Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы на тему «Мальчиши - кибальчиши»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Вялик Алла Иосифовна

Цель: совершенствование речевых умений детей.

Задачи:

Образовательные:

- Активизировать словарь по теме «Защитники Отечества».

- Продолжать формировать умение подбирать слова-антонимы.

- Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

- Упражнять в образовании множественного числа существительных в Р.п.

- Совершенствовать фонематический слух.

- Продолжать упражнять в делении слов на части, определении количества слогов в  словах, употреблении термина «слог».

- Закреплять понятия «гласный звук», «твёрдый согласный», «мягкий согласный», «звонкий согласный», «глухой согласный».

- Продолжать формировать умение находить место звука в слове ( в начале, в середине, в конце).

- Развивать умение производить звуковой анализ слова «победа». Продолжать работу со схемой звукового состава слова.

- Отрабатывать ориентировку на странице в тетради.

- Развивать чёткое произнесение звуков.

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её.

- Совершенствовать монологическую речь. Учить использовать разные типы предложений при ответе на вопрос.

Развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать уважения к защитникам Родины, гордости за свой народ, любви к Родине. Продолжать формировать интерес к словам, звукам, играм с ними, воспитывать речевую активность, самостоятельность, уверенность в себе, воспитывать любовь к русскому языку и литературе. Воспитывать желание приходить на помощь в любой ситуации.

Интеграция областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Время проведения: 30 минут.

Форма проведения: военная игра.

Материалы и оборудование: мяч, ноутбук, аудиозаписи, флажки, звёздочки, магнитная доска, раскраски, символы звуков, тетради «Уроки грамоты», картинки защитники Отечества, загадки.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malchish_kibalchish1.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по речевому развитию с детьми

подготовительной к школе группы на тему

«Мальчиши - кибальчиши»

Цель: совершенствование речевых умений детей.

Задачи:

Образовательные:

- Активизировать словарь по теме «Защитники Отечества».

- Продолжать формировать умение подбирать слова-антонимы.

- Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

- Упражнять в образовании множественного числа существительных в Р.п.

- Совершенствовать фонематический слух.

- Продолжать упражнять в делении слов на части, определении количества слогов в  словах, употреблении термина «слог».

- Закреплять понятия «гласный звук», «твёрдый согласный», «мягкий согласный», «звонкий согласный», «глухой согласный».

- Продолжать формировать умение находить место звука в слове ( в начале, в середине, в конце).

- Развивать умение производить звуковой анализ слова «победа». Продолжать работу со схемой звукового состава слова.

- Отрабатывать ориентировку на странице в тетради.

- Развивать чёткое произнесение звуков.

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её.

- Совершенствовать монологическую речь. Учить использовать разные типы предложений при ответе на вопрос.

Развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать уважения к защитникам Родины, гордости за свой народ, любви к Родине. Продолжать формировать интерес к словам, звукам, играм с ними, воспитывать речевую активность, самостоятельность, уверенность в себе, воспитывать любовь к русскому языку и литературе. Воспитывать желание приходить на помощь в любой ситуации.

Интеграция областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Время проведения: 30 минут.

Форма проведения: военная игра.

Материалы и оборудование: мяч, ноутбук, аудиозаписи, флажки, звёздочки, магнитная доска, раскраски, символы звуков, тетради «Уроки грамоты», картинки защитники Отечества, загадки.

Ход НОД

  1. Организационный момент. «Поход в сказку».

Сегодня к нам пришли гости.

-Попробуем подобрать слова для определения выражения их лиц.

(добрые, спокойные, улыбающиеся, внимательные)

-Давайте пожелаем нам и нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет тёплым и искренним.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

Д. у -  солнцу и птицам,

Д. у. – улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть Д. у. длится до вечера.

После таких тёплых слов стало ещё больше радостных лиц.

Занимайте свои места на стульчиках.

- О чём мы будем говорить сегодня, вы скажете мне сами, выполнив задание «4 лишний»!

- Перед вами 4 картинки, назовите лишнюю.

- Объясните свой выбор!

- Остальные картинки относятся к какой теме?

