Перспективное тематическое планирование по развитию речи в старшей группе.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Перспективное тематическое планирование по развитию речи в старшей группе разработано по книге Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_ushakova_sr.gr_.docx | 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 «Рябинка» г.Саров Нижегородской области
Перспективное тематическое планирование по развитию речи
в старшей группе
на 2019 – 2020учебный год
Разработала: воспитатель
Сундукова С.Н.
Месяц | Тема недели | Занятия | Цели и задачи | Источник |
Сентябрь | 1 сентября – День знаний. О труде работников детского сада | 1 | Тема: «Пересказ сказки «Лиса и рак»» Способствовать развитию умения детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картинке «Лиса»; формировать умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, умение использовать слова с противоположным значением; развивать голосовой аппарат детей: произносить чистоговорки громко, тихо, шепотом. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.41 |
В огороде и в саду | 2 | Тема: «Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Подводить к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету, рассказать события, изображенные на картинке, уметь завершать рассказ; развивать умение отмечать и называть черты различи и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида, действий; формировать умение самостоятельно образовывать клички животных; закреплять правильное произношение звуков с и з, дифференцировать эти звуки на слух, произносить их протяжно и с разной силой голоса. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.43 | |
Спорт и здоровье. | 3 | Тема: «Рассказывание на основе личных впечатлений на тему «Наши игрушки» Способствовать развитию умения детей описывать внешний вид игрушек, рассказывать, как с ними можно играть, какие игрушки есть дома; закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение произносить слова со звуками с и з отчетливо и внятно, произносить фразы на одном выдохе, а звуки с и з в словах- протяжно. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.46 | |
Знакомство с библиотекой | 4 | Тема: «Составление короткого рассказа по скороговорке» Способствовать развитию умения детей составлять короткий рассказ по скороговорке; закреплять использование в речи сложноподчиненных предложений; закрепить правильное произношение звуков с и ц, дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, развивать умение произносить фразы в различном темпе и с разной силой голоса. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.48 | |
Октябрь | Что в поле выросло (рассматривание злаковых растений) | 5 | Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Развивать умение детей пересказывать текст, передавать интонацию при характеристике персонажей; активизировать употребление в речи глаголов, соотносить предмет и производимое с ним действие; упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.50 |
Лес и его обитатели | 6 | Тема: «Рассказывание по картинке «Строим дом» Формировать умение детей составлять сюжетный рассказ по картинке, придумывать события, завершающие изображенное на картинке, давать ей название; стимулировать детей подбирать разные слова при характеристике действий персонажей, изображенных на картинке; закреплять правильное произношение звуков ш, ж, дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить с ними слова. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.52 | |
Наша Родина – Россия. Москва – столица России. | 7 | Тема: «Составление рассказа по скороговорке» Развивать умение детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; способствовать развитию умения вычленять слова со звуками ш и ж из предложения, четко произносить фразы, развивать умение произносить фразы с различной громкостью, делить трехсложные слова на части. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.54 | |
Осень, осень, в гости просим | 8 | Тема: «Составление короткого рассказа на предложенную тему» Формировать умение детей составлять короткий рассказ на тему, предложенную воспитателем; закреплять умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений; уметь подбирать слова , сходные по звучанию. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.56 | |
Что такое музей? | 9 | Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Развивать умение детей выразительно пересказывать текст без наводящих вопросов воспитателя; придумывать загадки, подбирать определения и действия к одушевленным существительным; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; развивать умение детей правильно использовать восклицательную интонацию. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.58 | |
Ноябрь | Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения. | 10 | Тема: «Рассказывание по картинке «Ежи» Подвести детей к составлению рассказа по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений; развивать умение понимать смысл образных выражений в загадках; закреплять правильное произношение звуков ч и щ, различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с ними, выделять эти звуки в словах. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.61 |
Наши умные помощники – органы чувств. | 11 | Тема: «Рассказывание на тему «Наш живой уголок» на основе личного опыта» Формировать умение детей рассказывать о животных, которые живут у них дома, развивать умение отбирать для рассказа интересное содержание; формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных в трудных случаях; выделять во фразах слова со звуками ч и щ, четко и правильно произносить фразы, произносить слова громко и тихо. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.63 | |
Кто живет в реке и озере? | 12 | Тема: «Составление короткого рассказа по содержанию стихотворения «Обед» Формировать умение детей составлять короткий рассказ по содержанию стихотворения «Обед», а также описательный рассказ о предметах посуды; умение сравнивать различные предметы по материалу, размеру, назначению, правильно называя определения- прилагательные, активизировать употребление в речи слов противоположного значения, закреплять умение классифицировать предметы по качеству; умение образовывать одноструктурные наименования предметов посуды. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.65 | |
