Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
методическая разработка (младшая группа)

Хасибулина Фарида Гаптельнуровна

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Поэтому воспитывая полноценную личность, необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом, все, что мешает ему стать уверенным в себе, своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2.docx100.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 16»

Ново-Савиновского района г. Казани

Индивидуальный план  самообразования воспитателя

 

2016 - 2021 уч. года

Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе  через сказку »

Цель: повышение профессиональной компетентности по теме самообразования, содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Этапы реализации

Сроки

Задачи

Содержание работы

Подготовительный

2016-2017

1. Изучение методической литературы по данной теме.

2. Использовать ресурсы Интернета для ознакомления с опытом коллег и внедрении инновационных технологий.

Изучить книгу: 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

 4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. 

7. М.А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в детском саду",

8. Г.Я. Затулиной "Программа воспитания в детском саду",

9. О.С. Ушаковой "Развитие речи и творчества дошкольников",

10.  Р.И. Габовой "Методика обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста",

11. А.М. Бородич "Методика развития речи детей",

12.  О.А. Шороховой "Играем в сказку".  

13. Н.В.Микляева, С.Н.Толстикова, Н.С.Целикина  « Сказкотерапия  в ДОУ и семье».

14. Т.Грабенко « Зачем читать детям сказку».

15 .Л. В. Рыжова «Методика работы со сказкой».

 16.   Ильин И.: «Духовный мир сказки».

 17. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

  18.  Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

19. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

 20.Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития». Холдинг1997г.

Организационный

2017-2018

1. Разработка перспективных и тематических планов в рамках реализации УМК.

2. Выявление полиэтнического состава детей в группах.

Разработка перспективного плана работы  по самообразованию на 2016-2017 уч. год

Изучение состояния данной проблемы в младшей группе в ДОУ

Проектирование деятельности по развитию  речи    детей.

 Изготовление и приобретение методических пособий для развития  речи детей через сказку.  

Изготовление картотеки  сказок  и игр по развитию речи детей.

Изготовление демонстрационного материала по развитию  речи.

Практический

2018 - 2020

дидактические игры;

игры-драматизации, инсценировки,

 

дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры

Проведение диагностики развития речи у детей младшей группы

Разработка индивидуальных планов по развитию речи  

Проведение  работы по изучению знаний у детей знания сказок.

 Анализ результатов диагностики

Проведение диагностики развития речи у детей мл. групп

Разработка конспектов занятий по развитию  речи   в соответствии с ФГОС ДО

Аналитический

(Обобщение опыта работы)

 

2020 – 2021

  

Разработать карты маниторинга.

-  Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

-Оформить практический материал

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы

год

Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы.

Творческие отчеты о ходе самообразования на МО.

Посещение с обсуждением открытых занятий

 Обработка данных диагностики развития речи детей в младшей группе   за  два учебных года, соотнесение результатов с поставленными целями

Распространение опыта  работы на федеральном, республиканском, муниципальном уровне

Разработка методической разработки « Развитие речи у детей младшей группы через сказку»  в соответствии с ФГОС  ДО и нормативными документами ДОУ

На основе изученных методических источников,

практического опыта – сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие  речи у дошкольников    для родителей и педагогов

Самоанализ педагогической деятельности по теме самообразования.

«РЕЧЕВОЕ   РАЗВИТИЕ  ДЕТЕЙ  В  МЛАДШЕЙ

ГРУППЕ  ЧЕРЕЗ СКАЗКУ»

« У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком и люди об него ушибаются,                                           как о лежащий    на пороге камень, и укалываются как о лист осота» 

                                                                                        (И.Токмакова    детская писательница).

  СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или  бытового характера с установкой на вымысел. Овладение родным языком  является  одним из важных приобретений  ребенка в дошкольном  детстве. Именно приобретений, так как речь не  дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые  должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильнои своевременно. В современном  дошкольном образовании речь рассматривается как

овладения  устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.  Трудно отрицать роль сказок  в формировании  языковой культуры.  Потому как при воспроизведении ( пересказе, повторении,  драматизации) сказок осуществляется  развитие монологической и  диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к  словотворчеству.

Цель:      «РЕЧЕВОЕ   РАЗВИТИЕ  ДЕТЕЙ  В  МЛАДШЕЙ  ГРУППЕ  ЧЕРЕЗ СКАЗКУ»

Содействие  развитию речи  детей, обогащению словаря, развитию образного строя и  навыков  связной речи через сказку.

