«Связанная речь в подготовительной группе»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №110»
План по самообразованию
«Связанная речь в подготовительной группе»
2018-2019 учебный год
Актуальность.
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико — фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т.д.) интегрированные занятии.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: развитие свободного общения со взрослыми;
— совершенствовать диалогическую форму речи.
-развивать монологическую форму речи;
— учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
— учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
— развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
План по самообразованию на 2018-2019 уч.г.
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь Октябрь | Развитие связной речи в подготовительной группе » | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. | Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка как средства общения» |
Ноябрь | Развитие речи по средствам дидактических игр. | Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр. | Консультация для родителей на тему: «Дидактическая игра как средство связанной речи». Картотека дидактических игр для изучения с детьми Деление опытом с коллегами. Показ занятия для родителей. (16.11.2018г.) ООД на тему «Семья» |
Декабрь Январь | Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. | Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». Создание самодельной книжки детьми и воспитателем по произведением русских народных сказок. Предложить родителям картотеку игр на развитие связанной речи: «Найди картинке место» «Хорошо — плохо» «Где начало рассказа?» |
Февраль | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Беседы с родителями, какую важную роль в развитии связной речи играет рассказ детей из личного опыта, и как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами. |
Март | Развитие связной речи через театральную деятельность. | Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста. | Показ сказки для детей младшей группы. «Гуси- лебеди » |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Семейный конкурс «Загадай загадку – нарисуй отгадку». |
Май | Подготовка к летней оздоровительной работе. | Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. | Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам: «Лето», «Русские народные сказки» |
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М. ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. 1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу»
«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу» Введение Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных...
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию связаной речи в средней группе "Путешествие к "Сказочной горе".
Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей ( детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.Развити...
Конспект по формированию культуры речи и развитию связанной речи для подготовительной группы.
Представленный конспект можно использовать как для старших дошкольников , так и для среднего возраста. Тема конспекта очень актуальная развитие и формирование культуры речи....
Презентация по развитию связанной речи в подготовительной к школе группе
Чтение басни "Квартет" Крылова в подготовительной к школе группе....
План по самообразованию «Связанная речь в подготовительной группе ВИННИ ПУХ»
Учебный год: 2018-2019Актуальность.К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамма...
“Связанная речь в подготовительной группе”
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико – фо...
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...