Я в этом мире не один. | 13 | Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Развивать умение передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, без наводящих вопросов педагога; развивать умение подбирать определения, активизировать употребление в речи прилагательных; закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных в трудных случаях; закреплять умение громко и четко произносить слова. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.68 | |
Декабрь | Сравнение лисы и собаки (домашние и дикие животные). | 14 | Тема: «Рассказывание по картинке «Речка замерзла» Формировать умение детей составлять рассказ по картинке, при описании событий указывать место и время действия; развивать умение понимать оттенки значения слова; согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; закреплять правильное произношение звуков с и ш, различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, закреплять умение делить слова на части- слоги. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.71 |
Знакомство с почтой. | 15 | Тема: «Рассказывание по теме «Игры зимой» на основе личного опыта» Формировать умение детей составлять связный рассказ о своих впечатлениях, не отступая от заданной темы; упражнять в употреблении предлогов с пространственным значением; развивать умение отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами о звуками с и ш, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова, замедленно проговаривать слов, вслушиваться в разное звучание слогов с ловах. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.73 | |
Новый год. Рождество Христово. | 16 | Тема: «Составление коротких рассказов по скороговоркам» Формировать умение детей составлять самостоятельно короткие рассказы по скороговоркам; умение различать на слух звуки з и ж, находить слова с данными звуками и выделять их из фраз, закреплять умение произносить звуки протяжно, четко, с различной силой голоса, умение определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове, закрепить знание термина «ударение»; упражнять детей в образовании род.пад. мн.ч существ. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.74 | |
17 | Тема: «Пересказ сказки «Петух и собака» Обучать умению выразительно передавать диалог действующих лиц при пересказе сказки без наводящих вопросов воспитателя; подбирать определения и действия к одушевленным существительным; развивать умение использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения при пересказе, закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, упражнять в подюоре слов, сходных по звучанию, в заданном ритме. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.76 | ||
Январь | Виды транспорта. (поведение в общественном транспорте). | 18 | Тема: «Рассказывание по картинке «Северные олени» Формировать умение детей составлять сюжетный рассказ по картике с опорой на имеющиеся у них знания о внешнем виде и жизни животных; развивать умение подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; закреплять правильное произношение звуков ч и ц, различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с ними; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.79 |
Как белка, заяц и лось проводят в зиму в лесу. Волк и лиса – лесные хищники. | 19 | Тема: «Составление описательного рассказа «Зима» Формировать умение детей при описании событий указывать время действия с использованием разных типов предложений; закреплять умение подбирать определения к заданным существительным; добиваться четкого произношения слов и фраз, включающих звуки ц и ч, развивать умение правильно пользоваться вопросительной интонацией, разделять на слоги трехсложные слова. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.81 | |
Знакомство с животными жарких и холодных стран | 20 | Тема: «Ознакомление с предложением» Дать детям представление о последовательности слов в речи, развивать умение составлять и распространять предложение, правильно читать его, закреплять умение называть слова в предложении в правильном порядке; подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме, упражнять в произнесении чистоговорок с разной силой голоса. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.85 | |
Февраль | Электроприборы и электричество. (вежливый разговор по телефону). | 21 | Тема: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» Способствовать развитию умения детей рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно передавать разговор лисы с кувшином; подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с определёнными словами, правильно сочетая их по смыслу; развивать умение произносить предложения с разной интонацией. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.88 |
Как живут наши пернатые друзья зимой. | 22 | Тема: «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» Формировать умение детей составлять несложный рассказ по картине, включать в него наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать антонимы; упражнять детей в отчетливом произнесении скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса; закреплять умение переставлять слова так, чтобы предложения становились понятными. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.91 | |
Наши защитники (о военных профессиях, подробнее о пограничниках) | 23 | Тема: «Рассказывание на тему «как цыпленок заблудился» Подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем; последовательно заменять слова предложения, после замены каждого слова читать, какое предложение получилось; закреплять знания ос логе и ударении. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.94 | |
Пройдёт зима холодная… (обобщающая беседа о зиме). | 24 | Тема: «Составление рассказа на предложенную тему» Закреплять умение составлять рассказ на предлагаемую тему; уточнить понимание обобщающих понятий, сравнивать предметы, находить несоответствия в тексте стихотворения и объяснять, почему так не бывает; закреплять умение образовывать названия предметов посуды, продолжать знакомить с предложением. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.95 | |
