ОД «Речевое развитие» Игра-занятие «Необыкновенное путешествие»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Программные задачи:
- Учить детей применять на практике правила безопасности при нахождении вблизи водоемов и на льду.
- Закрепить правила самосохранения на льду. Упражнять детей в умении делать простейшие выводы в наиболее опасных ситуациях.
- Развивать монологическую речь, активизировать словарь, умение ориентироваться в пространстве.
- Воспитывать умение слушать, оказывать помощь товарищу.
Предварительная работа:
- Беседа о зиме, зимних забавах.
- Рассматривание иллюстраций с изображениями реки в зимнее время.
- Работа с игровым дидактическим материалом по основам безопасности жизнедеятельности.
- Чтение стихов о зиме, ледоходе.
- Просмотр видеофильма о зиме.
- Рассматривание картинок с правилами поведения на льду.
Оборудование:
Фланелеграф, палка, шарфы, доска, обруч, горячий чай.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. А вот куда, попробуйте отгадать. Внимательно послушайте
/Воспитатель включает аудиозапись шума воды./
- Как вы думаете, что за шум?
Дети: Это шум воды. Как будто ручеек журчит.
Воспитатель: Верно, ребята. Это шум воды. А вот откуда и куда течет эта вода, поможет вам загадка:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий воздух в роднике,
А широкий в море.
(река)
Воспитатель: Да, ребята, это река. Но сейчас зима. И вода в речке не шумит и не журчит, она просто замерзла. Лед сковал реку и окутал в белое покрывало. Зимой на речку выбираются рыбаки удить рыбу, а дети катаются на коньках и санках.
Дети: А мы тоже хотим покататься на лыжах и коньках.
Воспитатель: Я думаю, что это возможно даже сейчас, но только если мы все поверим в волшебство. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда закройте глазки.
/Звучит волшебная музыка.
Стук в дверь, дети открывают глаза.
Входит Лесовичок (взрослый)/.
Лесовичок: Я в городе вашем сегодня заблудился. Поэтому на встречу к вам немного припозднился. Здравствуйте дети! Лесной вам привет.
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок. Ты как раз вовремя. Мы собрались покататься на лыжах, а также по льду на коньках.
Лесовичок: На коньках? На лыжах? А вы умеете кататься? Тогда покажите мне.
/Проводится физкультминутка: имитация катания на лыжах и коньках./
- Ну, молодцы. Вижу, что умеете кататься, ну а кто не умеет – научится.
- Ребята, но на скованной речке льдом вас подстерегает опасность.
Воспитатель: Лесовичок, ну какие опасности могут быть на речке зимой? Лед, снег на льду – красота то!
Лесовичок: Ага, красота! Вот именно. Там где снег и опасно. Тут могут быть проталины.
Воспитатель: Лесовичок, я знаю, что лед на речке прочный и сможет и меня и ребят выдержать.
Лесовичок: А вы знаете, что лед считается прочным, если его толщина не менее 10 см. и он может выдержать 1 человека. А что бы выдержал лед вас всех, нужно, что бы толщина льда была не менее 15 см.
Дети: А как нам его измерить? Как узнать, что лед прочный?
Лесовичок: Очень просто. Нужно знать какого цвета бывает лед. Предлагаю посмотреть вот эти карточки.
/На фланелеграф вывешиваются карточки льда с оттенком/
- Запомните – толстый, прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенки.
- Тонкий и ненадежный лед имеет матово-белый или желтоватый оттенок.
Воспитатель: А какие места опасные?
Лесовичок: Даже в крепкие морозы на водоемах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?
/Высказывания детей./
Воспитатель: Лесовичок, я вот вспомнила какие места опасные на водоемах.
- Хрупким и тонким лед обычно бывает в тех местах, где в лед вмерзают ветки, доски и другие предметы, а так же вблизи кустов, деревьев, камыша.
- Непрочен лед около стоков вод у заводов и фабрик, а так же в местах впадения ручьев, в местах, где бьют ключи.
- Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лед под снегом всегда тоньше.
- Очень осторожным надо быть в местах, где лед примыкает к берегу, здесь могут быть трещины.
- Особенно лед очень опасен во время оттепели, т.к. он подтаивает, и на нем образуются полыньи.
Дети: Так что же получается, что зимой по льду лучше не ходить?
Лесовичок: Если не уверен, то не ходи! А если пошел, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять.
Воспитатель: Лесовичок, а давай немного разомнёмся прежде чем ступим мы на лед. Согласны, ребята?
физкультминутка
Мы сейчас в поход выходим,
По тропинке в лес заходим,
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
Ветерок шумит, играет,
Ветви дерева качает,
Вправо-влево, вверх и вниз,
На носочки поднимись
К речке быстро мы спустились,
На коньках мы прокатились
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно покружились
Вышли на берег крутой,
Любовались красотой.
Лесовичок: Да, ребята, с берега крутого, глядя на заснеженную реку, можно любоваться ледяным простором, который так и манит нас. Но если вы уже ступили на лед, то запомните правила передвижения по льду:
/на фланелеграф вывешиваются картинки/
- Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.
Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)
- Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
- Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
- На что это похоже?
- Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)
- А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.
- При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.
- Способы самоспасения
- Нельзя поддаваться панике.
- Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.
- Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен. Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.
Лесовичок: А сейчас послушайте и постарайтесь закрепить правила оказания помощи, если человек провалился под лёд.
/Идет показ действий/
- Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идете на помощь.
- Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти по ней.
- Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь, подать руку человеку, который провалился под лёд, то лед обязательно обломится, и вы тоже окажетесь в воде!
Лед выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.
- Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, веревку. Можно использовать крепко связанные шарфы.
- Лучше, если спасающих несколько. Они могут, один другого за ноги, лечь на лед цепочкой и подползти к полынье.
- Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзнет, а намокшая одежда не дает ему долго держаться на воде.
- Вытащив товарища на лед, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до теплого места, что бы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.
Воспитатель: Молодцы ребята, мы не только выучили, как нужно действовать на льду, но и практически закрепили правила передвижения по льду, способы само спасения, правила оказания человеку, провалившимся под лед, помощи.
Лесовичок: Я думаю, что на лёд вы еще успеете сходить вместе с папой и мамой, а вот на прогулку уже пора, и помните об опасностях на льду. Лед еще не прочен, а так хочется крикнуть всем вместе:
Зима! Скорее на коньки!
Какие славные деньки!
Но выходить на лед нельзя,
Пока не прочен он друзья!
Когда есть трещины на нем,
Когда вдруг потеплело днем…
Провалишься – придет беда!
Зимой холодная вода.
- А я прощаюсь с вами. До новых встреч!
Воспитатель: До свидания, Лесовичок. /Лесовичок уходит./
Спасибо тебе. Мы так много узнали сегодня. Ну, что ж, на лед мы еще успеем, а зима на улице ждет нас с морозом и со снежками. Поиграем с ней?
Дети: Да!
/Дети уходят на прогулку./
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Необыкновенное путешествие | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ОД «Речевое развитие»
Игра-занятие «Необыкновенное путешествие»
Программные задачи:
- Учить детей применять на практике правила безопасности при нахождении вблизи водоемов и на льду.
- Закрепить правила самосохранения на льду. Упражнять детей в умении делать простейшие выводы в наиболее опасных ситуациях.
- Развивать монологическую речь, активизировать словарь, умение ориентироваться в пространстве.
- Воспитывать умение слушать, оказывать помощь товарищу.
Предварительная работа:
- Беседа о зиме, зимних забавах.
- Рассматривание иллюстраций с изображениями реки в зимнее время.
- Работа с игровым дидактическим материалом по основам безопасности жизнедеятельности.
