ОД «Речевое развитие» Игра-занятие «Необыкновенное путешествие»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Ковальчук Валентина Александровна

Программные задачи:

  1. Учить детей применять на практике правила безопасности при нахождении вблизи водоемов и на льду.
  2. Закрепить правила самосохранения на льду. Упражнять детей в умении делать простейшие выводы в наиболее опасных ситуациях.
  3. Развивать монологическую речь, активизировать словарь, умение ориентироваться в пространстве.
  4. Воспитывать умение слушать, оказывать помощь товарищу.

 

Предварительная работа:

  1. Беседа о зиме, зимних забавах.
  2. Рассматривание иллюстраций с изображениями реки в зимнее время.
  3. Работа с игровым дидактическим материалом по основам безопасности жизнедеятельности.
  4. Чтение стихов о зиме, ледоходе.
  5. Просмотр видеофильма о зиме.
  6. Рассматривание картинок с правилами поведения на льду.

 

Оборудование:

Фланелеграф, палка, шарфы, доска, обруч, горячий чай.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное пу­тешествие. А вот куда, попробуйте отгадать. Внимательно послушайте

/Воспитатель включает аудиозапись шума воды./

- Как вы думаете, что за шум?

Дети: Это шум воды. Как будто ручеек журчит.

Воспитатель: Верно, ребята. Это шум воды. А вот откуда и куда течет эта вода, поможет вам загадка:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий воздух в роднике,

А широкий в море.

(река)

Воспитатель: Да, ребята, это река. Но сейчас зима. И вода в речке не шумит и не журчит, она просто замерзла. Лед сковал реку и окутал в белое покрывало. Зимой на речку выбираются рыбаки удить рыбу, а дети катаются на коньках и санках.

Дети: А мы тоже хотим покататься на лыжах и коньках.

Воспитатель: Я думаю, что это возможно даже сейчас, но только если мы все по­верим в волшебство. Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда закройте глазки.

/Звучит волшебная музыка.

Стук в дверь, дети открывают глаза.

Входит Лесовичок (взрослый)/.

Лесовичок: Я в городе вашем сегодня заблудился. Поэтому на встречу к вам не­много припозднился. Здравствуйте дети! Лесной вам привет.

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок. Ты как раз вовремя. Мы собрались покататься на лыжах, а также по льду на коньках.

Лесовичок: На коньках? На лыжах? А вы умеете кататься? Тогда покажите мне.

/Проводится физкультминутка: имитация катания на лыжах и коньках./

- Ну, молодцы. Вижу, что умеете кататься, ну а кто не умеет – научится.

- Ребята, но на скованной речке льдом вас подстерегает опасность.

Воспитатель: Лесовичок, ну какие опасности могут быть на речке зимой? Лед, снег на льду – красота то!

Лесовичок: Ага, красота! Вот именно. Там где снег и опасно. Тут могут быть про­талины.

Воспитатель: Лесовичок, я знаю, что лед на речке прочный и сможет и меня и ре­бят выдержать.

Лесовичок: А вы знаете, что лед считается прочным, если его толщина не менее 10 см. и он может выдержать 1 человека. А что бы выдержал лед вас всех, нужно, что бы толщина льда была не менее 15 см.

Дети: А как нам его измерить? Как узнать, что лед прочный?

Лесовичок: Очень просто. Нужно знать какого цвета бывает лед. Предлагаю по­смотреть вот эти карточки.

/На фланелеграф вывешиваются карточки льда с оттенком/

- Запомните – толстый, прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенки.

- Тонкий и ненадежный лед имеет матово-белый или желтоватый оттенок.

Воспитатель: А какие места опасные?

Лесовичок: Даже в крепкие морозы на водоемах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?

/Высказывания детей./

Воспитатель: Лесовичок, я вот вспомнила какие места опасные на водоемах.