Март | 8 марта – праздник мам. (знакомство с ателье). | 25 | Тема: «Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки» Продолжать развивать умение детей связно, последовательно, выразительно рассказывать текст без наводящих вопросов; подбирать определения, близкие и противоположные по смыслу слова; упражнять детей в составлении предложений-путаниц; развивать чувство ритма рифмы при составлении шуток-чистоговорок. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.98 |
Классификация посуды. | 26 | Тема: «Составление рассказа по игрушкам» Формировать умение детей составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующие игрушки, развивать умение описывать и давать характеристику персонажам; подбирать определения к заданным существительным при описании игрушек, ознакомление с предложением, упражнять в составлении предложений из набора слов, самостоятельно придумывать предложение из 2-3 слов; различать звуки с, сь, щ в словах, четко произносить слова с этими звуками. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.100 | |
Рептилии и амфибии (где зимуют лягушки?) | 27 | Тема: «Придумывание сказки на тему «Приключения зайца» Развивать умение составлять сказку по плану, предложенному воспитателем, придумывать конец сказки, не повторяя сюжета товарищей; подбирать определения и действия к одушевленному существительному, активизировать употребление в речи имен прилагательных и глаголов; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закреплять умение внятно и четко произносить слова и фразы, включающие звуки с, сь, щ, выделять слова с данными звуками из фраз. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.102 | |
Кто работает в театре? Виды театров. | 28 | Тема: «Составление рассказа по отдельным эпизодам сказки У. Диснея «Новоселье гномов» Развивать умение составлять рассказ по отдельным эпизодам прочитанной сказки; уточнить и закреплять правильное произношение звуков л, ль, р, рь в изолированном виде, в словах и фразах, различать эти звуки на слух; самостоятельно соотносить названия сказочных персонажей с их изображениями. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.104 | |
Апрель | Родная природа. Красная книга России | 29 | Тема: «Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» Развивать умение пересказывать текст в ситуации письменной речи; подвести к умению называть профессии людей, исходя из рода их деятельности; активизировать употребление в речи названий профессий и действий, упражнять в назывании предметов, необходимых людям определенной профессии. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.108 |
О космосе | 30 | Тема: «Рассказывание по картинке «Зайцы» Развивать умение детей составлять рассказ по картинке, включая в него описание персонажей и их характеристики; образовывать существительные, указывающие на род занятий и профессию; определять местонахождение ударения в двухсложном слове. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.110 | |
Водные ресурсы Земли. Почему Земля кормит? | 31 | Тема: «Придумывание рассказа «как Сережа нашел щенка» Закреплять умение детей составлять рассказ, образно описывая место действия, настроения героя; активизировать употребление в речи сложных предложений при рассказывании в ситуации письменной речи, упражнять детей в образовании существительных, указывающих на род деятельности. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.112 | |
Встречаем весну (сезонные изменения в природе, как вести себя в лесу). | 32 | Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Продолжать развивать умение детей последовательно рассказывать сказку, выразительно передавать диалог действующих лиц; понимать и объяснять смысл поговорок; активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются профессии людей и ласковые обращения и названия животных. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.114 | |
Май | 9 мая – День Победы | 33 | Тема: «Чтение стихотворения С Михалкова «Дядя Степа» Развивать у детей умение чувствовать понимать характер произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способность понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.221 |
Первоцветы | 34 | Тема: «Составление рассказов по пословицам и поговоркам» Развивать умение воспринимать идею, составлять рассказы по пословицам с использование образных выражений. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.230 | |
Муравьи – санитары леса | 35 | Тема: «Чтение стихотворений Я. Акима «Апрель» Развивать умение детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства; развивать умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.246 | |
Обобщающая беседа о весне | 36 | Тема: «Пересказ украинской сказки «Колосок» Закреплять умение детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам, рассказывать в лицах, развивать умение понимать образное содержание и значение пословиц. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф, 2008, с.264 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно- тематическое планирование по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)
Перспективный план составлен по лексическим темам....
Годовое тематическое планирование по развитию речи для старшей группы.
Годовое тематическое планирование по программе "Детство", образовательная область "Развитие речи"....
Перспективное тематическое планирование по развитию речи во второй младшей группе
Перспективное тематическое планирование по развитию речи во второй младшей группе...
Перспективно-тематическое планирование по развитию речи средняя группа
Планирование по развитию речи О.С. Ушаковой для детей 4 -5 года...
Перспективное тематическое планирование по развитию речи в средней группе
Перспективное тематическое планирование по развитию речи в средней группе по материалам книги Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет»....
Перспективное тематическое планирование по развитию речи во второй младшей группе (3-4) лет О. С. Ушакова
Учить рассматривать предметы, сформировать умения отвечатьна вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткийописательный рассказ; учить определять цвет предмета,использовать антонимы, согласов...
Календарно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе по ФОП
Методическая разработка в связи с принятием новых ФОП....
- Мне нравится (1)