- Кто самостоятельно сформулирует тему нашей встречи? (Защитники Отечества)

Воспитатель:

 Ребята, какой праздник мы отмечаем 23 февраля? (День Защитника Отечества)

 - Каким словом можно заменить слово Отечество? (Родина, Отчизна)

-  Какими словами мы можем охарактеризовать солдата?  Какой он? смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, сильный, ловкий, быстрый, меткий)

- Правильно! Первыми на защиту Отечества встают военные и медики. «Есть такая профессия защищать свою Родину».

- А как вы думаете, мы можем быть Защитниками? Конечно, можем!

- Каждый гражданин своей Родины не должен оставаться в стороне, если пришла беда! Давайте посмотрим небольшой отрывок сказки.

Демонстрация отрывка из мультфильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

«… — И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету. Эй, вставайте, кто еще остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться…..

Воспитатель:

- Ребята, вы узнали сказку?

-Что вы чувствовали, когда смотрели этот отрывок? ( Желание помочь).

- Я вас понимаю, очень хочется помочь этим «мальчишам - малышам»!

- Согласны отправиться в сказку и помочь вашим сверстникам отбить врага!  Ну, тогда смелей вперед, нас ожидают серьезные испытания.

Дети переходит на ковер.

Воспитатель: 

- Закройте глаза. Вот мы и в сказке.

- Не в простое время мы сюда попали!

- Вокруг враг, нам необходимо отразить все его атаки и навсегда прогнать.

Звучит аудиозапись «взрыв».

2. Первая атака врага «Военная профессия». Игра проводится с мячом.

Воспитатель:

- Друзья, чтобы отразить атаку врага необходимо решить боевую задачу. Посмотрите, что у меня в руках? (мяч). Сегодня - это не мяч, сегодня - это у нас снаряд, который будет попадать к вам в руки, а вы, услышав мое слово, должны назвать родственное слово-профессию, которая связана с этим словом! Придуманное родственное слово отразите удар противника - мы победим!!!

- танк — танкист;
- подводная лодка - подводник;
- артиллерия – артиллерист;
- пулемет — пулеметчик;
- парашют – парашютист, десантник;
- разведка – разведчик;
- рация – радист;
- корабль – матрос, капитан, боцман, штурман;
- ракета – ракетчик;
- самолет – летчик, пилот;
- пехота – пехотинец;
- мина – минер, сапер;
- граница – пограничник;

Звучит аудиозапись «Ура!»

3. Вторая атака. Игра «Подели слова на слоги».

Воспитатель:

-  В чем заключается следующая атака? Нужно военные слова поделить на слоги.

ТАНК

ЛЕТЧИК

МИНА

ПИЛОТ

КОРАБЛЬ

САМОЛЁТ

РАКЕТА

ПЕХОТА

ПУЛЕМЁТ

СОЛДАТ

Молодцы, вы справились с этим заданием (аудиозапись УРА)

4. Третья атака. Игра « Где находится нужный звук (с мячом) кому я брошу мяч, тот отвечает

Где находится звук  Т  в слове «танк»?

В слове «танк» звук «т» находится в начале слова.

Звук  С в слове «самолёт»

Звук ЛЬ в слове «корабль»

Звук А в слове «пехота»

Звук О в слове «пилот»

Звук Р в слове «ракета»

Молодцы, вы справились с этим заданием! (аудиозапись УРА)

5. Четвертая атака  Дидактическая игра  «Узнай по описанию».

Загадывание  загадок:

Брат сказал: "Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником -
Станешь ...    (пограничником)

Моряком ты можешь стать, 
Чтоб границу охранять
И служить не на земле, 
А на военном ...    (корабле)

Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью,
Наш солдат - военный ...(летчик)

Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом,
Управляется ...    (танкистом)

Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –

Ждет тебя, солдат, ...(пехота)

Звучит аудиозапись «Ура!»

Звучит аудиозапись «взрыв».

6. Пятая атака. Словесная игра «Один - много» (игра с флажками)

Воспитатель: Отряд, встать в одну шеренгу! Не хочет враг отступать! Продолжает нападать на нас! Я даже догадываюсь, почему это происходит! Враг думает, что у нас с вами всего очень мало: защитников, боеприпасов, сил, техники! Но это же не так!! Давайте докажем, что у нас всего много! Я назову слово, а вы, поднимая флажок, назовете много таких предметов!

