Развитие графомоторных навыков
консультация (старшая группа)
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grafomotornyh_navykov.docx | 84.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма в начальный период обучения: ребёнку тяжело писать, появляется боль и дрожь в кистях рук, они плачут и нервничают.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. И штриховка в этом деле – незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей.
Что необходимо для штриховки? Альбом для рисования, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурки животных и предметов.
Полезно раскрашивание и штриховка в одном направлении, т. е. не выходя за линии контура. Убедите детей, что лучше закрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, разную силу нажима, и всё это в свою очередь помогает развивать мелкую моторику рук, а значит, косвенно подготавливать его к обучению в школе.
Штрихуя цветными карандашами дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают своё эстетическое восприятие. В дальнейшем для штриховки можно использовать ручки с цветными пастами.
Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивания, застёгивания пуговиц. Оригами (японское искусство складывания бумаги) также помогает развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, м точные движения пальцев, развивается глазомер. При этом дети овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Выполняя различные виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучить ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- упражнения на определение правых и левых частей тела;
- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;
- задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- занятия по штриховке по контуру, обводка;
- срисовывание геометрических фигур;
- задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями) ;
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;
- задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Помните! Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.
Успехов Вам в воспитании ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики и графические формируются в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...
Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...
Конспект логопедического занятия: " Развитие графомоторных навыков c использованием авторской технологии «Росчерки», созданной на основе методики развития графомоторных навыков Евгения Шулешко".
В конспекте использованы элементы авторской технологии "Росчерки"....
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...
Проект "Развитие графомоторных навыков - эффективный способ развития у детей 6-7 лет ручной умелости"
В проекте описаны методы и приемы, способствующие развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет....
Развитие графомоторных навыков у детей с умственными нарушениями развития
Развитие графомоторных навыков важно для всестороннего развития ребенка. Занятия активизируют сенсорное развитие, моторику, пространственное восприятие, а также, положительно воздействует на формирова...
Графомоторные дорожки как способ развития графомоторных навыков
Развитие графомоторных навыков....