Открытое занятие НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие к Снежной Королеве»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Занятие НОД по речевому развитию
в старшей группе
«Путешествие к Снежной Королеве»
Задачи:
Расширение словарного запаса; обогащение словаря синонимами и антонимами; составление сложноподчиненных предложений с союзом «чтобы»; подбор родственных слов к слову «лед» и употребление их в речи;
Практическое употребление приставочных глаголов и предлогов «за», «из-за», «под», «над»;
Составление рассказа-описания с опорой на вопросы и картину; развитие пространственного восприятия; развитие внимания, памяти, логического мышления; развитие графомоторных навыков.
Оборудование и материалы:
Магнитная доска, магниты и наборное полотно; картинки с изображениями Снежной королевы и Снегурочки;
Картинки: льдина, ледянка, леденец, ледокол, ледоруб
Картина «Дом Снежной королевы»;
Мяч;
Два подноса – на каждом из них находятся детали для конструирования снеговика: три разных по размеру белых круга, ведро, метла, морковка, два маленьких черных кружочка (глаза), две руки;
Карточки к упражнениям: «Путешествие», «Снеговики», «План», «К Снежной королеве», «Дом Снежной королевы», «Найди снегурочку по описанию»
Простые и цветные карандаши по количеству детей.
Содержание занятия:
- Введение в тему
Воспитатель:
- В своем сказочном доме живет злая Снежная Королева. Она не любит, когда люди радуются и смеются. Она очень не любит веселые праздники. Снежная королева узнала, что у нас был Новый год, и на праздник к нам приходил Дед мороз со Снегурочкой. Снежной королеве не понравилось, что они веселились вместе с нами и дарили нам подарки. И решила Снежная королева спрятать Снегурочку. А вы ведь знаете, что Деду морозу никак нельзя без Снегурочки, да и нам тоже как встречать следующий Новый год. Что же нам делать?
Дети:
-Надо искать Снегурочку, надо ее выручать.
Воспитатель:
-Да, ребята, надо искать Снегурочку, но путешествовать мы будем, не выходя из детского сада. Нам придется выполнить все задания Снежной Королевы и ответить на все ее вопросы. Тогда она отпустит внучку Деда Мороза, и у нас будет настоящий праздник.
- Задание по карточкам.
Упражнение «Путешествие»
Дети садятся за столы. Воспитатель раздает карточки к упражнению и наборы карандашей.
Детям предлагается обвести те предметы, которые могут пригодиться для зимнего путешествия.
По окончании выполнения задания педагог задает вопросы.
Воспитатель:
-Скажите, что вы возьмете из предметов и для чего?
Дети:
-Я возьму варежки, чтобы не замерзли руки… и т.д.
Воспитатель:
-Что вам нужно во время зимнего путешествия?
Дети:
- Во время зимнего путешествия мне нужно… (перечисляют)
- Расширение лексики.
Педагог прикрепляет к магнитной доске картинку с изображением Снежной королевы.
Воспитатель:
- У снежной королевы «ледяное сердце». Как вы это понимаете? Что это значит? Какая она?
Дети:
- Снежная королева злая, недобрая, вредная, ни с кем не дружит, ни о ком не заботится…
Педагог прикрепляет к магнитной доске картинку с изображением Снегурочки.
Воспитатель:
- Снежная королева равнодушная, неприветливая, а Снегурочка какая?
Дети:
- Добрая, приветливая, ласковая, вежливая, хорошая, веселая…
Воспитатель:
- Еще Снегурочка дружелюбная. Что это значит?
Дети:
- Она любит друзей. Хорошо ко всем относится…
Воспитатель:
- Иногда говорят – у человека «золотое сердце». Что это значит? Какой это человек?
Дети:
- Хороший, добрый, всем помогает…
- Подбор однокоренных слов к слову « лед».
Педагог снимает картинки с изображениями Снежной королевы и Снегурочки и прикрепляет к доске картинки, на которых нарисованы льдина, ледянка, леденец, ледокол, ледоруб.
Детям предлагается подобрать слова-родственники к слову «лед».
В случае затруднения педагог дает образец ответа или задает наводящие вопросы:
- Что это? (показывает на изображение льдинки)
-льдина.
- На чем дети катаются с горки (на ледянке)
- Как ласково назвать лед? ( ледок)
- А маленький кусочек льда? (льдинка)
-Фигура, сделанная изо льда, какая? (ледяная)
- Как называется эта конфета? (леденец)
-Корабль, который лед колет, называется….. (ледокол)
-Весной на реках тает лед и по воде плывут льдины. Говорят «лед идет». Это называется ледоход. Повторите.
- Если что-то покрылось сверху льдом, говорят – обледенело. Дорога может обледенеть, провода могут обледенеть…
- Специальный инструмент, которым лед рубят, называется….. (ледоруб)
- Составление предложений с однокоренными словами.
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть предметы, изображенные на картинках и придумать предложения. В случае затруднений помогает наводящими вопросами и подбором слов.
- Физкультминутка.
Все проходят в игровую зону и образуют большой круг.