- Артиллерист - артиллеристов;
- Врач (военный) - врачей;
- Мина - мин;
- Бомба - бомб;
- Защитник - защитников;
- Капитан - капитанов;
- Танкист - танкистов;
- Летчик – летчиков;
- Разведчик - разведчиков;
- Сапер - саперов;
- Парашютист - парашютистов;
- Солдат - солдатов

Звучит аудиозапись «Ура!».

Молодцы! Справились с заданием. А сейчас, пожалуйста пройдите за столы, следующее задание « Какой слог стоит в начале слова?» мы выполним в тетради (работа в тетради «Уроки грамоты» с. 9)

Звучит аудиозапись «Ура!».

Зрительная гимнастика:

Закрываем мы глаза – вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, ни за чем не наблюдают.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Вправо, влево повернём

И работать вновь начнём.

Звучит аудиозапись «взрыв».

Воспитатель: Мы вынуждены прервать занятия, так как враг опять наступает.

7. Шестая атака" Двойной удар".

Воспитатель: Следующая ваша боевая задача: нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:

- Длинный день — короткая ночь.
- Смелый друг — трусливый враг.
- Маленький карлик — большой великан.
- Правдивый мудрец — лживый глупец.
- Холодная зима — теплое лето.
- Скучное начало — интересный конец.
- Грустный мальчик — веселая девочка.

Звучит аудиозапись «Ура!».

8. Физкультминутка: 
Воспитатель:

Сейчас, мы с вами немного отдохнем. Представим что мы летчики.

Руки сделали в разлет – получился самолет
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держи.
И на друга посмотри.
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садис

9. Седьмая атака «Опиши звук» (характеристика звука).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, когда наши враги отступали, они оставили свои боевые сигналы. Ваша задача: Слушаете звук и поднимаете нужный сигнал: красный, синий или зелёный. А потом описываете звук – какой он?

Например, звук  Р – согласный, твёрдый, звонкий. Готовы?

Итак, звук [ ш] – согласный, твёрдый, глухой

- звук [у] – гласный (почему, потому что поётся)

- звук [б] – согласный, твёрдый, звонкий

- звук [а] - гласный

- звук [к’] – согласный, мягкий, глухой

Звучит аудиозапись «Ура!».

10. Последняя атака «Цветные гранаты»

На столах в тарелочках вы видите цветные квадратики ( это наши гранаты). Что они обозначают? ( красный – гласный звук, синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий согласный звук)

Давайте выложим слово «ПОБЕДА» при помощи квадратиков. Слева направо. Проверяем: синий, красный, зелёный, красный, синий, красный.

- Молодцы. Справились и с этим заданием. Звучит аудиозапись «Ура!».

11. Возвращение из сказки. Итог.

Воспитатель: Враг разбит! Нам пора возвращаться из сказки домой. И так как возвращаться домой мы будем победителями, я предлагаю под марш Победителей сделать большой почетный круг!

Дети под музыку делают круг по группе и садятся за столы.

Воспитатель: Молодцы! Вы достойно прошли все испытания!

-  Давайте вспомним, какие же задания вы выполняли? (отгадывали загадки, один-много игра, делили слова на слоги, называли где находится звук) 

- Какие военные профессии вы запомнили? (танкист, пулемётчик, артиллерист, радист, сапёр, минёр).

- Если вам понравилось выполнять задания, то вы прикрепляете на доску красную звёздочку, а ксли не было неинтересно, скучно – то жёлтую звёздочку. Пройдите к доске те, кто хочет прикрепить красную звёздочку, а сейчас те, кто хочет прикрепить жёлтую звёздочку. Дети на магнитной доске прикрепляют звёздочки. И у нас получился салют победы (феерверк).

- Молодцы! Мальчиши  из сказки ещё раз вас благодарят за помощь и на память вручают вам раскраски. Вы можете пройти за столы, взять цветные карандаши и раскрасить свои раскраски.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Человек без друзей, что дерево без корней».

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Счастливый случай».

Учить детей отвечать на вопросы.Закрепить правила безопасности детей в парке, лесу. Уточнить знание детей о грибах, ягодах.Уметь применять правила при общении с животными.Обобщать и система...

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Прогулка в зимний лес"

В конспекте отражены игровые упражнения по обогащению словаря и грамматическому строю речи как подготовительный этап при составлении рассказов по картинам и подготовке детей к обучению грамоте и чтени...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"

Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Как ежик выручил зайца»

Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их п...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...