Презентация "Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников» "
презентация к уроку (подготовительная группа)

Морозова Виктория Викторовна

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,   с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellet.pptx957.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Рябинка» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Презентация Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников » Подготовила: воспитатель Морозова В.В . г.Грязи 2023г. К.Д. Ушинский писал: « Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 2

1.1. Из истории возникновения интеллект-карты. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Основная идея метода – это формирование умения перерабатывать большой объем информации и изображать ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации . Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Данный метод представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления к многомерному, неограниченному. 1.2 Понятие метода «интеллект- карта». Ментальные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70-х гг. XXв . Буквально слово " mind " означает "ум", а слово " maps " — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Слайд 3

Эффективность данного метода заключается в следующем: - метод отвечает реальным запросам детей и соответствует возрастному уровню их развития; - приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше. Составление собственных интеллект-карт дает дошкольникам возможность : - формировать у дошкольников навыки самостоятельного поиска необходимой информации. - развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность. Преимущества обучения с помощью ментальных карт. Наглядность – вся идея видна с первого взгляда. Концентрация внимания на важных моментах. Привлекательность. Тони Бьюзен писал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт ». Запоминаемость – развитие памяти и мышления. Творчество – вызывает интерес у дошкольников. Возможность пересмотра – при необходимости можно вставить новую информацию.

Слайд 4

1.3. Возможности применения интеллект-карт в образовательной деятельности с дошкольниками. Изучив данную технологию, я уже три года применяю этот метод в своей практике по развитию связной речи детей 5-7 лет. Внедряя в работу инновационный метод «интеллект-карт», вместе с детьми и родителями были реализованы проекты: «Удивительные факты о жизни бобров», «Мой родной город Грязи», «Планета Земля», «Удивительный космос» и много краткосрочных проектов. Остановлюсь на проекте «Удивительные факты из жизни бобров». Работу над проектом начали с модели трех вопросов, выяснили какой информацией дети владеют по данной теме, и что нового они хотели бы узнать? Затем я предложила детям собрать информацию о бобрах в центрах детского развития группы , спросить у родителей. На протяжении двух недель, ребята делились добытыми знаниями, приносили книги о бобрах, рисунки, картинки из жизни животных. Вместе с детьми мы виртуально посетили в Воронежском государственном заповеднике питомник « Бобровник », где могли понаблюдать за повадками этих замечательных животных. В ходе проекта, постепенно создавалась интеллект–карта . Из картинок выстраивались логические цепочки: места обитания бобров, чем питаются, какую пользу приносят, кто враги, интересные факты из жизни бобров. Итогом работы над проектом стала наполненная интеллект- карта, в которой ребята обобщили свои знания о жизни бобров.

Слайд 5

Тема : « Удивительные факты из жизни бобров » Враги Питаются норы хатка полухатка Веточками, корой деревьев Корнями водных растений приносят пользу Внешний вид бобра Жилище Где обитают? Хороший пловец, «лесоруб» Хороший инженер-строитель канал плотина хатка река Удивительные факты

Слайд 6

А вот, работая над проектом «Мой родной город Грязи» , дети выступали в качестве корреспондентов газеты «Сорока». В которой изложили информацию о нашем городе в виде интеллект-карты . А после еще долго проводили виртуальные экскурсии по улицам нашего города . Вывод: Путешествуя с помощью интеллект-карты , дети научились самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, стали более активными при разговоре, научились отвечать на вопросы распространенно, пополнился словарный запас детей, улучшилась лексико-грамматическая структура речи; а так же дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни .

Слайд 7

«Мой родной город Грязи» Детская газета «Сорока» Рублика «Памятники родного города»

Слайд 8

Положительная динамика в речевом развитии : у воспитанников пополнился словарный запас; улучшилась лексико-грамматическая структура речи; дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. с помощью интеллект-карт , дети быстрее и легче запоминают и воспроизводят пройденный материал. Рекомендации по применению интеллект- карт (из опыта работы ): задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом; беседуйте по карте, составляйте рассказы ; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей; э кспериментируйте.

Слайд 9

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ 1.Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь , развиваются процессы мышления –анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. 2. Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. 3 . Развитие связной речи Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте . Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Варианты создания интеллект-карт: Ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно; Педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию; Дети делают интеллектуальные карты с родителями, как домашнее задание.

Слайд 10

1.4. Правила создания интеллект-карт . Для создания карт используются цветные карандаши, маркеры. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми (как ветви дерева), а не прямыми. Над каждой линией (ветвью) пишется только одно ключевое слово. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями .

Слайд 11

2 . Мастер-класс « М етодика создания интеллект-карт». Сегодня , на моем мастер классе я научу вас составлять интеллект-карту . Для того, чтобы ваша интеллект-карта была интересной и наполненной, подойти к делу нужно творчески — подумайте, как символически выразить вашу тему. И так. Для этого составляем алгоритм интеллект-карт. 1. Выбрать тему и нарисовать центральный образ интеллект-карты. Рисовать нужно ярко, красочно, текст подписи формулировать правильно. Он должен быть зазывным, отражать основную цель, например: «Как заботиться о своем здоровье?» Рождение идеи – самый важный этап. 2. Провести мозговой штурм для поиска вариантов решения. Основное требование мозгового штурма – отсутствие критики идей на этапе сбора информации. 3. Создать интеллект-карту: собираем идеи, полученные на предыдущем этапе, и «нагружаем» ими ветви, отходящие от центрального образа. Когда карта составлена, можно приступать непосредственно к воплощению идей, зафиксированных в ней. Теперь необходимо действовать. Идеи, структурированные в интеллект-карте, позволяют целенаправленно принимать решения по достижению определенных Алгоритм составления интеллект-карт.

Слайд 12

2023-2024 год объявлен годом «Педагога и наставника» . Давайте с вами нарисуем образ современного педагога-воспитателя! В центре внимания - воспитатель детского сада. Какие ассоциации вызывает у вас образ современного воспитателя? Какими качествами должен обладать современный воспитатель? Отлично! Современный педагог должен обладать: Личностными качествами, Профессиональными качествами. Итак, за работу! Чтобы для интеллект-карты хватило места, используйте большой лист бумаги. Пусть он будет совершенно чистым, чтобы линии или что-то иное не отвлекали вас от творческого процесса. Положите его горизонтально — это даст больше свободы и пространства. Кроме того, информация на горизонтальной интеллект-карте лучше воспринимается, так как всю страницу можно просмотреть нелинейно — от центра по кругу. Возьмите разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши и т.д. Используйте ключевые слова! Старайтесь располагать их горизонтально. Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Используйте печатные буквы. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Добавляйте рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Вперед! Экспериментируйте! Готовы? Презентуйте «Современного воспитателя »!

Слайд 13

3. Я всем рекомендую использовать интеллект-карты на занятиях, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова американского философа Элвин Тоффлера , который определил стратегическую цель образования: « Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты ». Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию для старших дошкольников

Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с историей предметов....

Конспект СОД по познавательному развитию для старших дошкольников «Есть такая профессия Родину защищать « Моряки»

Конспект СОД по познавательному развитию для старших дошкольников «Есть такая профессия Родину защищать « Моряки»...

Сообщение из опыта работы «Интеллект – карта как метод познавательного развития дошкольников»

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление....

Презентация "Использование интеллект- карт в работе по экологическому воспитанию старших дошкольников"

Метод интеллект - карт –это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания ...

Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников»

laquo;Интеллект-карты» в познавательном развитии у старших дошкольников». Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваю...