План самообразования на 2020 г.- 2024 год.
материал по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_2020-2024.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
воспитателя МАДОУ «Детский сад №93 общеразвивающего вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан
Ахунзяновой Альбины Вазиховны
на период с 2020 по 2024г.
Тема самообразования: " Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "
1. Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
2. Задачи: Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
3. Актуальность темы: Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План по самообразованию
на 2020 – 2021 учебный год
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь |
| Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Октябрь-Ноябрь | Дидактические и словесные игры. | Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Дидактические игры по развитию речи «Варим суп». |
Декабрь-Январь | Работа по составлению (придумывание) загадок. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка) |
Март-Апрель | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Практический показ. (театральная неделя) |
Сентябрь- Май | Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Презентация |
План по самообразованию
на 2021 – 2022 учебный год.
месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь |
| ||
Октябрь | Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка» |
| Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»
|
Ноябрь | Создание картотеки потешек для работы с детьми. | Применять потешки в режимных моментах. | Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей. |
Декабрь | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото) | Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы» |
Январь | Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». | Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. | Консультация: «ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ» Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками. |
Февраль | Изучение темы: | Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
|
Март | Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка» | Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» |
Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам |
Апрель | Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) | Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры) Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» |
май | |||
Самоанализ плана самообразования. | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) | Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на итоговом родительском собрании |
План по самообразованию
на 2022– 2023 учебный год
| Рассказывание детям | Чтение | Заучивание наизусть |
Сентябрь | Р. Н. сказка « Заяц-хвастун» | Эстонская н. сказка «Каждый своё получил» | Р.н. песенка «Наш козёл» Пословицы о труде |
Октябрь | Мордовская сказка «Как собака друга искала» | Р. н. сказка «Смоляной бычок» | Литовская н. песенка «Гречку мыли» Р.н. поговорки |
Ноябрь | Р.н. сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» | Сербская сказка «Почему у месяца нет платья» | Р.Н.скороговорки, Прибаутки.
|
Декабрь | Р. н. сказка «Мороз, солнце и ветер» | Просмотр мультфильма Р. Н. сказки «Снегурочка» | Р.Н. потешка «Дед хотел уху сварить» Загадывание загадок о зиме. |
Январь | Р.Н. сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» | Р. Н. сказка «Два Мороза» | Рождественская колядка «Пришла Каляда накануне Рождества» |
Февраль | Украинская сказка «Рукавичка» | Р. Н. сказка «Зимовье зверей» | Голландская песенка «Счастливого пути» |
Март | Ненецкая сказка « Кукушка » | Драматизация р. н. сказки «Лиса заяц и петух» | Р. н. закличка «Иди весна, Иди красна!» |
Апрель | Сказка братьев Гримм «Заяц и Ёж» | Прослушивание музыкальной аудио записи сказки «Волк и семеро козлят» | Р.Н. дразнилки «Андрей – воробей» |
Май | Венгерскаясказка «Два жадных медвежонка» | Р.Н. сказка «Лиса и кувшин» | Р.Н. игры «Чепуха» «Молчанка» «Холодно-горячо» |
План по самообразованию
на 2025– 2023 учебный год
| Рассказывание детям | Чтение | Заучивание наизусть |
Сентябрь | Р. Н. сказка « Царевна-лягушка» | Дагестанская сказка «Храбрый мальчик» | Р. Н. скороговорки |
Октябрь | Р.н. сказка «Сивка-бурка» | Латышская сказка «Морская невеста» | Р.Н. потешки и небылицы |
Ноябрь | Японская сказка «Ивовый росток» | Р.н. сказка «Семь Симеонов - семь работников» | Шотландская песенка «Селянин» |
Декабрь | Р.н. сказка «По щучьему велению» | С Маршак «Двенадцать месяцев» | Р.Н.игра «Гори, гори ясно» |
Январь | Р.Н. сказка «Мороз Иванович» | Р. Н. сказка «Два Мороза» | Рождественские колядки |
Февраль | Р.н. сказка «Лиса и рак» | Туркменская сказка «Голубая птица» | Р.Н. небылицы и дразнилки |
Март | Р.н. сказка «Про Иванушку дурачка» | С Аксаков «Аленький цветочек» | Р. н. закличка «Солнышко-колколныщко» |
Апрель | Р.Н. сказка «Чудесные лапоточки» | Прослушивание музыкальной аудио записи «Волк и семеро козлят» | Украинская народная песенка «Веснянка» |
Май | Украинская сказка «Жихарка» | Р.Н. сказка «Золотой гвоздь» | Разучивание считалок |
План по самообразованию
на 2023– 2024 учебный год
Раздел плана | сроки | форма | Практический выход |
1.Работа с детьми | В течении года | мониторинг | Проведение итогового мониторинга |
сентябрь | «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» | Изучение методической литературы. Подбор материала. | |
октябрь | Применять потешки в режимных моментах | Создание картотеки потешек для работы с детьми | |
ноябрь | Дидактические, настоль – печатные игры по мотивам потешек | Изучение темы « настольно – печатные игры по русским народным сказкам» | |
январь | «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | |
февраль | «Из какой сказки герой», «Угадай сказку» | Изготовление картотеки русских народных сказок | |
март | Учить детей обыгрывать знакомые сказки | Изучение темы: « Театрализованные игры как средства развития речи детей» | |
апрель | Роль фольклора в развитии детей | Заучивание и проговаривание потешек | |
май | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации) | Самоанализ плана по самообразованию |
Работа с родителями:
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)
— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).
— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку « Потешки, песенки»
Анкета для родителей
Приобщение детей к истокам русской культуры
1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:
a) как жили наши предки?
b) какими занимались ремёслами?
в) как сеяли хлеб?
г) какую на Руси носили одежду?
2. Знаете ли Вы русские праздники?
3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?
4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
6. Надо ли знать народные сказки и былины?
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?
9. Какие народные игры Вам известны?
10. Играете ли Вы в них с ребёнком?
11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?
Список литературы :
1.Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
2.Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.
3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.
4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,
Академия Холдинг. 2001 г.
5.Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г
6.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.
7.«Детский сад и семья», Д. В. № 42000г,
8.Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.
9.Зуб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый душок», Д. В. № 12, 1998г.
10.Загоруля Г. Аг. Мазурик Ar M. «Путешествие в мир
фольклора», Ханты-Мансийск, 1999г.
11.Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.
12.Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам
русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.
13.Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.
14.Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.
№4, 1984г.
15.ПавловаЛ «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,
16.Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.
17. Пикупина 1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д,В. №
8, 1999г.
18. Стрельцова Л.. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.
19.Галанов А.С. Считалки –М., 2004г.
20. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /-СП., 2006 г.
Консультация для воспитателей
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский.
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.
Педагоги нашего детского сада остановились на одном из направлений в данной работе – это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.
Начиная работу по данной теме, нами был разработан педагогический проект «В мире слов» на основе логико-структурированного подхода, сформулировали профессиональную проблему. Участниками проекта являлись дети младшего и среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели, педагоги.
Для того, чтобы достичь результатов в работе с детьми дошкольного возраста в вопросах воспитания и обучения необходимо теснейшее взаимодействие с семьей. В группах был оформлен родительский уголок «Учите вместе с нами», определены и разработаны направления работы с родителями: информационно – аналитическое, познавательное, наглядно – информационное, досуговое, проведено анкетирование.
Традицией нашего детского сада стал выпуск в начале учебного года «Семейной газеты». Педагоги разрабатывают макет листа газеты, а родители вместе со своими детьми наполняют его содержанием. Эти газеты используются в течение года в работе с детьми по темам «Семья» «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь». Одной из страниц «Семейной газеты» является представление генеалогического древа семьи. Цель: углубить знания детей о семье, где они родились, историю ее возникновения и становления. В разделе газеты «Семейный календарь» можно узнать: какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями.
Обратили внимание на организацию предметно-развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг – раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешекам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек – персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.
Для того чтобы педагоги использовали фольклор в своей работе, нами были разработаны и проведены консультации на следующие темы: «Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте», «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством УНТ», «Развитие речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой», «Игры и упражнения направленные на развитие артикуляционного аппарата детей 3-4 лет».
Дети очень любят играть в народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Наседка и цыплята», «Пчелки и ласточка», «Зайка серый умывается…» и др. Поэтому в помощь педагогам был разработан перспективный план игр. Основной формой работы по развитию речи посредством устного народного творчества с детьми дошкольного возраста стал кружок «В мире слов», направленный на расширение словарного запаса детей, активизацию их речевого, познавательного и умственного развития, развитие звукопроизношения, а также на воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
УНТ, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д.- это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Огромной любовью пользуется у детей сказка. В русской народной сказке заключено богатое содержание (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию и образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.
Значительный нравственный, этический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других видах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной лаконичной форме. Воздействие на развитие речи у детей оказывает отгадывание и придумывание загадок. Употребление метафорического образа (олицетворение, сравнение, ритмическая организация) способствует формированию образной речи.
Не меньшую роль в развитии речи дошкольников играют русские народные песни, потешки, колыбельные песни. Их разнообразие способствует освоению грамматического строя речи, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону. Фонематическое восприятие развивается за счет особой интонационной организации.
Таким образом, использование детьми в речи разнообразных форм устного народного творчества – важнейшее условие своевременного речевого, литературного, художественного и интеллектуального развития.
В процессе освоения поликультурного образования нами использовались разнообразные формы работы с детьми: интегрированные непосредственно-образовательные деятельности, объединяющие различные виды деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.); познавательные беседы, презентации, слайд-шоу; целевые прогулки, экскурсии; развлечения; фольклорные концерты, театрализованные представления. Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение народных игрушек, используют в речи русские пословицы и поговорки, поют народные песни, используют народную атрибутику в самостоятельных играх.
Успешность педагогической работы в поликультурной образовательной среде во многом определяется ее этнокультурной направленностью, сформированностью таких общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволяют организовывать деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями разных этнических групп и общностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
план самообразования на 2023-2024год
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего г...