Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».
консультация на тему
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики и графические формируются в контексте общего развития ребенка включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.
Существуют два вида моторных, то есть двигательных навыков:
- навыки мелкой моторики: мышечные движения кистей рук, необходимые для завязывания шнурков, пересыпания круп нанизывания бусин, письма и многого другого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grafomotornyh_navykov.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
коррекционного вида №18 г. Липецка
Консультация для молодых воспитателей на тему:
«Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».
Учитель – дефектолог: Попкова Г. Н.
2012 год
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики и графические формируются в контексте общего развития ребенка включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.
Существуют два вида моторных, то есть двигательных навыков:
- навыки мелкой моторики: мышечные движения кистей рук, необходимые для завязывания шнурков, пересыпания круп нанизывания бусин, письма и многого другого.
С каждым поколением человечество немного меняются. Дети отличаются то своих пап, мам, дедушек и бабушек. Они похожи на своих родителей внешне, однако их психический процесс и развитие протекают чуть–чуть иначе. Дети ХХI века умеют обрабатывать большое количество информации, которую получают не только из книг, библиотек, от педагогов и родителей, но и из электронной сети Интернет, различных центров дополнительного образования. Растет скорость передачи информации, ее обработки, а также скорость перемещения человека. Можно приобрести любую книгу, поехать в любую точку мира и лично увидеть то, о чем хочется узнать больше. У подобного рода прогресса есть и оборотная сторона – ухудшение физического развития человека, к примеру, ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Сегодня, во времена развития и внедрения нанотехнологий и Интернета, дети стали двигаться гораздо меньше, чем раньше. Во многом это связано с тем, что часть работы за людей выполняет бытовая техника. Раньше многое приходилось делать руками, тем самым улучшая их моторику: вязать, вышивать, штопать, стирать и отжимать белье вручную. Нам нужно было чистить ковры не пылесосом, а губкой или веником; резать овощи ножом, а теперь эту работу выполняют кухонные комбайны.
Безусловно, все это облегчает работу по дому, но ведет к тому, что люди становятся физически значительно слабее, чем предыдущее поколение. Не у всех современных детей, пришедших в школу, в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация сенсорика и ловкость.
Сегодня дети очень много времени проводят за компьютером, вследствие чего руки первоклассников быстро устают от работы в прописях. Многие дети не справляются со школьными нагрузками, так как мышцы кистей и предплечий недостаточно развивались до поступления в школу. У современных дошкольников и младших школьников присутствует не только повышенная утомляемость, но и довольно серьезные заболевания, связанные со спазмом мускулатуры и неумением расслабиться (мышечный гипертонус).
Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов: ножниц, иголки, застегивание и расстегивание застежек) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики. Если руки ребенка развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о недостаточном развитии ребенка.
Как же помочь нашим детям? Как успешно подготовить к письму будущего школьника? Как сделать, чтобы ручной труд доставлял ребенку радость?
Чтобы занятия с ребенком проходили как можно успешнее, важно знать возрастные особенности дошкольников. На каждом возрастном этапе есть свои специфические психические особенности, и в каждом возрасте у ребенка формируются определенные навыки. Некоторым из них ему предстоит научиться, а какие-то успешно формируются сами.
Дошкольный период развития связан с проявлением интереса ребенка к миру взрослых людей. Это означает, что малышу очень важно, как к предлагаемой деятельности относится взрослый. Ребенок с радостью будет подражать взрослому, выполнять предложенные упражнения и задания, если увидит, что его наставник сам получает от процесса удовольствие.
Если вы с интересом отнесетесь к игре, то и ребенок будет с радостью выполнять задания и играть вместе с вами!
Помните: ведущей деятельностью ребенка является игра. Основное значение этой деятельности наиболее точно выражено в высказывании Л.С. Выготского: «В игре ребенок становится выше себя на голову». Следовательно, и занятия с ребенком необходимо строить в игровом стиле.
Чем старше становится ребенок, тем серьезнее взрослый должен отнестись к подготовке ребенка к учебной деятельности.
Теперь уделим внимание тому, как развивать мелкую моторику рук ребенка, опираясь на значения возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников.
Выясним, какие направления в работе существуют. Действительно, ребенок уже многое умеет, но в чем–то затрудняется, многие виды деятельности вызывают в нем желание пробовать, экспериментировать и творить.
Характерными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности:
- рисование;
- конструирование;
- аппликация;
- лепка.
В ходе этой деятельности ребенок не только сам изготавливает какой-то предмет, отображая в нем свои впечатления и восприятие мира, но также развивает моторику, оттачивает воображение, внимание, память и другие процессы познания. Для развития моторики рук хорошо использовать игровые упражнения, творческие занятия по изобразительной деятельности, ручной труд, а также упражнения, направленные на развитие графических навыков у ребенка.
