Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
В работе раскрыт педагогический опыт применения интеллект-карт на занятиях по развитию речи старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников.
Цель: формирование компетентности педагогов в использовании метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников.
Задачи:
- Вызвать у педагогов интерес к методу интеллект-карт.
- Познакомить педагогов с методом интеллект-карт, рекомендациями по их составлению.
- Создать условия для получения педагогами практического опыта создания интеллект-карты.
Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике развития речи детей старшего дошкольного возраста метода интеллект-карт.
Ход.
Добрый день, уважаемые коллеги. Добро пожаловать в мою творческую мастерскую по теме «Использование метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников». Этот тема моего самообразования в нынешнем учебном году. Такой данный метод стал для меня новой формой работы в речевом развитии детей и, как показала практика, формой достаточно эффективной. Почему я обратилась к этому методу. К началу старшего дошкольного возраста я отмечала следующие недостатки в развитии речи у детей моей группы:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делились своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой брались за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходило не оттого, что знания ребенка по данному вопросу были недостаточны, а потому что он не мог оформить их в связные речевые высказывания. Таким образом, возникла необходимость в поиске такого педагогического метода, который бы позволил максимально устранить данные недостатки речи.
Коротко расскажу историю этого метода.
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Как это работает? Ученые выяснили, что умение человека находить решения в различных учебных и жизненных ситуациях связано не с количеством знаний в его голове, а с количеством связей между этими знаниями. Данный метод как раз направлен на то, чтобы создать это множество связей у ребёнка.
Новизна моего опыта заключается в том, что освоить интеллект -карту способны дети с разными возможностями. Интеллект –карта универсальна в применении, доступна для детского восприятия. Она помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, доступна, легка в работе, не требует длительной подготовки к применению и большого количества материала. Интеллект-карты дети заполняют самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты (что, как, и где нарисовать), выбирают способ работы (рисунок, коллаж, условные обозначения и т.п.), у них формируется привычка соблюдать общепринятые правила, умение работать в команде, договариваться.
На примере покажу общие требования к составлению интеллект –карты:
- Главная идея обводится в центре страницы.
- Лист располагается горизонтально.
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- Каждая мысль обводится.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
- Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
На слайде вам представлены полезные свойства интеллект-карт, которые вы также можете посмотреть в буклета:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект–карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Таким образом, СЛАЙД № 7
Как я уже сказала, в своей педагогической практике применять интеллект-карты я начала в этом учебном году, с детьми 5-6 лет. Встал большой вопрос, как ввести в занятия карту, чтобы дети захотели ею пользоваться. Пока я размышляла, дети сами подкинули мне идею связать карту с любимыми детскими персонажами мультфильма про фиксиков. У фиксиков есть инструмент «Помогатор», который помогает решать разные жизненные проблемы героев. На обсуждении с детьми темы «Транспорт» в связи с большим количеством детских предложений, возникла необходимость все зафиксировать на бумаге. Я принесла бумагу формата А3, сказав детям, что это подарок от фиксиков, и в процессе заполнения листа дети сами назвали ее «Помогатор». Так у карты появилось детское название, которое дополнительно стимулирует детей к её использованию. Детям нравится пользоваться «Помогатором» и создавать его самим.
В речевом развитии я применяю её в двух вариантах:
- 1 вариант: Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы. Дети предлагают тему или проблему, которую хотели бы изучить. Создавая карту в данном варианте, мы выделяем главное слово (тему) и рисуем все, что знаем по этому вопросу. Получившийся рисунок наглядно демонстрирует нам пробелы в наших знаниях по этой теме. Далее мы начинаем искать недостающую информацию. Каждой новой информацией мы дополняем нашу карту. Этот вариант создания карты стимулирует детей к творческому поиску, а главное, знания, добытые таким образом, становятся достоянием ребенка, лучше усваиваются, чем если бы их преподнесли в готовом виде.
Например: мы хотели бы составить Помогатор по теме «посуда». Что мы знаем о посуде?
- Какая она бывает (кухонная, столовая, чайная)
- Для чего нужна человеку?
- Из каких материалов изготавливают посуду?
- Можно ли использовать посуду не по ее прямому назначению? Если да, то где?
Чего мы еще не знаем о посуде?
- Когда появилась первая посуда?
- Из каких материалов делали первую посуду?
- Какая посуда считается самой надежной и долговечной?
Готовую карту предлагается «прочесть» коллективно, либо индивидуально. Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.
- 2 вариант: Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Этот вариант создания интеллект-карты развивает у детей умение выделить главную мысль, припомнить изученное. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развивается способность составлять и распространять предложения.
Приведу пример: слайд 10
- Изучена лексическая тема (зима, фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)
- Дети вспоминают всю информацию, которую узнали по данной теме, составляют карту.
- Дети по составленной интеллект-карте составляют рассказ по изученной теме.
В обоих вариантах использования карты, в итоге составляется рассказ. Только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке, нарисованной самим ребёнком. В этом случае, разница, определённо, очевидна.
СЛАЙД 11,12,13 - ПРИМЕРЫ
Рекомендации (из опыта работы): первое, и самое главное, наверное, то, что искренняя увлеченность взрослого играет очень большую роль в мотивации взаимного интереса ребенка, и не стоит скрывать, если и вы сами что-то узнали или осмыслили впервые.
Кроме этого:
- задавайте больше вопросов;
- обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
- беседуйте по карте;
- составляйте рассказы;
- добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей,
- экспериментируйте, и у вас все получится.
За сравнительно недолгое время использования метода интеллект-карт, я вижу некоторую положительную динамику в речевом развитии моих детей:
- пополняется словарный запас;
- улучшается лексико -грамматическая структура речи;
- дети более связно, последовательно излагают свои мысли, рассказывают о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты. По их собственным словам, это отличный помощник тогда, когда нужно запомнить и рассказать большой объем информации.
Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт ощутимые положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. Данный метод является отличным помощником в развитии мышления старших дошкольников, а следовательно, и связной речи.
Предлагаю педагогам разделиться на команды по 4-5 человек и составить интеллект-карту: темы – «Родители», «Дети».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников»
Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются...
Опыт работы "Метод сказкотерапии как средство развития речи старших дошкольников".
Содержит материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс для родителей «Использование метода интеллект-карт для развития речи детей с ТНР».
Для развития речи детей с ТНР прекрасно подойдут интеллектуальные карты....
Мастер-класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»
Цель данного Мастер-класса повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Ин...
Мастер – класс «Коллаж как один из приемов мнемотехники для развития речи старших дошкольников».
Коллаж - это рассказ, запечатлённый в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа — это слово или фраза, коллаж целиком это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат....
Мастер-класс для родителей «Использования метода интеллект-карт в работе с дошкольниками»
Повышение компетентности родителей в использовании ментальных карт для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста...
Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников»
laquo;Интеллект-карты» в познавательном развитии у старших дошкольников». Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваю...