Доклад на педсовет "Роль фольклора в развитии речи детей"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского Муниципального района
детский сад № 15 «Аистенок»
Фольклор в развитии речи детей.
Подготовил: воспитатель
Тюканько О. В.
Г. Пушкино 2019г.
Значение фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Младший возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов, формируется мышление, развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Это возраст, когда все только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание малышей является важным условием их полноценного развития.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в младшем возрасте является развитие речи.
«Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова , но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово» (как считал К.Д. Ушинский). На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, но и расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли.
Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.
Детский фольклор необходим в развитии детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.
Младший возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Детям, в младшем возрасте, свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Русское народное творчество способствует: развитию образности речи детей, развитию связной речи, формированию словаря, развитию речевой среды, развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл, формированию творчества у детей, формированию самостоятельности мысли, нравственному развитию.
Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д. используя при этом методы:
- создание игровых ситуаций
- обыгрывание игрушек, предметов
- сюрпризность, эмоциональность
- показ предметов в разных действиях.
- договаривание слова в конце фразы
- повторение слова за воспитателем;
- пояснение;
- напоминание;
- использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
- показ предметов, игрушек.
- наблюдение явлений природы, труда взрослых.
- рассматривание живых объектов.
- показ образца.
- использование кукольного театра, теневого, настольного.
Создавая условия, способствующие развитию речи детей, используя малые фольклорные жанры:
Содержательная, результативная деятельность детей, которая создает благоприятные условия для развития речи.
Формы совместной деятельности с использованием фольклора.
Наблюдения.
Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения.
Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок.
Сценарии развивающего общения.
Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений.
Дидактические игры и упражнения.
Бытовые и игровые ситуации.
Элементарное экспериментирование.
Для реализации поставленных задач в реализации использования малых форм фольклора, и ознакомлению с произведениями русского народного творчества. Создать все условия речевого взаимодействия ребёнка со взрослым. Использовать наглядные средства (игрушки, картинки, пособия). Помогать закреплять и расширять знания детей.
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке ,снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению.
Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...
Значение фольклора в развитии речи детей
Уважаемые родители,если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными,раскрепощёнными,улучшить у них речь,внимание,память,воспитать их гармонически развитой личностью,то приобщайте детей к народн...
«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»
Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...
ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ФОЛЬКЛОРУ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ (доклад на педсовете)
ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ФОЛЬКЛОРУ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ (доклад на педсо...