Вот основные направления в работе над улучшением крупной и мелкой моторики рук.
Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:
- Занятия со спичечными или счетными палочками.
- Массаж.
- Пальчиковые игры со стихами, физкультминутки для пальчиков.
- Пальчиковый и теневой театры.
- Игры на развитие тактильного восприятия.
Творческие занятия по изобразительной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики рук:
1) Рисование в нетрадиционных техниках (ладонью, ступней, пальцами рук и ног) с использованием самых разнообразных изобразительных средств (ягода, краски собственного приготовления и др.) и инструментов (зубная щетка, ватные палочки и др.)
2) Рисование красками, кисточками и карандашами.
3) Аппликации (обрывания, с использованием природного материала, пластилина).
4) Лепка с использованием различных дополнительных материалов (семена, крупы, камушки, бусинки и др.)
5) Конструирование из бумаги.
Развитие ребенка в быту, ручной труд:
1) Стирка вручную мелких предметов одежды, влажная уборка квартиры, мытье полов.
2) Помощь родителям при приготовлении пищи, мытье посуды.
3) Одевание, раздевание, складывание одежды, завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
4) Шитье, вышивка, изготовление бус, вязание, плетение макраме.
5) Изготовление поделок из различных материалов (в том числе природных).
Упражнения, направленные на развитие графических навыков:
1) Работа в тетрадях и прописях.
2) Рисование по трафаретам и линейкам.
3) Ознакомление с разными линиями, пространством листа, клеткой.
4) Выполнение различных штриховых.
5) Рисование карандашами.
Хорошим началом работы по укреплению рук ребенка станет массаж. Требования к детскому массажу имеют ряд особенностей. Приемы массажа необходимо делать мягко и аккуратно, так как детская кожа тонкая и чувствительная.
Если ребенок нуждается в профессиональной помощи массажиста, то следует обратиться к специалисту. Длительность массажа: 2-4 минуты.
Во время массажа в небольшом количестве можно использовать массажное или обычное детское косметическое мыло. Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; пластмассовых деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью. Необходимо соблюдать меры предосторожности, то есть регулировать силу воздействия на руки ребенка – массаж должен быть укрепляющим, но в тоже время легким, не доставлять неприятных ощущений. Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденным детям. Предлагается проводить упражнения в такой последовательности:
- массаж пальцев;
- массаж кистей;
- массаж предплечья.
Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно заметить положительный результат: руки ребенка перестанут быть мягкими, они наполнятся силой. Кроме того, массаж способствует общему развитию ребенка.
Не забывайте о том, что все движения при проведении массажа должны быть мягкими и не доставлять ребенку болезненных ощущений, а каждый основной прием массажа должен заканчиваться поглаживанием.
Упражнения с использованием различных предметов ребенок может выполнять, как предметов ребенок может выполнять как с помощью взрослого, так и самостоятельно. Они развивают силу и ловкость рук, чувствительность ладоней, координацию движений:
«Я колючек не боюсь»
«Мячик маленький, да удаленький»
«Крутись карандаш»
«Непослушные мячики»
(В и д е о м а т е р и а л)
Пальчиковые игры являются отличным способом развития мелкой моторики рук. Известно, что речевой центр и центр управляющий движениями пальцев, находятся в коре головного мозга рядом друг с другом, поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребенка. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него повышается внимательность и способность сосредотачиваться.
Игры поднимут настроение, внесут разнообразие в занятия. Их можно использовать и как отдельные игровые занятия, и как физкультминутки во время основного занятия.
Пальчиковые игры нужно сопровождать специальными текстами и считалочками.
Читайте эти тексты с выражением: то повышая, то понижая голос, делая паузы, интонируя, подчеркивая отдельные слова. Движения делайте, следуя интонационными паузам текстов. Бывает так, что детям трудно удерживать в голове сразу две инструкции, говорить и сопровождать слова действием. Тогда педагог может проговаривать тексты сам, не требуя этого от ребенка. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, использовать специальные куколки- напальчники. Можно предложить ребенку экспериментировать: он сам может придумывать тексты или новые движения к играм. Тексты к пальчиковым играм можно не только проговаривать, но и петь, придумывая самые разные мелодии. Такие импровизации доставляет ребенку большую радость, и принесут удовольствие.
Основные требования к пальчиковым играм:
- учитывать возрастные особенности ребенка и его развитие;
- формировать умение сжимать и разжимать кисть правой и левой руки в отдельности (по очереди): начать с правой руки и продолжить с левой;
- формировать навык работать дифференцированно (изолированно) каждым пальчиком на руке, подбирая упражнения от простого к сложному;
- для проведения занятия у каждого возраста существуют определенные временные границы. Как и любое занятие, упражнения на укрепление мышц руки не должны превышать 10-15 минут, а все занятие не более 20-25 минут, так как после такой нагрузки дети устанут и их внимание станет рассеянным.