-Поставьте ноги чуть шире плеч, повторяйте за мной слова и движения.
Вьюга веет над полями, | Поднимают руки, покачивают ими. |
Над горами и лесами, | Ставят руки на пояс. |
Вправо, влево посмотри. | Выполняют повороты вправо и влево |
Сидят на ветках снегири | Машут руками, как крылышками. |
Очень холодно зимой | «Ежатся от холода» |
Птицам хочется домой | Приседают |
Мы покормим снегирей | Имитируют «насыпание корма» |
Птицам будет веселей! | Прыгают на месте, ритмично хлопая в ладоши. |
- Подбор антонимов.
Педагог берет мяч и входит в центр круга. Детям предлагается внимательно выслушать слово, названное педагогом, поймать мяч, вспомнить и сказать слово наоборот и бросить мяч обратно.
- Добрая - Злая
-Хорошая - Плохая
-Грустный - Веселый
-Холодно - Жарко
-Заледенел - Растаял
-Мерзнуть - Греться
-Прилетели - Улетели
- Голодный - Сытый
- Зима - Лето
- День - Ночь
- Стоять - Бежать
- Плакать - Смеяться
- Грусть - Радость
- Составление целого предмета из частей. Игра «Собери Снеговика»
Детям предлагается подойти к двум столам, стоящим отдельно.
На каждом столе – поднос с набором деталей для конструирования снеговика.
Педагог делит детей на команды.
Воспитатель:
-Снежная королева взмахнула рукой, и снеговики рассыпались на части. Давайте поможем снеговикам – соберем их заново.
Два представителя команды выкладывают снеговиков из деталей на столе.
При выполнении задания оценивается аккуратность, скорость и взаимодействие членов команды.
После подведения итогов командной игры дети садятся за столы.
- Задание по карточкам. Упражнение «План»
Педагог раздает карточки к упражнению и объясняет, что идти к Снежной королеве надо по дорожке , нарисованной на плане. Путь начинается от стрелочки, а по дороге встретятся разные препятствия: речка, гора, яма, избушка на куриных ножках, в которой надо будет найти ключ от дома Снежной королевы, болото, леший, лес.
Воспитатель:
-Расскажите, как вы доберетесь до дома Снежной королевы.
- Мы пойдем по дорожке , перейдем по мостику речку, поднимемся в гору (войдем в гору), сойдем с горы, перепрыгнем (перешагнем) через яму, подойдем к избушке, зайдем в избушку, найдем в избушке ключ от дома Снежной королевы, выйдем из избушки, обойдем болото, пройдем через лес и дойдем до дома Снежной королевы.
Рассказ составляет один из детей (самостоятельно или с помощью воспитателя), а затем остальные повторяют по цепочке.
- Задание по карточкам. Упражнение «Найди Снегурочку по описанию»
Педагог раздает карточки к упражнению и предлагает внимательно рассмотреть Снегурочек.
Воспитатель:
-Только одна из снегурочек настоящая, а остальные – заколдованные. Вам нужно найти Снегурочку, у которой две косички и короткое широкое платье, украшенное снежинками.
Дети выполняют задание.
Снегурочка была заколдована и спрятана в снежную башню. Как только дети все находят нужную снегурочку, начинает звучать музыка П. И. Чайковского «Святки» и начинает мигать гирлянда около башни, воспитатель спасает Снегурочку из снежного плена.
Итог занятия.
Педагог говорит, что дети выполнили все задания Снежной королевы, и она отпустила Снегурочку из ледяного плена.
Использована литература : Е. Л. Малиованова «Развитие речевых способностей. Лексико-грамматическая тема «Зима», конспекты занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе: СНЕЖИНКИ – ДОЧКИ СНЕЖНОЙ ТУЧИ
Данная разработка направлена на формирование у детей обобщенных представлений об образовании снега. Занятие помогает развивать логическое и образное мышление, уст...
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в город бытовой техники»
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе«Путешествие в город бытовой техники»Программное содержание:Образовательные задачи:Познание:1....
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе«Путешествие в город бытовой техники»
Образовательные задачи:Обобщить знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о их значении в жизни человека, расширить представления об их устройстве.Формировать п...
открытое занятие нод по речевому развитию в старшей группе "достопримечательности дербента"
открытое занятие нод по речевому развитию в старшей группе "достопримечательности дербента"...
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. «Лаборатория профессора Пробиркина»
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе.Образовательные области:Коммуникация, познание, безопасность, здоровье.Цель: формирование начальных представлений о здоро...
Презентация к открытому занятию по познавательно-речевому развитию в старшей группе. «Лаборатория профессора Пробиркина»
quot;Лабаратория профессора Пробиркина"...
Конспект открытого занятия по познавательно - речевому развитию детей подготовительной группы "Путешествие в страну добрых дракончиков" с использованием мнемосхем.
Цель: обогащение и активизация речевой практики детей, расширение словарного запаса, формирование у детей умения правильно строить высказывания.Задачи:учить соотносить признаки объектов к графическим ...