  1. Хрупким и тонким лед обычно бывает в тех местах, где в лед вмерзают ветки, доски и другие предметы, а так же вблизи кустов, деревьев, камыша.
  2. Непрочен лед около стоков вод у заводов и фабрик, а так же в местах впаде­ния ручьев, в местах, где бьют ключи.
  3. Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лед под снегом всегда тоньше.
  4. Очень осторожным надо быть в местах, где лед примыкает к берегу, здесь мо­гут быть трещины.
  5. Особенно лед очень опасен во время оттепели, т.к. он подтаивает, и на нем об­разуются полыньи.

Дети: Так что же получается, что зимой по льду лучше не ходить?

Лесовичок: Если не уверен, то не ходи! А если пошел, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять.

Воспитатель: Лесовичок, а давай немного разомнёмся прежде  чем ступим мы  на лед. Согласны, ребята?

 

физкультминутка

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем.

 

Ветерок шумит, играет,

Ветви дерева качает,

Вправо-влево, вверх и вниз,

На носочки поднимись

 

К речке быстро мы спустились,

На коньках мы прокатились

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно покружились

Вышли на берег крутой,

Любовались красотой.

 

Лесовичок: Да, ребята, с берега крутого, глядя на заснеженную реку, можно любо­ваться ледяным простором, который так и манит нас. Но если вы уже ступили на лед, то запомните правила передвижения по льду:

/на фланелеграф вывешиваются картинки/

  1. Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.

Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)

  1. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
  2. Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно воз­вращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
  3. На что это похоже?
  4. Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)
  5. А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.
  6. При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.
  • Способы самоспасения
  1. Нельзя поддаваться панике.
  2. Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.
  3. Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен. Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.

Лесовичок: А сейчас послушайте и постарайтесь закрепить правила оказания помощи, если человек провалился под лёд.

/Идет показ действий/

- Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идете на помощь.

- Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти по ней.

- Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь, подать руку человеку, который провалился под лёд, то лед обязательно обломится, и вы тоже окажетесь в воде!

Лед выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.

- Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, веревку. Можно использовать крепко связанные шарфы.

- Лучше, если спасающих несколько. Они могут, один другого за ноги, лечь на лед цепочкой и подползти к полынье.

- Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзнет, а намокшая одежда не дает ему долго держаться на воде.

- Вытащив товарища на лед, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до теплого места, что бы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы не только выучили, как нужно действовать на льду, но и практически закрепили правила передвижения по льду, способы само спасения, правила оказания человеку, провалившимся под лед,  помощи.

Лесовичок: Я думаю, что на лёд вы еще успеете сходить вместе с папой и мамой, а вот на прогулку уже пора, и помните об опасностях на льду. Лед еще не прочен, а так хо­чется крикнуть всем вместе:

Зима! Скорее на коньки!

Какие славные деньки!

Но выходить на лед нельзя,

Пока не прочен он друзья!

Когда есть трещины на нем,

Когда вдруг потеплело днем…

Провалишься – придет беда!

Зимой холодная вода.

          - А я прощаюсь с вами. До новых встреч!

Воспитатель: До свидания, Лесовичок. /Лесовичок уходит./

Спасибо тебе. Мы так много узнали сего­дня. Ну, что ж, на лед мы еще успеем, а зима на улице ждет нас с морозом и со снежками. Поиграем с ней?

Дети: Да!

/Дети уходят на прогулку./

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Необыкновенное путешествие54 КБ

Предварительный просмотр:

ОД «Речевое развитие»

Игра-занятие «Необыкновенное путешествие»

Программные задачи:

  1. Учить детей применять на практике правила безопасности при нахождении вблизи водоемов и на льду.
  2. Закрепить правила самосохранения на льду. Упражнять детей в умении делать простейшие выводы в наиболее опасных ситуациях.
  3. Развивать монологическую речь, активизировать словарь, умение ориентироваться в пространстве.
  4. Воспитывать умение слушать, оказывать помощь товарищу.

