (Овальчик, капитошка, крош)
Ребенок – Добровал! Он овальный и добрый.
Воспитатель. – но он такой маленький. Как назвать его ласково? (Добровенок)
Интересно, зачем Добровенок к нам прилетел? (Любит путешествовать, заблудился, захотел с нами познакомиться. Может быть он хочет, чтобы мы помогли ему.)
Воспитатель. – Но это же сказочное существо? У каждого сказочного существа есть своя сказка. Из какой же сказки Добровенок?
Дети. – Мы не знаем сказку про Добровенка. У Добровенка нет сказки. Наверно, он хочет, чтобы про него тоже была сказка. – Как же ему помочь? – нужно придумать сказку про Добровенка.
Воспитатель. – для этого сказку нужно придумать. Нужно выстроить сказочный путь. А поможет нам схема. (дети подходят к экрану).
- С чего начинается любая сказка? (сказка начинается с зачина) – А каким может быть зачин сказки? (жили-были, в сказочном царстве, в тридесятом государстве, однажды…; за горами, за морями… и т.д.)
- Наша сказка начинается. Придумайте зачин сказки про Добровенка.
(В одной сказочной стране, жил-был Добровенок)
- А как помочь слушателям сказки представить себе Добровенка? (Нужно описать его. Можно описать цвет, форму, внешность, характер).
- Каким же был Добровенок? Продолжи сказку. (Добровенок был белый и легкий, похожий на снежок. Он весь был овальный, а на макушке – чубчик из разноцветных ниток. У Добровенка были маленькие ручки и крохотные башмачки с красными шнурками. У него были большие синие глаза и добрая улыбка)
- Можно описать место, где жил наш сказочный герой. Оно тоже сказочное. необычное(схема)
(Добровеной жил на сказочной полянке, на которой росли большие-пребольшие, яркие одуванчики. Среди этих одуванчиков и стоял его домик. Домик был такой же овальный, как и сам Добровенок.)
- А чем сказочный герой может заниматься? (схема)
(Он мог поливать цветы. Подметать дорожку, петь, сочинять музыку, рисовать, любоваться собой в зеркале, пускать солнечных зайчиков, ходить на рыбалку и т.д.)
- Продолжи сказку. (Каждое утро Добровенок выходил из своего домика, поливал цветы на клумбе, подметал дорожку и напевал веселую песенку).
- Ой! Посмотрите, что с Добровенком! ( Он загрустил) – Что же произошло?
( Однажды Добровенку стало очень грустно оттого, что он один, не с кем поиграть, не с кем спеть песенку. И он решил отправиться в путь, чтобы найти себе друзей.) – схема.
- А что обозначает вот такой значок на схеме? (встреча с кем-то, беседа) – сколько раз в нашей сказке повторяется эпизод – встреча с другими героями сказки? (Три раза) - О чем могут разговаривать герои сказки при встрече? (Познакомиться друг с другом, спросить о чем-то, рассказать о себе)
- Героями сказки могут стать необычные сказочные персонажи, которых мы сделали своими руками. (Дети выбирают игрушки)
- Продолжи сказку. (Шел-шел Добровенок по дорожке, и вдруг услышал чей-то звонкий смех, как будто колокольчики звенят.
- Эй, кто это смеется?
- Это я!
- Кто это я? Как тебя зовут?
- Меня зовут Лучинка. У меня много лучиков, как у солнышка, и я маленькая, как снежинка. Поэтому меня зовут лучинка. А тебя как зовут?
- Добровенок.
- А куда ты идешь?
- Я иду искать себе друзей. Хочешь пойти со мной?
- Конечно, хочу! И отправились они вдвоем искать друзей.
- Сказка продолжается. – Шли они шли, и пришли на другую полянку. Здесь вместо деревьев росли высокие грибы. На полянке стоял стол-гриб, а за ним кто-то сидел. Это был Словик. Он был похож на слоника. Словик знал очень много слов и умел их писать. Он хотел стать писателем.
- Здравствуй! Как тебя зовут?
- Меня зовут Словик. А куда вы идете?
- Мы идем искать друзей Добровенку.
- А зачем их искать?
- Но с друзьями так весело. С друзьями можно почитать книгу.
- А можно я пойду с вами искать друзей Добровенку?
- Конечно! Вместе веселее!
И они все вместе отправились в путь. Шли они шли, и вдруг услышали какой-то шорох. Оглянулись они – и увидели, как по дорожке кто-то ползет.
- Здравствуй! Как тебя зовут?
- Цветоничка! Я похожа на гусеничку из разноцветных цветов.
- А куда ты ползешь?
- Я ищу цветы для своего наряда. А вы куда идете?
- А мы идем искать друзей для Добровенка.
- А можно с вами?
- Конечно! – И они все вместе отправились в путь. А куда же они пришли? (Они шли-шли, и пришли к реке)Посмотрите, на схеме новый значок. (Он означает препятствие, трудности. Добровенок, Лучинка, Цветоничка и Словик подошли к речке. Им надо было перейти на другой берег).
- А вот и речка. (Подходят к изображению реки на ковре). Нужно построить мост.
- Да тут на берегу что-то лежит. – это дощечки. Из них можно построить мост.
- Обратите внимание, какого цвета дощечки. Что могут обозначать дощечки-прямоугольники красного и синего цвета? (Обозначения звуков – гласные и согласные звуки) нам нужно выложить слово мост. Какой первый звук в слове «мост»? (Первый звук – [М], он согласный, твердый, первая дощечка будет синего цвета.(Аналогично – другие звуки). – Сколько дощечек нам понадобилось? Почему?
Сказка продолжается (схема).
- Наши герои построили все вместе мост, перешли речку и отправились дальше. Шли они шли, и подошли к цветочной полянке. – А дальше? (схема) – путь закрыт, прохода нет. – Почему? (Полянку кто-то заколдовал).
- Подойдем поближе. – какие-то круги. – Наверное, кто-то гулял на полянке и стал невидимым. Кто же может прятаться за кругами? Нужно их расколдовать а помогут нам слоги. Нужно из слогов выложить слова и прочитать их.
Дети выкладывают из слогов слова, читают, что получилось. Открываются картинки.
- Полянка расколдована, можно идти дальше.
-Добровенок, Лучинка, Цветоничка и Словик пошли дальше. Прошли они цветочную полянку, а тут…
- С солнышком что-то случилось. Солнышко потеряло лучик, стало холодно.
- Нужно солнышку помочь. У нас есть части луча. Каждая часть лучика – это слово. А что можно составить из слов? (Предложение) – составим предложение – получится целый луч. Сколько слов должно быть в предложении? (три) Дети составляют предложение из трех слов (Солнце ярко светит. Первое слово солнце, второе слово ярко, третье слово – светит).
Сказка продолжается. (Добровенок, лучинка, словик и Цветоничка помогли солнышку и пошли дальше)
- Шли они шли, и увидели прекрасный дворец. А из дворца им навстречу вышла фея. – Здравствуйте! Я – фея –Звездочка. А вы кто? Куда вы идете? (Мы идем искать друзей для Добровенка)
- А кого можно назвать другом? (Тех, с кем интересно, кто помогает в трудную минуту) – А разве вы не помогали друг другу в пути? Как вы помогали? (Мы вместе построили мост через реку, расколдовали полянку, помогли солнышку найти лучик) – Вам было интересно вместе? Так кто вы все? (Мы – друзья. )
Добровенок. – ура, я нашел друзей!
- Ты нашел их в пути, они всегда были рядом. А я приглашаю вас в сказочный дворец друзей, там вы можете жить все вместе!
Чем же закончилась сказка? Какой будет концовка? (Добровенок, Лучинка, Словик, Цветоничка подружились друг с другом. Они поселились в большом, красивом дворце друзей и стали жить, поживать и добра наживать.
Танец.