  • Задачи:                                                                                                                                                                                                                     -развитие речемыслительной деятельности через игровую деятельность и сказку.
  • - совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия  и выразительности.
  • - развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой  мотивации детской речи через сказку.    Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • - развивать у детей память, коммуникативные  навыки, воображение и выразительность речи.
  • - учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

    Год

     Этап

      Содержание     работы

        Результат   форма отчетности

2016 – 2017

учебный год

Подготовительный.

1.Изучение  научно-

 методической  и учебно – методической литературы по данной  теме.

2. Изучение периодической  печати  ( подбор  статей  из  журналов  и  газет).

3. Знакомство с работами  других   специалистов                                                                    ( просмотры  сайтов, посещение открытых  мероприятий  педагогов).  

      Картотека   методической  литературы.

  •    Зинкевич-Евстигнеева  Т.Д.                                                   Путь к волшебству: (теория и практика                                    сказкотерапии).
  •  Кабачек,  О. Л                                                                           Сказка в век    компьютера.
  • Огненко, Н.                                                                                  Волшебная сила сказки: осуществление мечты и полцарства в придачу 
  •    Бретт  Д

              Жила-была девочка, похожая на тебя.

  •   Заряна и Нина Некрасовы "Сказочные  возможности".
  •  Татьяна Грабенко "Зачем читать детям сказки?"
  • .Н. В. Микляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина
  • "Сказкотерапия в ДОУ и семье".

Отчет по теме самообразования  (2016 – 2017)

« Речевое  развитие детей в младшей группе

через  сказку.»

 
Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети: сообразительные и не очень, коммуникабельные и необщительные. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Бэби Бум, у многих есть игровые приставки и компьютер. Все дальше  и дальше на задний план уходит интерес к литературе. В связи с этим я начала работать  над темой самообразования «Речевое развитие детей в младшей группе через сказку». Родной язык помогает детям воспринимать окружающий мир и является орудием общения. Развитие речи – один из наиважнейших разделов педагогики для детей дошкольного возраста, когда все психологические процессы у ребенка развиваются с непосредственным участием речи. 
Моя работа будет  ориентирована на формирование образности речи детей второй младшей группы в процессе ознакомления с русской народной сказкой.

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего  психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально- волевой. Над данной темой работаю первый год.

  Цель:

 Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Работу я начала по следующим направлениям:

-изучение литературы,

-работа над созданием развивающей среды,

-занятия с детьми,

-взаимодействие с родителями и с социумом.                                        

 В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.  

7. М.А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в детском саду",

8. Г.Я. Затулиной "Программа воспитания в детском саду",

9. О.С. Ушаковой "Развитие речи и творчества дошкольников",

10.  Р.И. Габовой "Методика обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста",

11. А.М. Бородич "Методика развития речи детей",

12.  О.А. Шороховой "Играем в сказку".  

13. Н.В.Микляева, С.Н.Толстикова, Н.С.Целикина  « Сказкотерапия  в ДОУ и семье».

14. Т.Грабенко « Зачем читать детям сказку».

Для овладения  искусством использования разных форм работы со сказкой – я изучила  пособие автора Л. В. Рыжовой «Методика работы со сказкой». Изучив, это пособие, я узнала, какое место в педагогическом процессе отведено сказке, и какими средствами она преподносится детям, а также помогло мне овладеть основными формами работы со сказками. В основе пособия лежат обобщенные и систематизированные материалы ученых-исследователей Венгера, Ткаченко, Коротковой. Очень хорошо показано, что особое внимание в методическом пособии обращается на такой нестандартный метод, как проведение опытов в процессе знакомства со сказкой. Методическое пособие «Развитие творческого мышления» в процессе работы по сказке автора Ольги Александровны Шиян, представлена методика развития творческого мышления дошкольника в процессе работы по русским народным и авторским сказкам. Думаю в работе над темой «Речевое развитие детей в младшей группе через сказку» это пособие поможет мне  интересно работать, т. к. оно раскрывает: как можно развивать творческое мышление ребенка, читая и рассказывая ему сказки.

Проконсультировавшись с методистом, логопедом и музыкальным работником детского сада поставленная  цель:

« Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.»

поможет мне в новом учебном году   организовать работу по развитию словесного творчества детей, обучать составлению репродуктивно - творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Создать благоприятную психологическую атмосферу. Обеспечению рациональных условий пространства и времени, а так же по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учётом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.

                                         

                                                  СПИСОК  СКАЗОК.

