Методическая разработка по речевому развитию».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Бобкова Ольга Владимировна

Конспект совместной деятельности  с детьми

 по  развитию связной  речи

Пересказ сказки «Белка и волк»

( по Л.Н.Толстому)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №1 «Светлячок»

 

 

Конспект совместной деятельности  с детьми

 по  развитию связной  речи

Пересказ сказки «Белка и волк»

( по Л.Н.Толстому)

 

 

                             Подготовила: Бобкова Ольга Владимировна,    

                                    воспитатель МБДОУ детский сад №1 «Светлячок»

С.Дивеево, 2019 год.

 Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Основные задачи:

  1. Формирование  целенаправленного восприятия и анализа текста.
  2. Развитие навыков планирования пересказа с опорой на наглядность.
  3. Активация и обогащение словаря по теме «Дикие животные».
  4. Закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем; лексико-грамматические упражнения по тексту произведения, физкультминутка.

Оборудование:

Графические схемы, мяч; презентация с изображением  диких животных, картинка контуры животных наложенные друг на друга;  

Предварительная работа:

  • Чтение рассказов,  стихотворений
  • Закрепление лексической темы «Дикие животные».
  •  Рассматривание иллюстраций
  • Дидактическая игра «Кто где живет?»

 Лексический материал: жжёт, прежде, зол, добры.

Ход совместной деятельности

  1. Организационный момент.

   Послушайте загадку.

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Прыгает по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

(Белка}

—        А отгадку вы найдете на картинке.

На картинке изображения животных, наложенные друг на друга. Дети называют животного и цвет контура животного.

  1. Подготовка к восприятию текста.

—        Ребята очень много написано рассказов,  сказок, загадок о животных, которые живут в наших лесах.

Воспитатель показывает книги.

—        С этими   рассказами о животных вы знакомы. Сегодня мы  познакомимся  со сказкой Л.Н.Толстого «Белка и волк»

 Воспитатель показывает картинку к  сказке.

  1. Чтение сказки.

—        Внимательно послушайте  сказку  Л.Н.Толстого «Белка и волк».

    Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

По мере чтения  воспитатель расставляет картинки в последовательности рассказа.

  1. Беседа по содержанию.

— Как называется  сказка? ( Сказка называется «Белка и волк».)

— О ком эта сказка? ( Эта сказка о белке и волке)

— Что делала белка в лесу? (Белка прыгала с ветки на ветку)

— Что произошло с белкой? (Белка упала на волка)

— Что  хотел сделать волк с белкой? ( Волк хотел съесть белку)

— Какими словами просила белка? ( Белка просила: Пусти меня)

— Что ответил волк белке? (Волк ответил: Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.)

— Что  сделал волк? (Волк отпустил белку)

— Что ответила белка волку? (Белка ответила: Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем) 

— Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали  сказку.

  1. Лексико-грамматические упражнения.

 — Сейчас мы с вами будем играть. Я вам предлагаю сыграть в игру «Найди  животного»

Животные будут путешествовать по лесу, а вы должны составить предложения о них, используя маленькие слова — помощники.(Белка забралась на высокую ель. Волк спрятался за елку. Белка подошла  к елке. Белка спряталась в дупло. Белка спустилась на   землю. Белка  подошла к волку.)

А теперь мы сыграем с мячом. Упражнение  «Подбери признаки».  

На доске картинки «Дикие животные».  Воспитатель дает задание: вспомнить слова, описывающие внешний вид животных,  повадки, настроение, характер.  Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос «Какая , какой…?» Дети предлагают свои варианты ответов.

—Белка, какая? ( маленькая,  пушистая, веселая, рыжая, а зимой серая.)

—Волк, какой? ( хитрый, злой, зубастый, серый)

  1. Физкультминутка.

Отлично ребята, а теперь давайте  сделаем зарядку «За грибами»
Все зверюшки на опушке                            дети идут в хороводе
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали                                          
скачут присядку, срывают воображаемые грибы
Рыжики срывали.
Лисичка бежала                                      
бегут
Лисички собирала                                  
срывают воображаемые грибы
Скакали зайчатки                                  
скачут на месте
Искали опятки                                       
срывают воображаемые грибы
Медведь проходил                              
идут в развалку  
Мухомор раздавил                               
топают ногой.

  1. Повторное чтение  сказки.

Я прочитаю  сказку еще раз. Постарайтесь её запомнить.
Схемы вам в этом помогут.

  1. Пересказ  сказки по графическому плану.  

 Все дети пересказывают сказку по цепочке. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

  1. Итог.

Наше  знакомство со сказкой  подошло к концу.

 Как называлась сказка?

 Кто автор?

Молодцы!

Источники:

1.УшаковаО.С. , Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М: Владос, 2003

2.Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша.

 Ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 136 с: ил.

3.https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D1%805.html

4.https://nsportal.

5. http://ventriculus.ru/book/327235.html

 Бобкова О.В.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по речевому развитию

В помощь воспитателю детского сада НОД по речевому развитию "Федора в гостях у ребят"...

Методическая разработка НОД Речевое развитие в 1 младшей группе Тема: «Домашние животные»

Методическая разработкаНОД Речевое развитие в 1 младшей группе...

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема: «Урок вежливости» Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Пахоменкова И. М.

Программное содержание: Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.Цель: Углублять представление детей...

Методическая разработка ООД "Речевое развитие" Тема: Пересказ-инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.

Тема: пересказ – инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.Цели: развивать и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать...

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада

Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»

Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...