Проект "Развитие графомоторных навыков - эффективный способ развития у детей 6-7 лет ручной умелости"
проект (подготовительная группа)
В проекте описаны методы и приемы, способствующие развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_sayta.docx | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развития
у детей 6-7 лет ручной умелости»
Автор: Каракозова М. В., г. Сыктывкар,
МАДОУ «Детский сад № 14» общеразвивающего вида
Актуальность. Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки обучению в школе. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.
Одни ученые выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью ребенка к данному виду деятельности, и незнание воспитателем методики обучения письму. Другие считают, что многих сложностей при обучению письму в начальной школе, можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.
Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые владением письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, т.е. развития графомоторных навыков.
Анализ ситуации в группе и постановка проблемы: Чтобы выявить актуальность проблемы для нашей группы, проанализировать ситуацию в группе, у детей мы провели диагностику уровня развития графомоторных навыков (Приложение № 1, 2). Диагностика показала, что из 24 детей:
1) у 22 детей ведущая рука – правая, а у 2 – левая;
2) при диагностировании уровня развития мелкой моторики рук:
- 14 детей - не выполнили задание,
- 8 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;
- 2 детей - качественно и без ошибок выполняли задание;
3) при диагностировании определения графического навыка:
- 10 детей - не выполнили задание,
- 12 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;
- 2 детей - качественно и без ошибок выполняли задание.
Таким образом, мы можем отметить, у детей недостаточно развиты графомоторные навыки.
На основе вышеизложенного нами сформирована цель проекта:
- развивать у детей графомоторные навыки в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них технических умений.
Задачи:
Развивающие:
- развивать у детей умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;
- развивать у детей умение использовать в деятельности самомассаж, игры, упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
- развивать у детей мышление, память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятия, фантазию;
- развивать у детей пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве.
Формирующие:
- формировать у детей зрительно-моторную координацию;
- формировать у детей активную речь, пополнять словарный запас новыми понятиями;
- формирование у детей навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей стремление добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Практическая значимость проекта:
1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
2. Совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентаций.
2. Систематизированный информационно-методический материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления пополнит методическую копилку МАДОУ.
Этапы реализации проекта:
1этап – подготовительный, диагностический (сентябрь 2016 г.);
2 этап – практический (октябрь-апрель 2016-17 г.г.);
3 этап – обобщающий, диагностический (май 2017 г.).
Методы и приемы:
Наглядные (показ, наблюдение, образец), практические (игровые упражнения), словесные (объяснение, собеседование, описание, инструкции, команды и распоряжения при выполнении графических диктантов).
Системная «паутинка»: раскрывает интеграцию содержания всех образовательных областей и форм работы с детьми в Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (см. ниже).
Системная «паутинка»
Образовательные области | Формы |
1. «Физическая» | - физминутки; подвижные и пальчиковые игры; - упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений. |
2. «Социально-коммуникативная» | - дидактические игры. |
3. «Художественно-эстетическая» | - рисование (цветными и простыми карандашами, восковыми мелками, фломастерами, перьевыми ручками); - лепка; - аппликация; - выставка детских рисунков и поделок; - раскраски; - штриховки; |
4. «Познавательная» | - конструирование из бумаги и бросового материала; газетных трубочек; - конструирование из лего, из палочек Кюизенера, из счетных палочек, из магнитной мозаики; |
5. «Речевая» | - беседы с детьми, - пальчиковые игры |
План мероприятий по развитию проекта – см. Приложение № 3.
Продолжительность проекта: 1 год.
Тип проекта: групповой, познавательно-продуктивный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, педагоги МАДОУ; родители.
По окончании проекта ожидаются следующие результаты:
- пополнение в группе предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений»;
- изготовление детско-родительских работ к конкурсам, выставкам;
- организация выставок детских рисунков, аппликаций, поделок (из бумаги, бросового и природного материала, пластилина);
- выполнение детьми различных видов штриховок, графических диктантов.
Основные направления деятельности:
НОД:
1) Развитие речи (разучивание стихотворений, потешек, пословиц, поговорок).
2) Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
3) Конструирование и ручной труд (из строительного материала, из бумаги, из природного и бросового материала).
Кружки:
1) «Здоровей-ка», «Бусинка» (бисероплетение), «Волшебная ниточка» (шитье).
