Перспективно-тематическое планирование по развитию речи средняя группа
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Планирование по развитию речи О.С. Ушаковой для детей 4 -5 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_ushakova_sr.gr_.docx | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 «Рябинка» г.Саров Нижегородской области
Перспективное тематическое планирование по развитию речи
в средней группе
на 2018 – 2019 учебный год
Разработала: воспитатель
Сельскова Я.А.
Месяц | Тема недели | Занятия | Цели и задачи | Источник |
Сентябрь | Наш детский сад. Кто работает в детском саду (подробнее о работе кастелянши, завхоза, медсестры) | 1 | Тема: «Составление описательного рассказа» Способствовать развитию умения детей составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия и состояния (глаголов); развивать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Закреплять произношение изученных звуков: у, а, г, к, в; развивать умение правильно произносить в словах звуки с, сь, выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терминов слово, звук; развивать умение вслушиваться в звучание слова. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.24 |
Овощи. Фрукты | 2 | Тема: «Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Подводить детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. Развивать умение правильно соотносить названия животных и их детенышей, активизировать употребление в речи глаголов. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.26 | |
Где живут игрушки? Спортинвентарь | 3 | Тема: «Описание игрушек» Способствовать развитию умения детей при описании игрушки четко называть ее признаки, действия, составлять о ней короткий связанный рассказ. Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей, тренировать в использовании форм ед. и мн. числа имен существительных, обозначающих детенышей животных. Укреплять артикуляционный аппарат, закреплять навыки правильного произношения звука с (сь) в изолированном виде, в словах, фразах, произносить звук длительно на одном выдохе; слова произносить отчетливо, внятно. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.28 | |
Я и моя семья (фамилия, домашний адрес) | 4 | Тема: «Описание игрушек» Способствовать развитию умения детей описывать игрушку, называть характерные признаки и действия; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта. Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек), их свойств и действий. Согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Продолжать знакомить с термином слово, закреплять произношение звука с в словах и фразах, развивать умение подбирать слова со звуком с и вслушиваться в их звучание. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.30 | |
Октябрь | Грибы съедобные и несъедобные | 5 | Тема: «Рассказывание по набору игрушек» Развивать умение детей составлять рассказ по набору игрушек. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих качества и действия предметов (игрушек). Развивать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными во мн. числе. Закреплять правильное произношение звука з в изолированном виде. Развивать умение различать на слух интонацию, правильно пользоваться ею в зависимости от содержания высказывания. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.32 |
Как узнать растение. Деревья и кустарники | 6 | Тема: «Пересказ сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Формировать умение детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Развивать умение пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов. | с Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009,.34 | |
Я живу в Сарове | 7 | Тема: «Формирование навыков диалогической речи» Развивать диалогическую речь, умение самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих качества и действия предметов, уметь подбирать точные сравнения. Развивать умение различать и активно использовать в речи интонации удивления, радости, вопроса. Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.36 | |
Приметы осени | 8 | Тема: «Описание предметов по их признакам» Формировать умение детей описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). Тренировать детей в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах. Продолжать знакомить с термином слово и учить детей вслушиваться в звучание слов. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.38 | |
Город - село | 9 | Тема: «Рассказывание на заданную тему» Развивать умение детей высказываться на тему, предложенную воспитателем, исходя из личного опыта. Развивать умение правильно называть предметы мебели и посуды, знать их назначение; уточнить значение понятий мебель, посуда. Развивать умение понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед. Активизировать употребление в речи сложных предлогов. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.40 | |
Ноябрь | Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин) | 10 | Тема: «Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Развивать умение составлять короткий рассказ по аналогии с рассказом по картине из личного опыта. Развивать умение детей правильно образовывать формы имен существительных в родительном падеже. Активизировать употребление в речи слов – названий действий (глаголов) | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.42 |
Мои эмоции | 11 | Тема: «Описание игрушки» Формировать умение составлять короткий описательный рассказ об игрушке. Развивать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде; развивать умение образовывать слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами. Развивать умение слышать и правильно произносить звук ш изолированно, в словах и фразах; уметь произвольно регулировать темп и силу голоса, подбирать слова, сходные по звучанию. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.44 | |
Рыбка живая и игрушечная | 12 | Тема: «Описание и сравнение игрушек (кукол)» Формировать умение детей описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями. Активизировать употребление имен прилагательных в речи детей; развивать умение использовать слова с противоположным значением. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.46 | |
