“Связанная речь в подготовительной группе”
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико – фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 14 комбинированного вида»
Авиастроительного района г.Казани
План по самообразованию на тему:
“Связанная речь в подготовительной группе”
Учебный год: 2019-2020
Актуальность.
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико – фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т.д.) интегрированные занятии.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: развитие свободного общения со взрослыми;
– совершенствовать диалогическую форму речи.
-развивать монологическую форму речи;
– учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
– учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
– развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
План по самообразованию на 2019-2020 учебный год.
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь Октябрь | «Развитие связной речи в подготовительной группе » | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. | Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка как средства общения»
|
Ноябрь | Развитие речи по средствам дидактических игр.
| Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр.
| Консультация для родителей на тему: «Дидактическая игра как средство связанной речи». Картотека дидактических игр для изучения с детьми Деление опытом с коллегами. Показ занятия для родителей. (17.11.2019г.)на тему «Семья» |
Декабрь | Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста | Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Консультация для педагогов ДОУ«Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». Создание самодельной книжки детьми и воспитателем по произведением русских народных сказок.
|
Январь | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
| Предложить родителям картотеку игр на развитие связанной речи: «Найди картинке место» «Хорошо – плохо» «Где начало рассказа?»
|
Февраль | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Беседы с родителями, какую важную роль в развитии связной речи играет рассказ детей из личного опыта, и как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами.
|
Март | Развитие связной речи через театральную деятельность. | Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста. | Показ сказки для детей младшей группы. «Гуси- лебеди » |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
| Семейный конкурс «Загадай загадку – нарисуй отгадку».
|
Май | Подготовка к летней оздоровительной работе. | Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. | Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам: «Лето», «Русские народные сказки»
|
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. 1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
План самообразования на тему: « Влияние
устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет».
на 2018-2019 учебный год
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию
детей с помощью произведений русского фольклора, развивать творческие,
познавательные, коммуникативные способности детей на основе русского
народного творчества.
Актуальность выбранной темы.
Возраст 4-5 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка.
Главная задача педагога в области развития детей среднего дошкольного
возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником выразительности детской речи являются
произведения устного народного творчества, в том числе малые
фольклорные формы (загадки, потешки, прибаутки, заклички, песенки,
скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора
огромно, так как он расширяет знания ребёнка об окружающей
действительности, развивает умение чувствовать художественную форму,
мелодику и форму родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном
учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена
спецификой содержания и форм произведения словесного творчества
русского народа, характера знакомства с ними и речевым развитием
дошкольников.
Дети хорошо воспринимают дошкольные произведения, благодаря их
мягкому уровню, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным
ситуациям.
Устное народное творчество –неоценимое богатство каждого народа,
выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показателей его
способностей и талантов. Через устное народное творчество ребёнок не
только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность
приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы по самообразованию на год.
Раздел | Сроки | Содержание | Практические выводы |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1.БабуринаГ.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника.М.,1995г 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа М.,2009 3. Жаворонушки- песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/ Сост. Г. Науменко, М.,1998 4. Князева О.Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. Пособие, 2-е изд. Перераб. И дополн. СПб, 2008 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи детей от рождения до 5ти лет. М.,2005 6. Русский фольклор/ Сост. В. Аникин, 1985 |
|
Работа с детьми | Октябрь | Отгадывание детьми загадок | «Вечер загадок» |
Ноябрь | Театрализованная постановка | Инсценирование русской народной сказки «Теремок» | |
Февраль | Просмотр кукольного театра по русским Развлечение народным сказкам, хороводы, подвижные игры. | « Широкая Масленица» | |
Март | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек | Игровая деятельность «Играем пальчиками» | |
Апрель | Знакомство с потешками, закличками о солнце | Досуг « Солнышко, нарядись, красное, покажись» | |
Работа с семьёй | Январь | Разучивание потешек, поговорок, скороговорок, песенок, выступление для родителей. | «Посиделки» творческий вечер с участием родителей. |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей | Совместный конкурс «Отгадай загадку-нарисуй отгадку» | |
Самореализация | Март | Консультация для воспитателей « Влияние русского народного творчества для детей 4-5 лет» | |
Май | Открытый показ НОД в средней группе с участием родителей | ||
Май | Отчёт о проделанной работе по теме : Самообразования на итоговом педсовете Выступление на педсовете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу»
«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу» Введение Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных...
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию связаной речи в средней группе "Путешествие к "Сказочной горе".
Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей ( детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.Развити...
Конспект по формированию культуры речи и развитию связанной речи для подготовительной группы.
Представленный конспект можно использовать как для старших дошкольников , так и для среднего возраста. Тема конспекта очень актуальная развитие и формирование культуры речи....
Презентация по развитию связанной речи в подготовительной к школе группе
Чтение басни "Квартет" Крылова в подготовительной к школе группе....
План по самообразованию «Связанная речь в подготовительной группе ВИННИ ПУХ»
Учебный год: 2018-2019Актуальность.К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамма...
«Связанная речь в подготовительной группе»
план по самообразованию...
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...