В повседневной жизни:
1) Физические упражнения и игры; физкультминутки; пальчиковые игры.
2) Дидактические, настольные игры (игры со шнурочками, счетными палочками; пазлы, мозаика, конструкторы, лего, шашки и т. д.); компьютерные игры;
3) Графическая моторика: раскрашивание изображений, штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, букв и геометрических фигур; рисование по точкам, пунктирным линиям; стирание ластиком ненужных линий; дорисовывание второй половины рисунка; срисовывание геометрических фигур;
4) Массаж пальцев рук, гимнастика для рук.
5) Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив), посев и сбор семян; перебирание зерен.
6) Ремонт книг.
7) Изготовление игрушек для сюжетно-ролевых игр.
8) Нанизывание бусин и колец на тесьму, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание узелков; сортировка мелких предметов.
9) Одевание-раздевание кукол.
Работа с родителями:
1) Папки-передвижки: «Развитие графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста», «Игры для развития координации движений рук для детей 6-7 лет».
2) Индивидуальные консультации по развитию графомоторных умений у детей.
3) Оформление уголка, пополнение предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений».
4) Родительское собрание по теме: «Развитие графомоторных умений и навыков – эффективный способ подготовки дошкольника к письму».
5) Изготовление детско-родительских поделок к конкурсам.
6) Выставки детско-родительских работ.
Ресурсное обеспечение проекта:
- цветные карандаши, пастель, угольные карандаши, фломастеры, различные кисти, перьевые ручки, тушь разных цветов, восковые мелки, ножницы, клей, цветная бумага, картон; ластики.
- природный и бросовый материалы; бисер; молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры, цветные клубки нитей для перематывания; различные емкости, пузырьки, коробочки.
-мячики для тренировки мускулатуры кисти;
-наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;
-дощечки со слоем пластилина – на них можно выкладывать узоры из ракушек, камешков, бусин, крупы;
-счетные палочки для выкладывания узоров;
-проволочки для создания узоров и фигурок;
- конструкторы, дидактические и настольные игры;
- раскраски, трафареты;
- инструменты для ухода за растениями;
Литература:
1) Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. - Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 120 с.
2) Безруких М.М., - Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.: ил.
3) Безруких М.М., Ефимова С.П. - Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму, – Тула: Арктоус, 1997.- 88с.: ил. – (Библиотека «Поможем детям учиться»).
4) Воробьева Т.А., Грузенко Т.В., - 50 уроков подготовки руки к письму – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008, - 80 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
5) Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. - Развиваем графические навыки. - Мой помощник – карандаш. - АСТ: Астрель: Академия развития, 2005.
6) Гаврина С. Ю. - Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 180 с.
7) Галкина Г. Г., Дубынина Т. И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005. – 40 с.
8) Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2008. – 144 с.
9) Крупенчук О. И. - Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. СПб: Издательский дом “Литера”, 2006.
10) Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо – влево, вверх – вниз: - Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
11) Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. - Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил.
Заключение
Реализовав проект, мы снова проанализировали ситуацию в группе, проведя диагностику уровня развития графомоторных навыков (Приложение № 1, 2). Диагностика показала, что из 22 детей (2 детей не диагностированы в конце года, так как редко посещали детский сад):
1) у 22 детей ведущая рука – правая, а у 2 – левая;
2) при диагностировании уровня развития мелкой моторики рук:
- только 2 детей - не выполнили задание,
- а только 3 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;
- и 17 детей - качественно и без ошибок выполняли задание;
3) при диагностировании определения графического навыка:
- 2 детей - не выполнили задание,
- 4 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;
- 16 детей - качественно и без ошибок выполняли задание.
Таким образом, мы можем отметить эффективность проекта.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к развитию у детей графомоторных навыков в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них технических умений.
Вообще, процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка. Задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.
Итак, в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов ДОО:
- в группе пополнилась предметно-развивающая среда по теме «Развитие графомоторных умений»;
- детьми (совместно с родителями) изготовлены работы к конкурсам, выставкам (см. фото);
- проведены выставки детских рисунков, аппликаций, поделок (из бумаги, бросового и природного материала, пластилина) (см. фото);
- дети с удовольствием выполняют различные виды штриховок, графические диктанты.
Также, проектный метод сделал детей, их родителей, воспитателей активными участниками образовательного процесса; развил познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества.
