Звуковая культура речи: звуки Щ и Ч
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Звуковая культура речи: звуки Щ и Ч
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.docx | 341.59 КБ |
konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями.)
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику
Вот кленовый на обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают
Беда!!! их к груди.)
Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)
Кто куда!
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«ПТИЧКИ»
Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«ГРИБЫ»
Топ-топ — пять шагов, (Дети «шагают» пальчиками)
В кузовочке пять грибов. (Показали 5 пальцев правой руки.)
Мухомор красный — (Загибают пальцы на одной руке.)
Гриб опасный.
А второй — лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб — волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб — сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб — белый,
Ешь его смело!
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«БОТИНКИ»
Всюду, всюду мы вдвоем (Средний и указательный пальчики
Неразлучные идем. «шагают» по столу.)
Мы гуляем по лугам, (Дети загибают по одному
По зеленым берегам, пальчику, начиная с большого.)
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.)
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«НАША КВАРТИРА»
В нашей комнате — столовой — (На каждое название предмета
Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ, мебели дети загибают
СТУЛЬЯ — спинки все резные, по одному пальчику.)
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате доя взрослых — спальне —
Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,
Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ
С одеялами на вате
И березовый КОМОД,
Мама там белье берет.
А в гостиной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ — центр музыкальный.
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«МАШИНА КАША»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой
Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«ПОДАРКИ»
Дед Мороз принес подарки: (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Буквари, альбомы, марки, (Загибают пальцы левой руки.)
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«ПОВАР»
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу.)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают пальцы на левой руке.)
И опускает в компот
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень доволен он! (Разводят руками.)
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«АКУЛА»
Приплывали две севрюги, (Двумя ладонями дети изображают,
как плывут севрюги.)
У них спины словно дуги. (Выгибают ладони тыльной
стороной вверх.)
Налетали с двух сторон. (Изображают, как севрюги
плывут навстречу друг другу.)
Ты, акула, выйди вон. (Делают толчок ладонями от груди.)
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«ДРОЗД - ДРОЗДОК»
Дружок ты мой, дрозд, (Дети машут сложенными
В крапинку хвост, ладонями как крыльями.)
Носик — остренький, (Загибают по одному пальчику
Бочок — пестренький, обеих руках, начиная с большого.)
Перья — тонкие,
Песни — звонкие.
Весной распеваются, (Снова машут, сложенными накрест Зимой забываются. ладонями.)
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«ВЕСНА»
Иди, весна, иди, красна, (Дети пальчиками «идут» по столу.)
Принеси ржаной колосок, (Загибают по одному пальчику на
Овсяный снопок, обеих руках, начиная с мизинца).
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«ШКОЛА»
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду. (Грозят указательным
пальчиком правой руки.)
Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
- Где обедал, воробей? (Дети машут ладошками.)
- В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают
раскрывающуюся пасть.)
Пообедал я сперва (На каждое название животного
За решеткою у льва. загибают по одному пальчику
Подкрепился у лисицы, поочередно на левой,
У моржа попил водицы. затем на правой руке.)
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (Опять изображают
раскрывающуюся пасть животного.)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи (ОО «Речевое развитие»).
Тема: «Звуковая культура речи: звуки щ –ч»
Цель: Дифференциация звуков щ - ч.
Задачи:
Образовательные: упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ - ч;
Развивающие: развивать фонетический слух, укреплять артикуляционный аппарат;
Воспитательные: воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его.
Материал: игрушки Чебурашка, Щенок, картинки - щетка, паровозика.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Дети сидят на стульях)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня за занятие пришли гости (или гостья). Гости хотят посмотреть, какие вы большие, как умеете хорошо заниматься. Давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются).
Воспитатель: Ребята, а к нам еще придут гости, но кто это, вы узнаете отгадав загадки. Слушайте первую загадку.
1. Раньше был он - безымянная игрушка,
Не медведь, не слон, не погремушка.
А сейчас его знает каждая дворняжка.
Ведь это - друг Гены (Чебурашка)
Воспитатель: правильно, это чебурашка. Слушайте вторую загадку.
2. Лает, косточки грызёт,
Мяч поймает, принесёт!
Скачет радостно у ног.,
Это маленький (Щенок)
Стук в дверь
(Воспитатель открывает дверь, и сообщает что пришли гости)Воспитатель: Ребята, а вот и наши гости пришли. Поздоровайтесь с ними.
(Дети здороваются).
Воспитатель: Чебурашка и Щенок ходят в детский сад для зверей в младшую группу и совсем не умеют различать звуки. Они даже не знают, с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок.
- Поможем им?
Дети: Да
Воспитатель: Чебурашка и Щенок, садитесь на стульчики и слушайте внимательно. Ребята вам помогут.
2. Основная часть
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке.
