мастер-класс для педагогов по подготовке детей к обучению грамоте
методическая разработка по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
по подготовке к обучению грамоте
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Материал: игры-презентации, дидактические пособия (фишки-заменители, схемы слова, звуковые дорожки)
Ход:
- Введение в тему
- Теоретическая часть
- Подготовка ребенка к обучению грамоте начинается развернуто в средней группе
- Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.
- В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
- В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
3. Практическая часть
- Слайды с играми для детей средней группы сопровождаются объяснением.
В средней группе мы проводим знакомство со звучащим словом, учим интонационно выделять звук в словах. При этом опираемся на образец речи воспитателя.
Не выделяем конкретный звук , а используем сравнение (песенка ветерка, комара), звуки называем песенками. Учим различать твердые и мягкие согласные (старший братец и младший). Определяем длинные слова и короткие.
В средней группе на занятиях с детьми мы используем разнообразный материал (картинки, игрушки, предметы), который наглядно помогает сконцентрировать внимание на словах - названиях предметов, поддерживает интерес к звучанию слов.
Все занятия мы проводим в виде дидактических игр, упражнений,
подвижных игр, что отвечает возрастным особенностям и возможностям
детей четырех лет.
- Слайды для детей старшей и подготовительной к школе группе сопровождаются объяснением
Основной задачей обучения грамоте в старшей группе является обу-
чение звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования
звуков в слове, установлению различительной роли звука и основных ка-
чественных характеристик звука.
Звуковой анализ мы начинаем с неоднократного произнесения слова
с последовательным интонационным выделением каждого звука. Чтобы
ребенок мог реально представить слово, которое он произносит, мы ис-
пользуем картину-схему его звукового состава. Рисунок помогает ребен-
ку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает воз-
можность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную
функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут
заполнены не все клеточки - и он увидит, что где-то ошибся. Модель сло-
ва, которое получается в результате его звукового анализа, отражает от-
дельные звуки и их последовательность. Таким образом, при обучении
детей звуковому анализу слова, мы даем средства для его проведения и
учим ими пользоваться (это схема звукового состава слова, фишки, инто-
национное выделение звуков в слове).
В подготовительной к школе группе мы решаем следующие задачи:
учим анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомим со
всеми буквами русского алфавита и некоторыми правилами орфографии.
Дети выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с при-
менением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способа-
ми чтения.
Особое внимание мы уделяем правильному определению звуков:
гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук.
Мы предлагаем специальные задания по определению ударения в
словах. Воспитатель произносит слово, вызванный ребенок повторяет его
с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка - ударный
гласный звук у). Мы предлагаем детям называть слова с определенным
ударным звуком.
3. Итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по подготовке детей к обучению грамоте
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтению. Проведение данного мастер – класса необходимо, для того, чтобы родители смог...
Рекомендации для педагогов по подготовке детей к обучению грамоте.
«Обучение ребёнка начинается задолго до того времени, когда его сажают за перо и букварь» Усова. НОД по обучению грамоте должны начинаться со старшей группы, а до старшей группы с детьми проводит...
Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"
Материал рассчитан на оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте через игровую деятельность....
Консультация для педагогов на тему«Подготовка детей к обучению грамоте»
Благодаря родному языкуребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды иубеждения, а также оказывает огромную услугу...
Мастер-класс "Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе"
Мастер-класс расчитан на воспитателей и предназначен для помощи в подготовке детей к школе....
Мастер-класс учителя-логопеда Петровой И.Ю. по подготовке детей к обучению грамоте Работа со звуком-буквой «Ж»
Развиваем фонетический слух, звуко-буквенный анализ и синтез слов и умение составлять из слов предложения....