Предварительная работа:

  1. Беседа о зиме, зимних забавах.
  2. Рассматривание иллюстраций с изображениями реки в зимнее время.
  3. Работа с игровым дидактическим материалом по основам безопасности жизнедеятельности.
  4. Чтение стихов о зиме, ледоходе.
  5. Просмотр видеофильма о зиме.
  6. Рассматривание картинок с правилами поведения на льду.

Оборудование:

Фланелеграф, палка, шарфы, доска, обруч, горячий чай.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. А вот куда, попробуйте отгадать. Внимательно послушайте

/Воспитатель включает аудиозапись шума воды./

- Как вы думаете, что за шум?

Дети: Это шум воды. Как будто ручеек журчит.

Воспитатель: Верно, ребята. Это шум воды. А вот откуда и куда течет эта вода, поможет вам загадка:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий воздух в роднике,

А широкий в море.

(река)

Воспитатель: Да, ребята, это река. Но сейчас зима. И вода в речке не шумит и не журчит, она просто замерзла. Лед сковал реку и окутал в белое покрывало. Зимой на речку выбираются рыбаки удить рыбу, а дети катаются на коньках и санках.

Дети: А мы тоже хотим покататься на лыжах и коньках.

Воспитатель: Я думаю, что это возможно даже сейчас, но только если мы все поверим в волшебство. Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда закройте глазки.

/Звучит волшебная музыка.

Стук в дверь, дети открывают глаза.

Входит Лесовичок (взрослый)/.

Лесовичок: Я в городе вашем сегодня заблудился. Поэтому на встречу к вам немного припозднился. Здравствуйте дети! Лесной вам привет.

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок. Ты как раз вовремя. Мы собрались покататься на лыжах, а также по льду на коньках.

Лесовичок: На коньках? На лыжах? А вы умеете кататься? Тогда покажите мне.

/Проводится физкультминутка: имитация катания на лыжах и коньках./

- Ну, молодцы. Вижу, что умеете кататься, ну а кто не умеет – научится.

- Ребята, но на скованной речке льдом вас подстерегает опасность.

Воспитатель: Лесовичок, ну какие опасности могут быть на речке зимой? Лед, снег на льду – красота то!

Лесовичок: Ага, красота! Вот именно. Там где снег и опасно. Тут могут быть проталины.

Воспитатель: Лесовичок, я знаю, что лед на речке прочный и сможет и меня и ребят выдержать.

Лесовичок: А вы знаете, что лед считается прочным, если его толщина не менее 10 см. и он может выдержать 1 человека. А что бы выдержал лед вас всех, нужно, что бы толщина льда была не менее 15 см.

Дети: А как нам его измерить? Как узнать, что лед прочный?

Лесовичок: Очень просто. Нужно знать какого цвета бывает лед. Предлагаю посмотреть вот эти карточки.

/На фланелеграф вывешиваются карточки льда с оттенком/

- Запомните – толстый, прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенки.

- Тонкий и ненадежный лед имеет матово-белый или желтоватый оттенок.

Воспитатель: А какие места опасные?

Лесовичок: Даже в крепкие морозы на водоемах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?

/Высказывания детей./

Воспитатель: Лесовичок, я вот вспомнила какие места опасные на водоемах.

  1. Хрупким и тонким лед обычно бывает в тех местах, где в лед вмерзают ветки, доски и другие предметы, а так же вблизи кустов, деревьев, камыша.
  2. Непрочен лед около стоков вод у заводов и фабрик, а так же в местах впадения ручьев, в местах, где бьют ключи.
  3. Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лед под снегом всегда тоньше.
  4. Очень осторожным надо быть в местах, где лед примыкает к берегу, здесь могут быть трещины.
  5. Особенно лед очень опасен во время оттепели, т.к. он подтаивает, и на нем образуются полыньи.

Дети: Так что же получается, что зимой по льду лучше не ходить?

Лесовичок: Если не уверен, то не ходи! А если пошел, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять.

Воспитатель: Лесовичок, а давай немного разомнёмся прежде  чем ступим мы  на лед. Согласны, ребята?