Одежда, обувь. Знакомство со свойствами ткани | 13 | Тема: «Описание предметов одежды» Развивать умение описывать предметы зимней одежды; правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение. Закрепить обобщающее понятие одежда. Развивать умение использовать в речи сложноподчиненные предложения, согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе. Развивать умение выделять и правильно произносить звук ж изолированно, в словах и фразах, подбирать слова с заданным звуком. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.48 | |
Декабрь | Домашние животные (отличительные признаки, сравнение внешнего вида и характера питания) | 14 | Тема: «Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Формировать умение детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать разговор действующих лиц. Тренировать в образовании форм имен существительных в родительном падеже мн.ч. Закрепление знаний о терминах слово, звук, умения самостоятельно подбирать слова со звуком с. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.50 |
Магазины такие разные. Знакомство со свойствами и видами бумаги | 15 | Тема: «Рассказывание по набору игрушек» Побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек. Закреплять умения в образовании названий детенышей животных и уменьшительных наименований неживых предметов. Тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между). Закреплять правильное произношение звука ж в словах, фразах; учить детей слышать этот звук в словах, фразы и слова произносить четко и ясно. Развивать умение правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной), говорить достаточно громко, слышать интонационно подчеркнутый воспитателем звук и выделять его в словах (по образцу воспитателя); называть слова с заданным звуком. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.52 | |
Здравствуй, Дедушка Мороз! Зимние развлечения. | 16 | Тема: «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» Формировать умение детей составлять небольшой рассказ (из трех-четырех предложений), отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем. Развивать умение подбирать определения к словам снег, зима, снежинка. Продолжать развивать умение детей вслушиваться в слова, их звучание; произносить слова, выделяя в них все звуки. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.55 | |
17 | Тема: «Рассказывание по набору игрушек» Обучать умению составлять совместный рассказ, развивать диалогическую речь. Развивать умение понимать смысл загадок; правильно называть отдельные качества предметов (цвет, величину); закрепить обобщающее понятие игрушки. Развивать умение четко и правильно произносить звук ч, выделять среди разных слов только те, в составе которых есть звук ч; достаточно громко и четко пересказывать стихотворение, в словах которого часто встречается звук ч. Продолжать развивать умение детей слышать интонационно подчеркнутый воспитателем звук ш и произносить слова с выделением заданного звука по образцу воспитателя и самостоятельно. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.57 | ||
Январь | Бытовая техника | 18 | Тема: «Описание детьми внешнего вида друг друга» Формировать умение детей описывать внешний вид окружающих и их одежду. Развивать умение образовывать формы ед. и мн. числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др. Дать детям представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.60 |
Как зимуют дикие звери | 19 | Тема: «Рассказывание по набору предметов» Тренировать детей в составлении рассказов о предметах и действиях с ними. Тренировать в образовании слов – названий посуды и уменьшительно-ласкательных имен собственных. Развивать умение правильно произносить звук ч, отчетливо называть слова с данным звуком. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.61 | |
Прогулка в зимний лес | 20 | Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Формировать умение детей пересказывать рассказ У. Чарушина «Курочка». Развивать умение сравнивать изображенных на картинках курицу и цыпленка по размеру, цвету, подбирать определения и антонимы (слова с противоположным значением); согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Подбирать слова, сходные и различные по звучанию. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.62 | |
Февраль | Инструменты (мастерская). Знакомство со свойствами дерева и металла | 21 | Тема: «Описание предметов по картинкам» Способствовать развитию умения детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки. Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов. Четко и правильно произносить звук щ, слышать этот звук в словах, выделять его. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.64 |
Сравнение воробья и вороны | 22 | Тема: «Рассказывание по картине «Мама моет посуду» Формировать умение детей составлять несложный рассказ по картине с помощью вопросов воспитателя. Закреплять умение образовывать названия предметов посуды. Обратить внимание на то, что не все они образуются одинаково. Закреплять знания детей о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.65 | |
Наша армия родная (о военных профессиях) | 23 | Тема: «Описание предметных картинок» Формировать умение детей уметь отвечать на вопросы связно 2-3 предложениями, называя предмет, его признаки и действия. Закреплять умение образовывать названия разных видов посуды от однокоренных слов с использованием суффиксов –ниц- (а) и –онк- (а). Закрепить правильное произношение звука щ, развивать умение слышать этот звук в словах, отчетливо и ясно его произносить; развивать речевой выдох. Закреплять умение интонационно выделять заданный звук в словах, на слух различать мягкие и твердые звуки л и ль | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.67 | |
Птицы домашние и дикие | 24 | Тема: «Описание предметов и картинок» Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и т.д. Уточнить представления об обобщающем понятии овощи. Продолжать развивать умение детей вслушиваться в звучание слов; различать отдельные звуки в словах, знать, что они следуют друг за другом; находить сходно звучащие слова. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.70 | |