- Чтение стихов о зиме, ледоходе.
- Просмотр видеофильма о зиме.
- Рассматривание картинок с правилами поведения на льду.
Оборудование:
Фланелеграф, палка, шарфы, доска, обруч, горячий чай.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. А вот куда, попробуйте отгадать. Внимательно послушайте
/Воспитатель включает аудиозапись шума воды./
- Как вы думаете, что за шум?
Дети: Это шум воды. Как будто ручеек журчит.
Воспитатель: Верно, ребята. Это шум воды. А вот откуда и куда течет эта вода, поможет вам загадка:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий воздух в роднике,
А широкий в море.
(река)
Воспитатель: Да, ребята, это река. Но сейчас зима. И вода в речке не шумит и не журчит, она просто замерзла. Лед сковал реку и окутал в белое покрывало. Зимой на речку выбираются рыбаки удить рыбу, а дети катаются на коньках и санках.
Дети: А мы тоже хотим покататься на лыжах и коньках.
Воспитатель: Я думаю, что это возможно даже сейчас, но только если мы все поверим в волшебство. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда закройте глазки.
/Звучит волшебная музыка.
Стук в дверь, дети открывают глаза.
Входит Лесовичок (взрослый)/.
Лесовичок: Я в городе вашем сегодня заблудился. Поэтому на встречу к вам немного припозднился. Здравствуйте дети! Лесной вам привет.
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок. Ты как раз вовремя. Мы собрались покататься на лыжах, а также по льду на коньках.
Лесовичок: На коньках? На лыжах? А вы умеете кататься? Тогда покажите мне.
/Проводится физкультминутка: имитация катания на лыжах и коньках./
- Ну, молодцы. Вижу, что умеете кататься, ну а кто не умеет – научится.
- Ребята, но на скованной речке льдом вас подстерегает опасность.
Воспитатель: Лесовичок, ну какие опасности могут быть на речке зимой? Лед, снег на льду – красота то!
Лесовичок: Ага, красота! Вот именно. Там где снег и опасно. Тут могут быть проталины.
Воспитатель: Лесовичок, я знаю, что лед на речке прочный и сможет и меня и ребят выдержать.
Лесовичок: А вы знаете, что лед считается прочным, если его толщина не менее 10 см. и он может выдержать 1 человека. А что бы выдержал лед вас всех, нужно, что бы толщина льда была не менее 15 см.
Дети: А как нам его измерить? Как узнать, что лед прочный?
Лесовичок: Очень просто. Нужно знать какого цвета бывает лед. Предлагаю посмотреть вот эти карточки.
/На фланелеграф вывешиваются карточки льда с оттенком/
- Запомните – толстый, прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенки.
- Тонкий и ненадежный лед имеет матово-белый или желтоватый оттенок.
Воспитатель: А какие места опасные?
Лесовичок: Даже в крепкие морозы на водоемах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?
/Высказывания детей./
Воспитатель: Лесовичок, я вот вспомнила какие места опасные на водоемах.
- Хрупким и тонким лед обычно бывает в тех местах, где в лед вмерзают ветки, доски и другие предметы, а так же вблизи кустов, деревьев, камыша.
- Непрочен лед около стоков вод у заводов и фабрик, а так же в местах впадения ручьев, в местах, где бьют ключи.
- Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лед под снегом всегда тоньше.
- Очень осторожным надо быть в местах, где лед примыкает к берегу, здесь могут быть трещины.
- Особенно лед очень опасен во время оттепели, т.к. он подтаивает, и на нем образуются полыньи.
Дети: Так что же получается, что зимой по льду лучше не ходить?
Лесовичок: Если не уверен, то не ходи! А если пошел, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять.
Воспитатель: Лесовичок, а давай немного разомнёмся прежде чем ступим мы на лед. Согласны, ребята?