  1.  «РЕПКА»
  2.  «КОЛОБОК»
  3.   «ТЕРЕМОК»
  4.  «КУРОЧКА – РЯБА»
  5. «МАША И МЕДВЕДЬ»
  6.  «ЗАЮШКИНА  ИЗБУШКА»
  7.  «КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»
  8.  « ПЕТУШОК И БОБОВОЕ  ЗЕРНЫШКО»
  9.  «У СТРАХА ГЛАЗА  ВЕЛИКИ»
  10. «ВОЛК И КОЗЛЯТА»

                 

     

                                                    План по самообразованию.   (2017 -2018)

                                    Тема:  «Речевое развитие детей в младшей группы через сказку»

Цель: Формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, повышение уверенности в себе и формирование адекватной личностной самооценки, формирование благоприятных межличностных отношений, развитие разнообразных форм коммуникации, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

  Месяцы.

                      Работа  с детьми

 Работа с родителями

Пособия

Познавательно – эффективная ориентировка.

Словесное комментирование эмоционально – эффективных ситуаций

Выражение замещающей потребности.

Сентябрь.

Диагностика. «Давай познакомимся». 
Выявить знания и умения детей по развитию речи в начале учебного года.

Познакомить родителей с задачей на учебный год «Речевое развитие детей в мл. группе через сказку».

Октябрь.

Сказка1.   «Корова Буренка»

- знакомить с уменьшительно ласкательными названиями животных (мышка, котик);
- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);
- подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу – мяу, пи – пи, му - му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).

- довести до детей замысел сказки (друзья помогают в беде);

- активизировать в речи детей уменьшительно – ласкательные названия животных (мышка, котик) и формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);

- учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (дети будят Буренку)

В помощь родителям статья «Сказка – это серьезно» - о роли сказки в развитии ребенка.

А) Собрать папку по сказкотерапии.

Б) Подготовить наглядный материал (игрушки корова Буренка, котик, мышка, тучка.)

Ноябрь.

Сказка 2. «Добрая темнота»

- знакомить с оттеночными характеристиками слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно);

- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (спи, почивай, глаз не открывай)

- подводить к умению выразительно имитировать звон колокольчиков, голос злого, доброго гнома с разной силой голоса (шепотом, умеренно,громко)

- довести до детей замысел сказки (у страха глаза велики);

- активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно);

- учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Ребята помогают папе с мамой убаюкивать Машу: «Спи, Маша, почивай, глаз своих не открывай»)

В помощь родителям «Расскажи мне, мама, сказку» - статья о том, что такое сказкотерапия

А) Пополнить папку сказками для гиперактивных детей «Котенок Мур – Мур», «Догадливый комарик», «Голубая Искорка»

Б) Подобрать сказочных героев (Маша, злой гном, добрые гномики)

Декабрь.

Сказка 3. «Цыпленок – хвастуниш-ка»

- знакомить с признаками и действиями предметов (теплая, бежит, машет, таращит, поучает);

- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (не ходите, не хвались,лучше плавать научись, помоги, спаси);

- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (хвастовство, забота, спасение, поучение);

- довести до детей замысел сказки (не хвались, а делай; не умеешь – учись);
- активизировать в речи детей признаки (теплая, маленький, удаленький), действия предметов (бежит, машет, таращит, поучает), глаголы повелительного наклонения (не ходите, не хвались, научись, помоги, спаси);
- учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Цыплята у курочки все хвастунишками были и громко кричали: «Не страшна мне река, не страшна мне глубина»)

Привлечь к изготовлению оборудования к сказке.

Оформить настольный театр «Цыпленок – хвастунишка»


Январь.
Сказка  4 «Ласковый цветок и сердитые тучки»

- знакомить с образными выражениями (тучки – хмурки, росинка – слезинка, цветок – лепесток, темнота – темнотища, дует – подует);
- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (покажись, появись);
- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (страх, удивление)

- довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло);

- активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (тучки – хмурки, росинка – слезинка, цветок – лепесток, темнота – темнотища, дует – подует

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (ребята помогают цветку звать на помощь: «Солнышко, покажись! Ясное, появись!»).

А) В помощь родителям «Как сделать сказку другом для вашего ребенка» - статья о пользе рассказывания сказок, которые помогают детям преодолеть тревогу и конфликты.

Б) Привлечь родителей к изготовлению оборудования к сказке

Изготовление Цветка – лепестка, бабочки, солнышка и тучек для сказки.

Февраль.


Сказка 5. «Жадный великан»

 - знакомить с образными выражениями (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать);

- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (угощение, жадность, прощение).

- довести до детей замысел сказки (с тем, кто жадничает, никто не хочет дружить);

- активизировать в речи детей образные выражения (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать)

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации  (гномики прячутся от великана).

А) Познакомить с несколькими сказками.

Б) Рекомендации для родителей по принципам работы со сказками.

А) Пополнить папку по сказке  упражнениями на произвольное напряжение и расслабление мышц.

Б) Подбор оборудования для сказки «Жадный великан»

Март.

 

Сказка  6.

 «Каприза»
 


- знакомить с образными выражениями, антонимами (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая);

- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (капризы, знакомство, ссора).

- довести до детей замысел сказки (капризы доставляют только неприятности);

- активизировать в речи детей образные выражения, антонимы (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая);

- учить детей совместно составлять 2 – 3 предложения, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Каприза прилетела в детский сад и подговаривает ребят капризничать).

Консультация «Ребенок – Каприза - это серьезно…»

Оформить настольный театр «Капризуля»

Апрель

Сказка 7.

«Непослуш ный Ваня»


- помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;

- знакомить с фразеологизмами и образными выражениями (насилу ноги унесли, травушка – муравушка);

- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (уговаривание, отказ, раскаяние).

- довести до детей замысел сказки (непослушный ребенок всегда попадает в беду);

- активизировать в речи детей образные выражения и фразеологизмы ( насилу ноги унесли, травушка – муравушка);

- учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих состояниях.

   - учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих состояниях.


А) Конкурс рисунков «Непослушные дети – это плохо» - Совместная деятельность детей и родителей.

Б) Оформить альбом из конкурсных работ.

Оформить настольный театр «Непослушный Ваня»

 Май.

 

Сказка  8.

 «Доброе превраще

ние»

- помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;

- знакомить с фразеологизмом «душа в пятки ушла» и образными выражениями (три раза моргнуть)

- учить выразительно интонировать голоса барашка, Змея Горынычы, Настеньки в проблемных ситуациях (угроза, просьба о пощаде, жалоба).

- довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло);
- активизировать в речи детей образные выражения (душа в пятки ушла, красна – девица, три раза моргнуть, пригорюнилась, живут поживают, горя не знают).

   

- учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих состояниях.

Открытое занятие

«Доброе превращение»

   Отчет по теме самообразования      ( 2017 – 2018)

« Речевое  развитие детей в младшей группе

через  сказку.»

«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хороши, либо целиком плохи. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем».

(Л. Ф. Обухова) .

  Тема по самообразованию: «Речевое развитие детей в младшей группы через сказку»

   

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как

одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Над данной темой работаю  первый год.

 Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель:

Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Задачи:

• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

• Развитие диалогической и монологической речи.

  .учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.

• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Методы работы по развитию речи сказкотерапией ведётся мною по пяти направлениям это:

Дидактические игры; Театрализация сказок; Мнемотехника; Показ инсценировка; Психогимнастика.

Дидактические игры:

За время работы я изготовила (приобрела) немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети.

Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.

Театрализация сказок:

В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:

• чтение или выразительное рассказывание сказки;

• беседа по содержанию;

• показ воспитателем настольного театра;

• инсценировка сказки детьми.

Мнемотехника

Также в своей работе по формированию развития речи детей стала использовать мнемотаблицы. Мнемотехника – это искусство запоминания. Мнемотаблицы – это схемы, способствующие лучшему запоминанию.

Целью моей работы с менмотаблицами является обучение детей рассказыванию с опорой на наглядность. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи очевидна, так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Показ инсценировка

Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. На новогодние праздники мы с детьми для родителей подготовили постановку сказки Сутеева «Ёлка», так же совместно с родителями подготовили сказку Ш. Пьеро «Красная Шапочка». Много сказок русских народных мы показываем детям младших групп «Колобок «, «Репка» и. т. д.

Психогимнастика: В своей работе я использую несколько методов психогимнастики: Использование данного метода позволяет решать две основные задачи: побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний; произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.

Метод «А что потом»;

Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;

Метод «Моделирование»;

Метод «Сказка про самого себя»; Метод «Сказки по-новому»;

Метод «Сказка – калька».

Релаксация

Упражнения на релаксацию помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией

Пример: Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее. А также превращения в траву, деревья, камни и др.

Физическое развитие Разучивание физкультминуток: «Буратино потянулся»,

«Иван –Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка»

Имитация упражнения: «Изобрази  героя сказки».

Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока»

Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит».

Так же большая работа проведена с родителями:

Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения».