физкультминутка

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем.

Ветерок шумит, играет,

Ветви дерева качает,

Вправо-влево, вверх и вниз,

На носочки поднимись

К речке быстро мы спустились,

На коньках мы прокатились

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно покружились

Вышли на берег крутой,

Любовались красотой.

Лесовичок: Да, ребята, с берега крутого, глядя на заснеженную реку, можно любоваться ледяным простором, который так и манит нас. Но если вы уже ступили на лед, то запомните правила передвижения по льду:

/на фланелеграф вывешиваются картинки/

  1. Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.

Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)

  1. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
  2. Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
  3. На что это похоже?
  4. Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)
  5. А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.
  6. При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.
  • Способы самоспасения
  1. Нельзя поддаваться панике.
  2. Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.
  3. Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен. Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.

Лесовичок: А сейчас послушайте и постарайтесь закрепить правила оказания помощи, если человек провалился под лёд.

/Идет показ действий/

- Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идете на помощь.

- Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти по ней.

- Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь, подать руку человеку, который провалился под лёд, то лед обязательно обломится, и вы тоже окажетесь в воде!

Лед выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.

- Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, веревку. Можно использовать крепко связанные шарфы.

- Лучше, если спасающих несколько. Они могут, один другого за ноги, лечь на лед цепочкой и подползти к полынье.

- Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзнет, а намокшая одежда не дает ему долго держаться на воде.

- Вытащив товарища на лед, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до теплого места, что бы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы не только выучили, как нужно действовать на льду, но и практически закрепили правила передвижения по льду, способы само спасения, правила оказания человеку, провалившимся под лед,  помощи.

Лесовичок: Я думаю, что на лёд вы еще успеете сходить вместе с папой и мамой, а вот на прогулку уже пора, и помните об опасностях на льду. Лед еще не прочен, а так хочется крикнуть всем вместе:

Зима! Скорее на коньки!

Какие славные деньки!

Но выходить на лед нельзя,

Пока не прочен он друзья!

Когда есть трещины на нем,

Когда вдруг потеплело днем…

Провалишься – придет беда!

Зимой холодная вода.

        - А я прощаюсь с вами. До новых встреч!

Воспитатель: До свидания, Лесовичок. /Лесовичок уходит./

Спасибо тебе. Мы так много узнали сегодня. Ну, что ж, на лед мы еще успеем, а зима на улице ждет нас с морозом и со снежками. Поиграем с ней?

Дети: Да!

/Дети уходят на прогулку./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе " Путешествие в страну Сказкино"

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с использованием " коллажа", мнемотаблиц, мнемодорожек....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию в средней группе "Путешествие с капелькой".

Программное содержание:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды  для всего живого.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в ак...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию с интеграцией областей "Путешествие по Африке".

Это конспект  интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе по фгос для использование в ходе изучения лексической темы "Животные жарких стран"....

Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие» по теме: «Зимнее путешествие»

Цель. Развитие коммуникативных способностей детей. Задачи.Образовательные: Ø Закрепить в словаре детей слова-названия зимних месяцев;Ø Формировать навыки словообразования;Ø Учить составлять ...

Открытое занятие НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие к Снежной Королеве»

Занятие НОД по речевому развитиюв старшей группе«Путешествие к Снежной Королеве»Задачи:Расширение словарного запаса; обогащение словаря синонимами и антонимами; составление сложноподчиненных предложен...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Путешествие в лес»

Цель: Развитие интеллектуальных компетенций на НОД познавательно-речевой направленности.Задачи:1.      Уточнить знания детей о геометрических фигурах, днях недели, месяцах.2....

Речевой досуг "Воспоминания о необыкновенном путешествии Нильса с дикими гусями"

Когда то давным –давно, стая гусей, направляясь в далекую Лапландию, пролетала над одной шведской деревушкой (Швеция – это такая страна). И к ним присоединился белый гусь по имени Мартин.А...