Жил -да был в своём домике язычок
Покажите свои язычки!
( Дети показывают свои язычки)
- А у ваших язычков домик есть?
Дети: Есть.
Воспитатель:А какой домик у ваших язычков?
Дети: Зубы.
Воспитатель: Правильно.
- И у моего язычка домик есть
(Воспитатель показывает свой язычок).
- Мой язычок научился петь новую песенку.
Послушайте: «Щ-щ-щ», как будто чистим одежду щёткой.
Это песенка щетки.
(Показать картинку щетки)
- Кончик языка держите за верхними зубами - рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ).
(Проговариваем все вместе, а потом индивидуально 4 – 5 детей.)
Воспитатель: Хорошо, молодцы.
- А теперь язычок поднимется вверх, постучит по зубкам и споёт песенку паравоза: «Ч-ччч»
(Показать картинку паровозика)
(Проговариваем все вместе, потом только девочки, только мальчики и 4 – 5 детей по одному)
Воспитатель: А теперь поиграем.
Игра " Чья песенка?"
Воспитатель: Если я покажу картинку паровозика, вы поете песенку паровозика, звук ч. А если покажу картинку - щетка, то поете песенку щетки, звук щ. Будьте внимательны!
(игра повторяется 3-4 раза)
Воспитатель: Молодцы! никто не ошибся! Звук щ похож на звук ч . Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, не громко, но четко повторяйте за мной:
Ащ-ащ-ащ - ач-ач-ач
Ча-ча-ча - ща-ща-ща
Ещ-ещ-ещ - еч-еч-еч
Воспитатель: Молодцы!
- Теперь будьте внимательны. Надо угадать, чью песенку мы услышим в предложении:
- " Девочки и мальчики прыгают как мячики".
- Чью песенку вы услышали?
Дети: Песенку - паравозика.
Воспитатель: Правильно, эта песенка паравозика - звука ч
- А чью песенку мы слышим в этих строчках из стихотворения " Про все на свете" которое написал Самуил Маршак :
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
- Чью песенку вы услышали?
Дети: Песенку - щетки.
Воспитатель: Правильно, эта песенка щетки - звука щ
- Я вижу, вам пора передохнуть.
Физ.минутка.
Раз - поднятся, потянутся.
Два - согнутся, разогнутся.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место сесть опять.
Воспитатель: А сейчас очень-очень трудное задание. Надо слушать внимательно, когда вы услышите песенку щетки - звука щ - хлопните в ладоши.
- Готовы?
Дети: Да.
(Воспитатель произносит слова с одинаковой паузой)
- Плащ надену...щуку поймаю...ищу пропавшего щенка...угощу молоком ежа.
- Молодцы, внимательно слушали.
- А сейчас, я познакомлю вас с пословицей.
"Щи да каша - пища наша".
- А в пословице чью песенку вы слышите? Щетки или паравозика?
Дети: Песенку щетки.
Воспитатель: Правильно, эта песенка щетки - звука щ
- Давайте все вместе повторим эту пословицу.
(Хоровое проговаривание пословицы)
- Молодцы.
- А сейчас девочки встают и проговаривают эту пословицу только девочки.
( Девочки проговаривают пословицу)
- Молодцы, садитесь на стульчики.
- А теперь мальчики встают и проговаривают эту пословицу только мальчики.
( Мальчики проговаривают пословицу)
- Молодцы, садитесь на стульчики.
Воспитатель: Ну что, Чебурашка и Щенок, понравилось вам у нас в гостях.
- Ребята, а с какого звука начинается слово Чебурашка?
Дети: Со звука ч.
Воспитатель: А с какого звука начинается слово Щенок?
Дети: Со звука щ.
Воспитатель: Молодцы.
- А что бы наши друзья не забывали с какого звука начинается Чебурашка и Щенок. Мы подарим им эти картинки.
- Какую картинку мы подарим Чебурашке?
Дети: Картинку - паравозика.
Воспитатель: А какую картинку мы подарим Щенку?
Детим: Картинку - щетки.
Воспитатель: Молодцы.
(Вызвать 2 детей, что бы они сами выбрали и подарили нужные картинки)
Воспитатель: Чебурашке и Щенку очень понравилось у нас в гостях. Они еще немного у нас погостят, и вечером вы сможете с ними поиграть.
3. Заключительная часть
Воспитатель: А сейчас мы вспомним, какие звуки мы сегодня с вами учили различать? ( Чьи песенки мы сегодня с вами учили различать?)
Дети: Песенку паровозика - звука ч и песенку щетки - звук щ.
Воспитатель: Чем вам больше всего понравилось заниматься?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А что для вас было самым трудным?
Дети: Ответы детей.
Спасибо вам дорогие ребята, вы все у меня самые умные и самые хорошие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".
Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...