Консультация для родителей «Воспитание сказкой» .Оформление выставки: рисование с детьми «Моя любимая сказка». Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к постановке сказок. Привлечение родителей к инсценировке сказки.

На мой взгляд, реализация этого проекта значительно улучшила диалогическую речь детей с помощью сказок, позволила раскрыться более застенчивым детям. Так же проект способствовал развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Сказкотерапия может помочь при решении многих проблем. “Как правильно читать ребенку сказку? ”, в первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше ВСЁ

делать с удовольствием, это - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет!

Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущее.  

                                                План по самообразованию.   (2018 -2020)

                              Тема:  «Речевое развитие детей в младшей группы через сказку»

Развитие речи – дело сложное.  В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка

  Возраст от 3 до 4 лет имеет особое  значение для речевого развития . В этом возрасте  дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной  речи. Сказка- это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык- сказки.

Выбранная мной тема актуальна во все времена. Научиться  ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной    форме,  уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому,  и этому конечно нужно учиться с детства.   В этом нам могут  помочь сказки:   (расширяют словарный запас , помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.)

На начало работы по  данной теме была поставлена

Цель:

Содействие развитию речи детей, обогащению   словаря,  развитию    образного строя и навыков связной речи через сказку.

Исходя  из цели  были выделены основные

Задачи:

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методическую по вопросу развития речи детей раннего возраста).

- экспериментально выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;

-Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов.

-Систематизировать опыт работы по теме.

-Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

-Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

-Разработать картотеки по развитию речи.

-Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

-Разработать систему мероприятий для дошкольников на основе использования русских народных сказок

 Важным условием развития речи у детей является организация предметно – развивающей среды.

В группе был оформлен уголок «В гостях у сказки», в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, здесь дети играют в пальчиковый театр, настольный, кукольный театр, обыгрывают сказки на фланелеграфе, подбирают атрибуты для игр-драматизации ,  то есть  у детей есть возможность развивать свою фантазию, речь, выразительность

В  книжном  уголоке, на полках  есть книги с рассказами и любимыми сказками                                                         Интерес детей поддерживается постоянным обновлением: тематическими выставками книг; разновидностью театров: кукольный, пальчиковый, плоскостной. Дидактическим материалом: играми, сюжетными картинками

В процессе реализации плана самообразования с детьми были организованы следующие виды деятельности:                                         1. НОД по чтению и рассказыванию русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».                                                                                                       2. НОД по изобразительной деятельности: рисование «Колобок покатился по дорожке», «Козленок», лепка по сказке «Репка», аппликация «Выросла репка – большая пребольшая», «Домик для зайчика и петуха».                                                           3. Настольные театры.                                                                                                                                                                                               4. Игры-инсценировки.                                                                                                                                                                                      5. Игры-драматизации.

6. Конкурс «Кто лучше всех споёт песенку мамы-козы».

7. Беседы по русским народным сказкам, целью которых было помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему.

8. Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми».

9. Дидактические игры «Из какой сказки герои?», «Разложи иллюстрации к сказке в определённой последовательности», «Сказки», игры- пазлы, кубики и др.

10. Просмотр сказок в мультимедийном варианте, прослушивание в записи известных мастеров сцены.

11. Физкультурное развлечение «Стоит в поле теремок, теремок…».

Я разработала перспективный план по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста через сказ

Перспективный план по речевому развитию детей младшего дошкольного

возраста через сказку   на   2018 -2019 гг.

  Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

ОКТЯБРЬ

Чтение сказки «Курочка ряба». Рассматривание иллюстраций к сказке. Показ кукольного театра «Курочка ряба». НОД по изо. деятельности (рисование) «Простое яичко».

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Курочка ряба». Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника».

Организация выставки поделок по сказке «Курочка ряба».

НОЯБРЬ

Рассказывание сказки «Репка». Рассматривание иллюстраций к сказке. НОД по изодеятельности (рисование) «Раскрасим репку».

Показ настольного театра «Репка».

НОД по изодеятельности (лепка) «Угостим

мышку горошком».

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Репка». Консультация «Развитие активного и пассивного словаря детей 2-3 лет».

       

Организация выставки поделок по сказке «Репка».

ДЕКАБРЬ

Чтение сказки «Теремок». НОД по изодеятельности (рисование) «Рисование палочек».

Пальчиковая гимнастика «Мышки- шалунишки».

Рассматривание иллюстраций к сказке. Конструирование «Разноцветный теремок».

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Теремок».

             

                           Организация выставки поделок по сказке «Теремок».

ЯНВАРЬ

Чтение сказки «Колобок». Рассматривание иллюстраций к сказке.                                    Показ кукольного театра «Колобок».    

                                                    НОД по изодеятельности: (рисование) «Колобок катится по дорожке», (лека) «Колобок».

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Колобок». Консультация «Домашний кукольный театр».

                                   

                                Организация выставки поделок по сказке «Колобок».

ФЕВРАЛЬ

Чтение сказки «Заюшкина избушка». Рассматривание иллюстраций к сказке. Показ сказки на каврографе. НОД по образовательной области «Коммуникация».

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Заюшкина избушка».

Консультация «Роль книги в жизни ребенка. Что читать детям раннего дошкольного возраста».

Презентация 1 половины проекта на родительском собрании.

                                      Организация выставки поделок по сказке «Заюшкина избушка»

   МАРТ

Чтение сказки «Маша и медведь». Рассматривание иллюстраций к сказке. НОД по изодеятельности (лепка) «Пирожки для бабушки».

НОД по изодеятельности (рисование) «Дорожка к дому».

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Маша и медведь».

                           

                                    Организация выставки поделок по сказке «Маша и медведь».

 

АПРЕЛЬ

Чтение сказки «Козлятки и волк». Рассматривание иллюстраций к сказке. НОД по изодеятельности (лепка) «Заборчик для козлят».

Подвижная игра «Козлятки и волк»

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Козлятки и волк».

                                     Организация выставки поделок по сказке «Козлятки и волк».

МАИ

Изготовление лепбука «Сундучок со сказками». Беседа "В гостях у сказок».

Проведение дидактических игр: Выложи сказку «Курочка Ряба», выложи сказку „Репка" и т.д.

                                   

                       

 Перспективный план по речевому развитию детей младшего дошкольного

возраста через сказку   на   2019 -2020 гг.

                    СРОК

ФОРМА РАБОТЫ

Сентябрь.

  1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : « Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »: постановка целей и задач по данной теме .на 2019 -2020 уч. год.
  2. 2. Консультация для родителей: .

Октябрь

  1. Продолжение изучения темы: « Роль сказки в развитии речи детей» .

Методические приёмы: -Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят» , рассматривание иллюстрации. -Консультация для родителей: « Роль сказок в развитии детей » , « Учите детей любить книгу » . -Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими              

народными сказками , дисками.

Ноябрь

  1. 1.Создание картотеки сказок для работы с детьми .
  2. 2.Методические приёмы: -
  3. Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть» -    Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский . –
  4. 3Дидактическая игра: «Угадай сказку » .
  5. 4Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» .
  6. 5. День матери «Маму очень я люблю », организация конкурса для мам.

Декабрь

  1. .Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми Методические приёмы: -
  • Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»     Чтение сказки «Кому же идти за дровами?»

В.Сухомлинский. -Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского -Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок ?» -

  • Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) . –
  1. В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки » .
  2. Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки » . 3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Январь

  1. Изучение темы: « Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».
  • - Методические приёмы:
  • Чтение русской народной сказки «Зимовье»
  • Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.
  • Чтение детям сказки : «Три медведя» .
  1.   Консультация для родителей: «Сказкотерапия, как воспитательная система,  органичная  внутренней среде человека» .
  2. Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

 

Февраль

  1. Изучение темы « Роль сказки в воспитании детей
  • -Методические приёмы:
  • -Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме» -Мини-викторина по сказкам К.Чуковского
  • -Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского –
  1. Консультация для родителей: « Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку
  2. Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят» .

Март

  1.    Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка » .     -Методические приёмы:
  • -Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.
  • -Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
  • -Мини-викторина «Русские сказки»
  • -Дидактическая игра: «Из какой сказки герой » .
  • -Приобрести в группу раскраски по народным сказкам
  1.   Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша » .

В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения»

Апрель

1. Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей ».

Методические приёмы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки .

          2.Добавить материал в театральный уголок.

МАЙ.

  1. Самоанализ плана по самообразованию .
  2. Методические приёмы
  • -Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки .
  1. Итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки»  
  • Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .

 

  Систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков, в ходе народных сказок способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, и приобретённый опыт в детском саду позволит успешно решить социальные проблемы и задачи.

В дальнейшем планирую работать над этой темой, так как считаю её актуальной.

Народные сказки - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому - что связано с игрой.



                                                      Отчёт по самообразованию        на 2019 – 2020 гг.

                  Тема самообразования: « Речевое развитие детей в младшей группе  через сказку.»

 

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и

компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших

дошкольников.

Задачи:

Обучающие:  обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию

прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения,

метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над

звукопроизношением,

Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной,

выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение,

эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:   воспитывать любовь к художественной    литературе.

Актуальность:    речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая  ребенка родной речи, взрослые

способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У

ребенка старшегодошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений  звукопроизношения,

ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми

выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная

мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в  народных сказках. В

формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и  эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу

фольклорных и литературных  произведений в целях формирования умения строить связное монологическое

высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно- выразительными средствами

художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько

ребенок владеет богатством  родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень

умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки  обеспечивают высокую

эффективность в работе по развитию связной речи детей,поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность

языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная

простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют

выдвигать сказки как фактор развития связной речи  детей.

Свою работу я строила на следующих основных принципах:

 - на тщательном отборе материала (по возрасту);

- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами  деятельности детей;

- активное включения детей;

- использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды максимально.

Также была проведена работа с родителями.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки,

которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми.

Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для

детей.  Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.  При рассказывании допускаются

сокращение текста, перестановка слов, включение  пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно

рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний применяла методы, как дидактические игры на материале

знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”,

“Один  начинает – другой продолжает”, “Собери и расскажи сказку” и другие.

 

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения.

Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность  достигается разнообразием интонаций,

мимикой, иногда жестом, намеком на движение.  Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой

образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из

большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание

возможно сочетать с рисованием и лепкой.  Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные

образы, которые потом воссоздают дети.  Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное

чтение (отрывков, песенок, концовок).

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя  целый ряд простых приемов –

словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.  Во время заключительной беседы акцентировала внимание детей на моральных качествах  героев, на мотивах их поступков.

Совместная работа с родителями.

В начале года было проведено анкетирование среди родителей « Русская народная сказка

в жизни вашего ребенка» и ознакомление с предметно-развивающей средой группы,

составлен план пополнения РППС  о итогам анкетирования были выявлены следующие проблемы;

----читаем сказки – 15 %;

----читаем стихи – 12%;

----не читаем совсем -33%.

Сказка в системе нравственного воспитания

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя,   целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных  сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогли мне показать:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Сивка - бурка»);

• что «Сказка» не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, совместный досуг, драматизации отрывков сказок учат дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; чтение сказок «Маша и медведь» предостерегает: в лес  одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся,  старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и  братец Иванушка», «Снегурочка»

 Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на развитие связной речи ребенка, развитию  его эмоциональности, интеллекта и подготовки условий для дальнейшего успешного обучения в школе.   Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило,  страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат   совместных усилий. Чтобы ребенок

вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего  детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И   начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Таким образом, использование художественной литературы в процессе формирования  образности, выразительности речи , умственного и эмоционального развития ребенка  вполне оправдывает себя.

Планируемая работа:

На следующий год планирую и дальше работать по этой теме.

Разработать перспективный  план на год с учётом возраста детей.

Включить в план дальнейшее ознакомление детей с  народным фольклором.

Разработать план по работе с родителями.

 

 

 

                                   План  работы по  самообразованию  

                    ТЕМА:        «Создание условий для речевого развития детей младшего

                                                        дошкольного возраста через сказку»

                                                        План работы на 2020 – 2021 учебный год.

   

  • Продолжать работать по теме « Развитие речевой активности у детей через сказку»
  • Провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших  низкий уровень развития речи.
  • Разработать план  работы с этими родителями.
  • Подобрать соответствующую литературу.

       Месяцы

                План работы.

Сентябрь

 

---  Чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце»    

        Драматизация отдельных эпизодов в лицах

Октябрь

---  Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»  

        Драматизация русской народной сказки «Хвосты»

Ноябрь

  ---  Малые фольклорные формы (загадки, скороговорки, считалки)

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Декабрь

 

---  Чтение любимых стихотворений  

       Развлечение «Новогодний калейдоскоп стихов»

Январь

 

 ---   Рассказывание сказки «Три поросенка»  

          Драматизация сказки «Три поросенка»

Февраль

   

 ---  Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»  

      Чтение в лицах рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Март

 

 --    Образ природы в стихах  

        Чтение любимых стихотворений о весне  

    ---   Развлечение «Расскажи стихи руками»

Апрель

   

 ---   Малые фольклорные формы (составление сказок    по пословицам)  

    Спектакль с участием детей   «Русская народная сказка     « Курочка  Ряба »

Май

             Чтение произведений о Родине.