- Посмотрите на Добровенка. Какой он радостный. Почему? (Мы помогли ему, сочинили сказку про него, все вместе выстроили сказочный путь)
- А как можно назвать эту новую сказку? (Сказка про Добровенка. Сказка о том, как Добровенок друзей искал.)
- А Добровенок дарит вам шарики. Те ребята, которым интересно было придумывать сказку и они узнали много нового, выберут оранжевые шарики; те, кто не узнал ничего нового - желтые; а те, кому было трудно справиться с заданиями – зеленые. (Самоанализ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коллективное сочинение сказок - "Сказка по кругу". | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад № 7 «Журавушка»
Г. Ртищево Саратовской области
Мастер класс
«Сказка по кругу»
Речевое развитие в подготовительной к школе группе.
Воспитатель Бобина Татьяна Юрьевна
Цель. Обучение сочинению сказок. Закрепление навыков проведения звукового анализа слова; образование слов из слогов; конструирование предложений.
Задачи.
Образовательные
- закрепить представление о структуре сказок; обучать коллективному сочинению сказки, опираясь на схему.
- Упражнять в проведении звукового анализа слова, составлении звуковой модели слова; упражнять в образовании слов из слогов; упражнять в составлении предложений с определенным количеством слов. Способствовать обогащению и активизации словаря.
Развивающие
-развивать монологическую и диалогическую речь;
- развивать воображение, фантазию, способствовать развитию словотворчества;
- развивать интонационную выразительность речи;
-Развивать умение взаимодействовать с партнерами; использовать дифференцированный подход в работе с детьми.
Воспитательные
- воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам, эмоциональную отзывчивость; воспитывать положительное отношение к дружбе, умение дружить.
Предшествующая работа:
Чтение сказок, знакомство со структурой сказки; составление схем по сюжетам знакомых сказок, придумывание обозначений, символов. Придумывание небылиц, словотворчество. Изготовление необычных сказочных персонажей. Рисование по мотивам сказок, придумывание сказочных сюжетов.
Пособия: схема сказки; воздушные шарики, сделанные своими руками сказочные персонажи; макет речки, прямоугольники синего и красного цвета – обозначения гласных и согласных звуков; карточки с изображением слогов; полоски – части солнечного луча; плоскостные шарики оранжевого, зеленого и синего цвета.
Влетает шарик. – дети радуются. - Что это? Откуда здесь шарик? (ветром занесло, кто-то потерял). Дети замечают игрушку. – Я что-то нашла! Здесь кто-то есть! К нам кто-то прилетел на шарике! (Рассматривают игрушку) – кто это? Какой-то овальчик! Это такой человечек! Может это игрушка?
Воспитатель. – Кто же это? Мне он не знаком!
Воспитатель: Ну-ка, рассмотрим его! (Он похож на снежок, на капельку, он белый. Шершавый. Ой, он так улыбается!) Придумаем ему имя! Дети придумывают имя персонажу. (Овальчик, капитошка, крош)
Ребенок – Добровал! Он овальный и добрый.
Воспитатель. – но он такой маленький. Как назвать его ласково? (Добровенок)
Интересно, зачем Добровенок к нам прилетел? (Любит путешествовать, заблудился, захотел с нами познакомиться. Может быть он хочет, чтобы мы помогли ему.)
Воспитатель. – Но это же сказочное существо? У каждого сказочного существа есть своя сказка. Из какой же сказки Добровенок?
Дети. – Мы не знаем сказку про Добровенка. У Добровенка нет сказки. Наверно, он хочет, чтобы про него тоже была сказка. – Как же ему помочь? – нужно придумать сказку про Добровенка.
Воспитатель. – для этого сказку нужно придумать. Нужно выстроить сказочный путь. А поможет нам схема. (дети подходят к экрану).
- С чего начинается любая сказка? (сказка начинается с зачина) – А каким может быть зачин сказки? (жили-были, в сказочном царстве, в тридесятом государстве, однажды…; за горами, за морями… и т.д.)
- Наша сказка начинается. Придумайте зачин сказки про Добровенка.
(В одной сказочной стране, жил-был Добровенок)
- А как помочь слушателям сказки представить себе Добровенка? (Нужно описать его. Можно описать цвет, форму, внешность, характер).
- Каким же был Добровенок? Продолжи сказку. (Добровенок был белый и легкий, похожий на снежок. Он весь был овальный, а на макушке – чубчик из разноцветных ниток. У Добровенка были маленькие ручки и крохотные башмачки с красными шнурками. У него были большие синие глаза и добрая улыбка)
- Можно описать место, где жил наш сказочный герой. Оно тоже сказочное. необычное(схема)
(Добровеной жил на сказочной полянке, на которой росли большие-пребольшие, яркие одуванчики. Среди этих одуванчиков и стоял его домик. Домик был такой же овальный, как и сам Добровенок.)
- А чем сказочный герой может заниматься? (схема)
(Он мог поливать цветы. Подметать дорожку, петь, сочинять музыку, рисовать, любоваться собой в зеркале, пускать солнечных зайчиков, ходить на рыбалку и т.д.)
- Продолжи сказку. (Каждое утро Добровенок выходил из своего домика, поливал цветы на клумбе, подметал дорожку и напевал веселую песенку).
- Ой! Посмотрите, что с Добровенком! ( Он загрустил) – Что же произошло?
( Однажды Добровенку стало очень грустно оттого, что он один, не с кем поиграть, не с кем спеть песенку. И он решил отправиться в путь, чтобы найти себе друзей.) – схема.
- А что обозначает вот такой значок на схеме? (встреча с кем-то, беседа) – сколько раз в нашей сказке повторяется эпизод – встреча с другими героями сказки? (Три раза) - О чем могут разговаривать герои сказки при встрече? (Познакомиться друг с другом, спросить о чем-то, рассказать о себе)
- Героями сказки могут стать необычные сказочные персонажи, которых мы сделали своими руками. (Дети выбирают игрушки)
- Продолжи сказку. (Шел-шел Добровенок по дорожке, и вдруг услышал чей-то звонкий смех, как будто колокольчики звенят.
- Эй, кто это смеется?
- Это я!
- Кто это я? Как тебя зовут?
- Меня зовут Лучинка. У меня много лучиков, как у солнышка, и я маленькая, как снежинка. Поэтому меня зовут лучинка. А тебя как зовут?
- Добровенок.
- А куда ты идешь?
- Я иду искать себе друзей. Хочешь пойти со мной?
- Конечно, хочу! И отправились они вдвоем искать друзей.
- Сказка продолжается. – Шли они шли, и пришли на другую полянку. Здесь вместо деревьев росли высокие грибы. На полянке стоял стол-гриб, а за ним кто-то сидел. Это был Словик. Он был похож на слоника. Словик знал очень много слов и умел их писать. Он хотел стать писателем.
- Здравствуй! Как тебя зовут?
- Меня зовут Словик. А куда вы идете?
- Мы идем искать друзей Добровенку.
- А зачем их искать?
- Но с друзьями так весело. С друзьями можно почитать книгу.
- А можно я пойду с вами искать друзей Добровенку?
- Конечно! Вместе веселее!
И они все вместе отправились в путь. Шли они шли, и вдруг услышали какой-то шорох. Оглянулись они – и увидели, как по дорожке кто-то ползет.
- Здравствуй! Как тебя зовут?
- Цветоничка! Я похожа на гусеничку из разноцветных цветов.
- А куда ты ползешь?
- Я ищу цветы для своего наряда. А вы куда идете?
- А мы идем искать друзей для Добровенка.
- А можно с вами?
- Конечно! – И они все вместе отправились в путь. А куда же они пришли? (Они шли-шли, и пришли к реке)Посмотрите, на схеме новый значок. (Он означает препятствие, трудности. Добровенок, Лучинка, Цветоничка и Словик подошли к речке. Им надо было перейти на другой берег).
- А вот и речка. (Подходят к изображению реки на ковре). Нужно построить мост.
- Да тут на берегу что-то лежит. – это дощечки. Из них можно построить мост.
- Обратите внимание, какого цвета дощечки. Что могут обозначать дощечки-прямоугольники красного и синего цвета? (Обозначения звуков – гласные и согласные звуки) нам нужно выложить слово мост. Какой первый звук в слове «мост»? (Первый звук – [М], он согласный, твердый, первая дощечка будет синего цвета.(Аналогично – другие звуки). – Сколько дощечек нам понадобилось? Почему?
Сказка продолжается (схема).
- Наши герои построили все вместе мост, перешли речку и отправились дальше. Шли они шли, и подошли к цветочной полянке. – А дальше? (схема) – путь закрыт, прохода нет. – Почему? (Полянку кто-то заколдовал).
- Подойдем поближе. – какие-то круги. – Наверное, кто-то гулял на полянке и стал невидимым. Кто же может прятаться за кругами? Нужно их расколдовать а помогут нам слоги. Нужно из слогов выложить слова и прочитать их.
Дети выкладывают из слогов слова, читают, что получилось. Открываются картинки.
- Полянка расколдована, можно идти дальше.
-Добровенок, Лучинка, Цветоничка и Словик пошли дальше. Прошли они цветочную полянку, а тут…
- С солнышком что-то случилось. Солнышко потеряло лучик, стало холодно.
- Нужно солнышку помочь. У нас есть части луча. Каждая часть лучика – это слово. А что можно составить из слов? (Предложение) – составим предложение – получится целый луч. Сколько слов должно быть в предложении? (три) Дети составляют предложение из трех слов (Солнце ярко светит. Первое слово солнце, второе слово ярко, третье слово – светит).
Сказка продолжается. (Добровенок, лучинка, словик и Цветоничка помогли солнышку и пошли дальше)
- Шли они шли, и увидели прекрасный дворец. А из дворца им навстречу вышла фея. – Здравствуйте! Я – фея –Звездочка. А вы кто? Куда вы идете? (Мы идем искать друзей для Добровенка)
- А кого можно назвать другом? (Тех, с кем интересно, кто помогает в трудную минуту) – А разве вы не помогали друг другу в пути? Как вы помогали? (Мы вместе построили мост через реку, расколдовали полянку, помогли солнышку найти лучик) – Вам было интересно вместе? Так кто вы все? (Мы – друзья. )
Добровенок. – ура, я нашел друзей!
- Ты нашел их в пути, они всегда были рядом. А я приглашаю вас в сказочный дворец друзей, там вы можете жить все вместе!
Чем же закончилась сказка? Какой будет концовка? (Добровенок, Лучинка, Словик, Цветоничка подружились друг с другом. Они поселились в большом, красивом дворце друзей и стали жить, поживать и добра наживать.
Танец.
- Посмотрите на Добровенка. Какой он радостный. Почему? (Мы помогли ему, сочинили сказку про него, все вместе выстроили сказочный путь)
- А как можно назвать эту новую сказку? (Сказка про Добровенка. Сказка о том, как Добровенок друзей искал.)
- А Добровенок дарит вам шарики. Те ребята, которым интересно было придумывать сказку и они узнали много нового, выберут оранжевые шарики; те, кто не узнал ничего нового - желтые; а те, кому было трудно справиться с заданиями – зеленые. (Самоанализ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 5-6 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «Растём грамотными»
Конспект занятия по программе « Играем, читаем».(развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 5-6 летг.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н.Тема: «Растём грамотными» Програмные задачи: 1...
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»Цели:...
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Мы - изобретатели».
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Мы - изобретатели»....
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»...
" Развитие речи и подготовка к обучению грамоте".
Познакомить детей со звуком У, учить определять звук в слове. Развивать фонематический слух....
Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"
Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"...
Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие по городу красивой речи»
Обобщить знания детей по разделу « Предложение, слово, слог, звук (гласный; согласный: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий), гласные буквы».Развивать фонематический сл...