Март | Мамы всякие важны, мамы всякие нужны | 25 | Тема: «Описание предметов и игрушек» Продолжать развивать умение детей описывать предмет, игрушки. Правильно использовать слова, обозначающие пространственные отношения (ближе – дальше, впереди - сзади). Развивать умение четко и правильно произносить звук л (ль) (уточнить артикуляцию этого звука), выделять этот звук в словах, подбирать слова с ним. Закреплять умение интонационно выделять звук в слове; различать на слух твердые и мягкие согл.зв.; определять первый звук в слове. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.72 |
Посуда бывает разная | 26 | Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Формировать умение детей пересказывать текст, впервые прочитанный на занятии, при оценке пересказов товарищей уметь замечать несоответствие тексту. Закрепить умение образовывать названия предметов посуды. Обратить внимание на несхожесть их звучания. Закреплять знания детей о звучании слова, учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками (с, ш), знать, что звуки в слове следуют в определенной последовательности друг за другом | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.74 | |
Рептилии (наблюдение за черепахой) | 27 | Тема: «Описание предметов» Развивать умение описывать предметы, давая им оценку. Тренировать в образовании форм глагола хотеть (хочу – хочет, хотим - хотят). Закреплять правильное произношение звука л в изолированном виде, в словах, фразах; слышать этот звук; правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией; выделять голосом определенные слова (ставить логическое ударение). Продолжать развивать умение детей определять и называть первый звук в слове; закреплять умение интонационно выделять заданный звук в слове, называть слова с этим звуком. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.76 | |
Знакомство с театром | 28 | Тема: «Рассказывание по картине» Развивать умение составлять короткий описательный рассказ по картинке. Развивать умение сравнивать петуха и курицу, курицу и цыплят (по цвету, величине, повадкам). Закреплять умение самостоятельно подбирать сходные и не сходные по звучанию слова. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.78 | |
Апрель | Мебель | 29 | Тема: «Закрепление обобщающих понятий» Развивать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова. Закреплять понимание обобщающих понятий: овощи, одежда, мебель. Развивать умение четко и правильно произносить звук р (рь), подбирать слова с этим звуком. Фразы и слова произносить внятно, с соответствующей интонацией (вопроса, повествования). Продолжать развивать умение определять и называть первый звук в слове, а также слова с заданным звуком. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.80 |
Живое, неживое | 30 | Тема: «Описание игрушек по их признакам» Развивать умение детей описывать игрушку, называя ее характерные признаки. Тренировать в образовании форм родительного падежа мн.ч. имен существительных. Закреплять знания о том, что слова состоят из различных звуков, тренировать в умении узнавать слова, в которых не хватает одного (последнего) звука. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.83 | |
Волшебница вода (о значении воды, почему ее надо беречь) | 31 | Тема: «Согласование частей речи» Закреплять умение детей описывать предмет, его внешний вид, качества. Развивать умение детей согласовывать имена существительные, прилагательные, местоимения в роде. Закреплять правильное произношение звуков р (рь), слышать эти звуки в словах, именах, подбирать слова с ними; четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные звуком р; произносить чистоговорку отчетливо, с разными громкостью и темпом. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.85 | |
Путешествие в весенний лес. Жизнь диких зверей весной | 32 | Тема: «Описание игрушек» Продолжать развивать умение детей описывать внешний вид предметов, их характерные признаки. Развивать умение пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных. Обратит внимание детей на то, что не все названия детенышей образуются от названий взрослых животных. Продолжать развивать умение самостоятельно находить сходно и по-разному звучащие слова. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.87 | |
Май | Кто кем работает | 33 | Тема: «Чтение веселых стихотворений» Продолжать развивать умение детей понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений; тренировать в осознанном использовании средств интонационной выразительности. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.153 |
Цветы | 34 | Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержание сказки; развивать умение понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.139 | |
Насекомые | 35 | Тема: «Чтение стихотворений о весне» Развивать умение детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства; развивать умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.150 | |
Из чего что сделано. Знакомство со свойствами резины и пластмассы | 36 | Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Развивать умение детей понимать эмоционально-образное содержание произведения; закреплять представления детей о жанровых особенностях произведения; подводить к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи; придумывать связное повествование по содержанию пословицы. | Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009, с.175 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование по развитию речи средняя группа
комплексно-тематическое планирование по развитию речи в средней группе...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ,(средняя группа)
Перспективное планирование на год по развитию речи по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа....
Перспективное планирование по развитию речи. средняя группа
Перспективное планирование по развитию речи. средняя группа...
Перспективное планирование по развитию речи средняя группа
Перспективное планирование по развитию речи средняя группа...
Перспективно-тематический план ОО «Познавательное развитие» в средней группе. ФЦКМ
Перспективно-тематический план ОО «Познавательное развитие» в средней группе....
Перспективно-тематический план ОО «Познавательное развитие» в средней группе.
Перспективно-тематический план ОО «Познавательное развитие» в средней группе....
Перспективно-тематический план ОО «Речевое развитие» в средней группе.
Перспективно-тематический план ОО «Речевое развитие» в средней группе...
- Мне нравится (3)