          Чтение сказок А. С. Пушкина      

        Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина

                                                      План работы с родителями.

  Срок

          Содержание работы.

Сентябрь

Рекомендации по выбору возрастной художественной литературы

Беседа: «Книги, которые вы читаете дома»

Октябрь

Обмен мнениями: «Роль сказки в жизни ребенка» Родительская гостиная

Ноябрь

Консультация «Малые фольклорные формы – что это такое?»

Информация в уголке для любознательных родителей

Декабрь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

Январь

Показ организованной образовательной деятельности на тему «Рассказывание сказки «Три поросенка»

Февраль

Рекомендации: «Рецепты составления домашней библиотеки»

Беседы с родителями, индивидуальные консультации

Март

Консультация «Насколько важно читать ребенку» Информация в уголке для любознательных родителей

Апрель

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада

 Спектакль с участием родителей «р. н. сказка Лиса и кувшин»

 Май

Подготовка фотографий детей во время драматизации художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

Фотовыставка «Наши юные таланты»

                                                                 Самореализация

            Срок

                               Содержание работы

Сентябрь

Подбор произведений художественной литературы для чтения и рассказывания детям по темам месяца Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам месяца

Октябрь

Работа с методической литературой, изучение педагогической диагностики Мониторинг

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Сказка как средство развития речи дошкольников» Повышение педагогической компетентности.

Декабрь

Пополнение центра книги Выставка «Любимые книги»

Январь

Пополнение центра театрализованной деятельности Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности

Февраль

Подбор фотографий, иллюстраций портретов детских писателей Выставка «Детские писатели

Март

Подбор иллюстраций по теме «Времена года» Альбом «Времена года»

Апрель

Работа с методической литературой.

Подведение итогов педагогической диагностики

Мониторинг

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования. Презентация на тему «Сказка как средство развития речи дошкольников»

В течение года:

  • Изучение нормативных документов
  • Чтение тематических педагогических изданий
  • Чтение методической и тематической литературы
  • Обзор тематической информации в интернете
  • Проведение открытых мероприятий (с последующим анализом со стороны коллег)
  • Изучение и внедрение новых технологий
  • Создание собственного блога
  • Работа с родителями
  • Информация для родителей о тематических мероприятиях в ДОУ
  • Пополнение центров книги и театрализованной деятельности
  • Повышение педагогической компетентности

  Отчет о проделанной работе по теме самообразования    

за 2020-2021 уч. год

Тема:  «Создание условий для речевого развития детей младшего

          дошкольного возраста через сказку»

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи детей.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Поэтому воспитывая полноценную личность, необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом, все, что мешает ему стать уверенным в себе, своих силах.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в России ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства.

«Литературе так же нужны  талантливые читатели,  как и писатели»  С. Я. Маршак

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Формирование детской речи невозможно без художественной литературы.

Очень важна работа, проводимая с родителями . В течении года, для них  мною были проведены следующие консультации: "Влияние произведений художественной литературы на развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет" (ноябрь), "Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи" (февраль), "Зачем необходимо прививать ребенку потребность в слушании художественных произведений"(апрель).

В результате проведённой работы , можно сделать вывод, что к концу года у большинства детей повысились речевая активность и словарный запас. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений и к окружающим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию детей в младшей группе «Сказка о матрешках»

Конспект НОД по речевому развитию детейв младшей группе«Сказка о матрешках» 1 Образовательная область: речевое развитие, изобразительная деятельность.2. Цель: приобщение детей к восприя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей 2 младшей группы на тему: «Путешествие по русским народным сказкам»

Цель: обобщение знаний детей о сказках.Задачи:1) закрепить умения узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев;2) развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;3...

Индивидуальный план работы по теме самообразования: "Речевое развитие детей дошкольного возраста" на 2013-2018 учебный год

Развитие словоряВоспитание культуры речиРазвитие связанной речиВоспитание любви и интереса к худ.речи...

Конспект занятия по речевому развитию детей 1 младшей группы по теме: «Повторение сказки «Репка». Д/упражнение «Кто что ест?»

Цель: совершенствовать умение слушать и понимать взрослого; напомнить сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем.Задачи: учить детей пересказывать знакомую сказку, развивать...

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

Муниципальное автономное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар...

Онлайн-консультация «Роль сказки в речевом развитии детей первой младшей группы»

Онлайн-консультация «Роль сказки в речевом развитии детей первой младшей группы»...

План по самообразованию "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ"

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных ...