мастер-класс для педагогов по подготовке детей к обучению грамоте
методическая разработка по логопедии по теме

Кулакова Лариса Леонтьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

по подготовке к обучению грамоте

Цель: повысить профессиональную  компетентность педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Материал: игры-презентации, дидактические пособия (фишки-заменители, схемы слова, звуковые дорожки)

Ход:

  1. Введение в тему
  2. Теоретическая часть
  1. Подготовка ребенка к обучению грамоте начинается развернуто в средней группе
  2. Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.
  3. В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
  4. В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

      3. Практическая часть

  1. Слайды с играми для детей средней группы сопровождаются объяснением.

          В средней  группе мы проводим знакомство со звучащим словом, учим интонационно выделять звук в словах. При этом опираемся на образец речи воспитателя.

        Не выделяем конкретный звук , а используем сравнение (песенка ветерка, комара), звуки называем песенками. Учим различать твердые и мягкие согласные (старший братец и младший). Определяем длинные слова и короткие.

         В средней группе на занятиях с детьми мы используем разнообразный материал (картинки, игрушки, предметы), который наглядно помогает сконцентрировать внимание на словах - названиях предметов, поддерживает интерес к  звучанию слов.

         Все занятия мы проводим в виде дидактических игр, упражнений,

подвижных игр, что отвечает возрастным особенностям и возможностям

детей четырех лет.

  1. Слайды для детей старшей и подготовительной к школе группе сопровождаются объяснением

        Основной задачей обучения грамоте в старшей группе является обу-

чение звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования

звуков в слове, установлению различительной роли звука и основных ка-

чественных характеристик звука.

         Звуковой анализ мы начинаем с неоднократного произнесения слова

с последовательным интонационным выделением каждого звука. Чтобы

ребенок мог реально представить слово, которое он произносит, мы ис-

пользуем картину-схему его звукового состава. Рисунок помогает ребен-

ку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает воз-

можность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную

функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут

заполнены не все клеточки - и он увидит, что где-то ошибся. Модель сло-

ва, которое получается в результате его звукового анализа, отражает от-

дельные звуки и их последовательность. Таким образом, при обучении

детей звуковому анализу слова, мы даем средства для его проведения и

учим ими пользоваться (это схема звукового состава слова, фишки, инто-

национное выделение звуков в слове).

     В подготовительной к школе группе мы решаем следующие задачи:

учим анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомим со

всеми буквами русского алфавита и некоторыми правилами орфографии.

Дети выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с при-

менением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способа-

ми чтения.

     Особое внимание мы уделяем правильному определению звуков:

гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

Мы предлагаем специальные задания по определению ударения в

словах. Воспитатель произносит слово, вызванный ребенок повторяет его

с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка - ударный

гласный звук у). Мы предлагаем детям называть слова с определенным

ударным звуком.

3. Итог

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по подготовке детей к обучению грамоте

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтению. Проведение данного мастер – класса необходимо, для того, чтобы родители смог...

Рекомендации для педагогов по подготовке детей к обучению грамоте.

«Обучение ребёнка начинается задолго до того времени, когда его сажают за перо и букварь» Усова. НОД по обучению грамоте должны начинаться со старшей группы, а до старшей группы с детьми проводит...

Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"

Материал рассчитан на  оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте  через игровую деятельность....

Консультация для педагогов на тему«Подготовка детей к обучению грамоте»

Благодаря родному языкуребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды иубеждения, а также оказывает огромную услугу...

Мастер-класс "Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе"

Мастер-класс расчитан на воспитателей и предназначен   для помощи в подготовке детей к школе....

Мастер-класс учителя-логопеда Петровой И.Ю. по подготовке детей к обучению грамоте Работа со звуком-буквой «Ж»

Развиваем фонетический слух, звуко-буквенный анализ и синтез слов и умение составлять из слов предложения....