физкультминутка
Мы сейчас в поход выходим,
По тропинке в лес заходим,
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
Ветерок шумит, играет,
Ветви дерева качает,
Вправо-влево, вверх и вниз,
На носочки поднимись
К речке быстро мы спустились,
На коньках мы прокатились
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно покружились
Вышли на берег крутой,
Любовались красотой.
Лесовичок: Да, ребята, с берега крутого, глядя на заснеженную реку, можно любоваться ледяным простором, который так и манит нас. Но если вы уже ступили на лед, то запомните правила передвижения по льду:
/на фланелеграф вывешиваются картинки/
- Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.
Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)
- Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
- Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
- На что это похоже?
- Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)
- А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.
- При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.
- Способы самоспасения
- Нельзя поддаваться панике.
- Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.
- Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен. Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.
Лесовичок: А сейчас послушайте и постарайтесь закрепить правила оказания помощи, если человек провалился под лёд.
/Идет показ действий/
- Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идете на помощь.
- Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти по ней.
- Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь, подать руку человеку, который провалился под лёд, то лед обязательно обломится, и вы тоже окажетесь в воде!
Лед выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.
- Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, веревку. Можно использовать крепко связанные шарфы.
- Лучше, если спасающих несколько. Они могут, один другого за ноги, лечь на лед цепочкой и подползти к полынье.
- Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзнет, а намокшая одежда не дает ему долго держаться на воде.
- Вытащив товарища на лед, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до теплого места, что бы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.
Воспитатель: Молодцы ребята, мы не только выучили, как нужно действовать на льду, но и практически закрепили правила передвижения по льду, способы само спасения, правила оказания человеку, провалившимся под лед, помощи.
Лесовичок: Я думаю, что на лёд вы еще успеете сходить вместе с папой и мамой, а вот на прогулку уже пора, и помните об опасностях на льду. Лед еще не прочен, а так хочется крикнуть всем вместе:
Зима! Скорее на коньки!
Какие славные деньки!
Но выходить на лед нельзя,
Пока не прочен он друзья!
Когда есть трещины на нем,
Когда вдруг потеплело днем…
Провалишься – придет беда!
Зимой холодная вода.
- А я прощаюсь с вами. До новых встреч!
Воспитатель: До свидания, Лесовичок. /Лесовичок уходит./
Спасибо тебе. Мы так много узнали сегодня. Ну, что ж, на лед мы еще успеем, а зима на улице ждет нас с морозом и со снежками. Поиграем с ней?
Дети: Да!
/Дети уходят на прогулку./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе " Путешествие в страну Сказкино"
Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с использованием " коллажа", мнемотаблиц, мнемодорожек....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию в средней группе "Путешествие с капелькой".
Программное содержание:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в ак...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию с интеграцией областей "Путешествие по Африке".
Это конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе по фгос для использование в ходе изучения лексической темы "Животные жарких стран"....
Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие» по теме: «Зимнее путешествие»
Цель. Развитие коммуникативных способностей детей. Задачи.Образовательные: Ø Закрепить в словаре детей слова-названия зимних месяцев;Ø Формировать навыки словообразования;Ø Учить составлять ...
Открытое занятие НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие к Снежной Королеве»
Занятие НОД по речевому развитиюв старшей группе«Путешествие к Снежной Королеве»Задачи:Расширение словарного запаса; обогащение словаря синонимами и антонимами; составление сложноподчиненных предложен...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Путешествие в лес»
Цель: Развитие интеллектуальных компетенций на НОД познавательно-речевой направленности.Задачи:1. Уточнить знания детей о геометрических фигурах, днях недели, месяцах.2....
Речевой досуг "Воспоминания о необыкновенном путешествии Нильса с дикими гусями"
Когда то давным –давно, стая гусей, направляясь в далекую Лапландию, пролетала над одной шведской деревушкой (Швеция – это такая страна). И к ним присоединился белый гусь по имени Мартин.А...