Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»
консультация по логопедии
Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»
Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ermoshina_g.n._master-klass_folklor_v_razvitii_rechi_detey_s_problemami_v_rechi.docx | 105.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Мастер класс
«Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»
Составитель:
Учитель-логопед Ермошина Галина Николаевна
Лямбирь
Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»
Актуальность проблемы.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время.
Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.
Использование устного народного творчества в общении с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.
Поэтому целью моего мастер-класса является вызвать интерес родителей к народному творчеству и актуализировать знания родителей по данной теме, для того чтобы при общении с детьми они использовали различные формы фольклора.
Задачи. Показать вариативность использования устного народного творчества в общении с детьми. Прививать навыки игрового взаимодействия родителей с детьми.
Ожидаемые результаты. Родители понимают важность использования фольклора при общении с детьми, применяют полученные знания в домашних условиях.
Мастер-класс.
- Уважаемые родители, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть со мной. Вашему вниманию предоставляю модель, с помощью которой я развиваю речь детей средствами фольклора. Сюда входят такие фольклорные жанры:
1. Скороговорки
2. Загадки
3. Пословицы и поговорки
4. Русские народные сказки
5. Небылицы
6. Народные игры.
-Давайте рассмотрим их подробнее.
1. Скороговорки.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка дикции. Ведь ещё у детей недостаточно чётко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым ребятишкам присуща излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний, другим наоборот – излишняя замедленность слов, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Например, проговаривание скороговорок в разных темпах: медленно, быстрее, быстро.
2. Загадки.
Систематическая работа по развитию речи у детей навыков речи немыслима без использования на практике загадок. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Я в своей работе очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.
Например, игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный рисунок на слайде (по очереди команды отгадывают).
1. Что за штука, день и ночь стучит? (часы)
2. Чёрная корова весь мир поборола. (ночь)
3. Снежные поля, чёрные грачи,
Хочешь умным быть – бери и учи. (книга)
4. Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает (зимой)
С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру «Отгадай». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.
3. Пословицы и поговорки.
Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Ни знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, чат быть вежливыми, скромными, ответственными.
Например:
1. Творческое задание «Составить правила к поговорке».
«В правде сила»
-говори всегда правду;
-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;
-не обращай свою вину на других;
-помогай говорить правду своим близким;
-учи говорить правду младших по возрасту.
2. Инсценировка пословиц.
Задание : показать мимикой и жестами то, как они понимают пословицы.
Например такие:
-слышали звон, да не узнали, где он.
-задрал нос, что кочергой не достанешь.
3. Иллюстрирование пословиц.
Дети очень любят рисовать и им нравится что-то придумывать, поэтому данное задание для них очень интересно.
Например, такие пословицы:
«Без труда, не вынешь и рыбку из пруда», «Не имей сто рублей. А имей сто друзей».
4. «Спор мышат».
Однажды друзья шли на день рождение и начали спорить: «Какая пословица лучше?»:
Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей.
Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей.
Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей.
-Я предлагаю вам разрешить спор друзей.
4. Сказки.
Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.
В своей работе я использую такие творческие задания со сказками:
1. Игра «Помогите вспомнить» (по очереди командам)
Например:
Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка»)
2. “Угадай-ка”. Детям необходимо ответить на такие вопросы:
1) Какую песенку пел Колобок?
2)Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
3. «Определи сказку».
Например:
1)Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
2)Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
4. Словесно-дидактическая игра «Радио»
Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.
5. «Расскажи сказку по-другому».
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица героя сказки или предмета.
Например:
-«Колобок» от лица тропинки.
5. Небылицы.
Для того, чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы. Я предлагаю им прослушать путаницу и найти несоответствия.
-Итак, вашим командам я предлагаю послушать небылицу и затем назвать несоотвествия.
Восприятие путаниц на слух позволяет детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами.
6. Народные игры.
Кроме всего этого на занятиях мы с удовольствием отдыхаем и играем в народные игры. Народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.
Например: «Горелки», «Жмурки», «Удочка», «Кошки-мышки», «Метелица» и другие.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольника.
«Игра с платочком»
Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу
Масленица напевает:
А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:
На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?
Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.
Заключение.
Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Рефлексия.
Мне хочется сказать спасибо, родителям, которые приняли участие в моих заданиях и предложить дать рефлексивную оценку мастер-класса через выполнение определённых движений.
«Присесть на корточки» - невысокая оценка, безразличное отношение.
«Обычная поза стоя, руки по швам» - удовлетворительная оценка, спокойное отношение.
«Поднять руки вверх, хлопая в ладоши»- высокая оценка, позитивное отношение.
- Всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...
Мастер-класс для родителей с детьми " Развитие речи детей дома с помощью музыкальной деятельности".
Музыка сопровождает детей ежедневно, в том числе и дома. Музыкальную деятельность необходимо напрввить на развитие речи дошкольника....
Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"
Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...
Консультация для родителей "Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет"
Расказывается о роли фольклора в развитии речи детей 2-3 лет. О применении их в повседневной жизни, приведины тексты потешек для режимных моментав....
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи»
Мастер-класс для родителей на тему:«Развитие речи детей в условиях семьи»Цель:Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошк...
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи»
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи»...
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»....