Приложение № 1
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Обследование развития уровня графомоторных навыков и других вспомогательных процессов у детей 6-7 лет проводится по следующим критериям:
1. Определение ведущей руки. (Применялась методика М. Озьяс).
Детям предлагается ряд упражнений:
- 1) «Переплетение пальцев рук». Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполнялось быстро, без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
- 2) «Поза Наполеона» — складывались руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
2. Определение уровня развития мелкой моторики рук.
(Использовались методики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич).
Детям предлагаются следующие упражнения:
1. «Обводим кисти рук».
Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.
После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Смотрим, что получилось. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясняем суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинаем.
В случайном порядке указываем ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.
Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец).
Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом, проба проводится на каждой руке дважды.
При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).
- «Ребро, кулак, ладонь»
Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.
3. Определение развития графического навыка.
(По критериям предложенным Н. В. Нижегородцевой).
Для обследования графического навыка следует использовать:
1) графический диктант;
2) рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
3) рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
4) выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.
Определение уровня владения графомоторными навыками:
При оценивании результатов используется таблица (см. Приложение № 2), где высокий уровень получают дети, которые качественно и без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – не выполнили задание вообще.
Приложение № 2
Фамилия, имя ребенка |
Критерии | |||||||||||||
1. Определение ведущей руки | 2. Определение уровня развития мелкой моторики рук | 3. Определение развития графического навыка
| ||||||||||||
1 | 2 | итог | ||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | итог | ||||||||
п | л | п | л | итог | ||||||||||
Приложение № 3
План мероприятий по развитию проекта
Этапы проекта, мероприятие | Дата |
I этап - подготовительный (разработка проекта). - определение проблемы; - постановка цели, задач; - сбор информации, литературы, дополнительного материала (раскраски, штриховки и т. д.); - пополнение предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений»; - диагностика детей (Приложения № 1, 2); - оформление папок-передвижек для родителей «Развитие графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста», «Игры для развития координации движений рук для детей 6-7 лет». | с 02.09. – 30.09.2016 г. |
II этап – основной. Реализация комплексно-тематического плана. Ежедневно: - физминутки, подвижные игры, пальчиковые игры; - дидактические, настольные игры (игры со шнурочками, счетными палочками; пазлы, мозаика, конструкторы, лего, шашки и т. д.), (см. Приложение № 4), компьютерные игры; - графическая моторика: раскрашивание изображений, штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, букв и геометрических фигур; рисование по точкам, пунктирным линиям; стирание ластиком ненужных линий; дорисовывание второй половины рисунка; срисовывание геометрических фигур (Приложение № 5); - массаж пальцев рук, гимнастика для рук; - уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив), посев и сбор семян; перебирание зерен. - ремонт книг; - изготовление игрушек для сюжетно-ролевых игр; - нанизывание бусин и колец на тесьму, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание шнурков, узелков; сортировка мелких предметов. - одевание-раздевание кукол; - раскрашивание иллюстраций; - рассматривание плаката «Как сидеть при письме. Как правильно держать ручку» (Приложение № 6); - самостоятельное детское творчество; НОД (см. комплексно-тематическое планирование для подготовительной к школе группы): - развитие речи (разучивание стихотворений, потешек, пословиц, поговорок); - изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка), (см. Приложение № 4); - конструирование и ручной труд (из строительного материала, из бумаги, из природного и бросового материала, газетных трубочек), (см. Приложение № 4). Кружки: - «Здоровей-ка», - «Бусинка» (бисероплетение), (см. Приложение № 4). - «Волшебная ниточка» (шитье), (см. Приложение № 4). | с 03.10. 2016 по 28.04.2017 г. количество в неделю: 2 раза 1 раз 1 раз |
III этап – заключительный - организация выставок рисунков, аппликаций, поделок детей - подведение итогов, анализ ожидаемого результата; - презентация проекта родителям, на итоговом педсовете. | с 03.10. 2016 по 28.04.2017 г с 01 .05 по 31.05.2017 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"
Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....
Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста...
Пальчиковые игры -эффективный способ развития речи детей.
Консультация для воспитателей...
Проект «Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развития у детей ручной умелости»
Проект«Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развитияу детей ручной умелости»...
Проект «Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развития у детей ручной умелости»
Проект«Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развитияу детей ручной умелости»...
"Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие...
Консультация на тему: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...