Пальчиковые игры:
«Цветок»
«Улитка»
«На постой» (русск. нар. игра)
«Гости»
«Перчаточный театр»
«Руки проснулись»
«Животные»
«Капуста»
«Солнышко»
«Моя семья» и так далее.
( В и д е о м а т е р и а л)
Кроме пальчиковых игр можно использовать перчаточный театр. Он добавит разнообразие в занятия с ребенком. Перчаточный театр многофункционален. Если играть с ребенком совместно, то кроме задачи на укрепление рук и формирование изолированных движений каждой руки в отдельности, он успешно развивает воображение ребенка. Благодаря использованию театральных игрушек можно не только закреплять сюжеты известных сказок, способствуя развитию памяти, установлению причинно-следственных связей, но и развивать воображение, сочиняя новые забавные истории.
Развиваем графические навыки ребенка, готовим его к овладению навыками письма.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.
Рисование различными изобретательными материалами является самым простым способом, при котором развивается координация действия руки и глаз, зрительный контроль, конкретно-образное, а также абстрактно-логическое мышление.
Дети учатся управлять изобразительным инструментом, и, следовательно, процесс освоения письменной деятельностью происходит более успешно.
Поговорим о развитии графических навыков в письме, о важности умения работать карандашом, кисточкой, о способности правильно держать изобразительные инструменты в руке, не напрягать руку, устанавливать зрительно-моторную связь и ориентироваться на листе бумаги.
При развитии графических навыков педагог ставит перед собой следующие задачи:
- научить ребенка проводить различные линии по образцу, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции, правильно держать карандаш при письме, учить работать, соблюдая правильную осанку. Необходимо сказать несколько слов об организации рабочего места и о важности правильной осанки при письме и рисовании. Чтобы осанка формировалась правильно, стол ребенка должен быть выше локтя ребенка, стоящего рядом, на 2-3 см. Слишком низкий стол может привести к сутулость, высокий - к сколиозу. Стул, на котором будет сидеть ребенок, должен быть равен высоте голени малыша и иметь удобную спинку для того, чтобы у ребенка была возможность откинуться назад и проверить, ровная ли у него спина, либо отдохнуть, расслабив длинные мышцы спины.
При письме рука ребенка лежит ровно на столе. Кисть опирается на мизинчик и безымянный пальчик. Локти обеих рук лежат на столе. Кисть левой руки придерживает тетрадь или альбомный лист. А средний пальчик нужен для того, чтобы карандаш лежал на нем как на кроватке.
При работе в прописях или при рисовании важно следить, чтобы ребенку не приходилось напрягать зрение. Для этого освещение рабочего места должно быть достаточным.
Не забывайте о перерывах в малоподвижной деятельности ребенка при письме и рисовании о необходимости физических упражнений, веселых физкультминутках, которые помогут снять напряжения в мышцах.
Физкультминутки
«На прогулке» (ребенок марширует высоко поднимая колени; или имитировать лепку снежных комьев, крошение хлебушка всеми пальчиками и т.д.)
«Зима пришла»
«Барабан»
«Зайка»
«Будем в классики играть» и др.
Игры на проведение линий - учить ребенка проводить наклонные горизонтальные, вертикальные, волнистые и округлые линии.
Учить ребенка аккуратно раскрашивать выбранные образцы, не выступая за контур изображения.
Игры – лабиринты:
«Помоги маме курице найти цыпленка»
«Помоги малышу найти свой ботиночек»
«Отыщем котенка вместе с Барбосом» и т.д.
( В и д е о м а т е р и а л)
Итак, развивая графомоторные навыки у детей, мы способствуем развитию всех высших психических функций: мышления, памяти, воображения, речи. Делаем дорогу наших детей в большой мир знаний радостной и интересной!
Используемая литература.
Ю.В. Терегулова «Пальчиковая гимнастика. 4-6 лет». (Видеошкола раннего развития)
Ю.В. Терегулова «Пальчиковая гимнастика и развиваем речь».
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика»
С.Е. Гаврина « Готовим руку к письму» «Учимся писать» (рабочие тетради).
Р.Д. Триггер, Т.А. Мещерякова « Я учусь писать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности»
О трудовом воспитании детей для восптателей...
Проект «Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развития у детей ручной умелости»
Проект«Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развитияу детей ручной умелости»...
Проект «Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развития у детей ручной умелости»
Проект«Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развитияу детей ручной умелости»...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».
Часто учителя констатируют: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, много знают об окружающем их ...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Значение мелкой моторики в жизни дошкольника. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уро...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...
Консультация для молодых воспитателей на тему: "Развитие речи детей в игре"
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи - одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звук...