Конспект занятия по развитию речи на тему "Откуда хлеб пришел" старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_na_temu.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Откуда хлеб пришел»
Программное содержание:
-формировать представление и прививать уважение к труду земледельца – хлебороба, формировать бережное отношение к хлебу, помнить о цене хлеба. Создание условий для развития речи детей.
-Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда.
-Формировать потребность трудиться. Пробуждать интерес детей к окружающему миру. Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос.
Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр.
Материал к занятию: колосья пшеницы. Иллюстрации с изображением: «Трактор с плугом», «Трактор с сеялкой», «Комбайнёры», «Поле». Мяч /для физкультминутки/. Мука, дрожжи, песок, соль; блюдо, ложка.
Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, закличек и стихов о хлебе.
Ход занятия:
В: Ребята сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте мне. /Игра «Откуда пришёл хлеб?»/.
- откуда хлеб пришёл? – Из магазина.
- А в магазин как попал? – Из пекарни.
- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.
- Из чего? – Из зерна.
- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.
- Откуда пшеница? – Выросла в поле.
-Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.
- А что они делают? – Хлеб убирают.
В: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Д: О хлебе.
В: Правильно. Говорить мы будем о хлебе. Давайте представим, что мы с вами дома. Наступило утро, вы уже успели проснуться, умыться, может быть сделали зарядку и сели за стол завтракать. Уже завтракать сели наверняка, без этого ни один день не проходит. И что бы вам мама не делала на завтрак: картошку, кашу или чай, на столе обязательно будет хлеб. Черный или белый.
Мы давно привыкли к нему и, наверное, не задумывались над тем, откуда он берётся.
В: Теперь проходите, садитесь на стульчики. Сейчас мы поговорим, откуда хлеб пришёл.
В: Много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или хлеба.
В: Садитесь поудобние, спинки выпрямили, ножки поставили вмести.
В: Самые первые на поле выезжают, какие машины?/Показ иллюстрации/.
Д: Первыми на поле выезжают трактора.
В: Что тащат трактора за собой?
Д: Трактора тащат за собой плуг.
В: Какую работу выполняет трактор с плугом?
Д: Трактора пашут землю.
В: Повтори Булат, что делает, трактор с плугом?/Ребёнок повторяет предыдущей ответ/.
В: Раздаётся в поле шум. Это трактора плугами пашут мягкий чернозём. Поле вспахано, взборонено-трактора уже тащат по нему что?
Д: сеялки.
В: правильно сеялки, но кто мне скажет полным ответом. Что тащат трактора по полю?
Д: Трактора по полю тащат сеялки.
В: Алия повтори.
Д: Трактора по полю тащат сеялки.
В: Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют нежную пшеницу. /Показ иллюстрации «Посев яровых».
Пройдёт немного время, покажутся колоски пшеницы. /Показ иллюстрации: «Пшеница»/.
В: Ребята, посмотрите у меня в руках сухие колосья пшеницы. Что у меня в руках?
Д: колосья пшеницы.
В: Какие усатые. Здесь домики, а в домиках живут зерна. Из одного зернышка вырастут домики зёрнышек. Посмотрите, в каждом домике зерно, а здесь их много. Хлебное зёрнышко-это чудо. В нём маленьком, слились тут силы: Солнца, Земли и человеческого труда.
В: Пшеничные колоски созрели теперь их надо убрать с поля. Ни днём ни ночью не уходят с полей хлеборобы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины. Как они называются?
Д: Комбайны. / Показ иллюстрации «Комбайнёры».
В: Комбайны помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра.
- Ребята, кто управляет комбайном?
Д: комбайном управляет комбайнёр.
В: Камиля повтори, кто управляет комбайном? /комбайном управляет комбайнёр/.
В: Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает-отделяет от колосьев зерно. Рядом с комбайном ползёт грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на её место уже следующая подъезжает. Всё зерно на грузовых машинах везут мельницу.
В: Да. На мельницу. А правильно говорят на элеватор. Давайте все вместе повторим это слово.
Д: Элеватор.
В: Значит, куда везут машины зерно?
Д: Машины зерно везут на элеватор.
В: На элеваторе, что происходит с зерном?
Д: Тут зерно превращается в муку.
В: Ну и это ещё не всё, хлеба ведь ещё нет. Только получилась мука. Муку везут на хлебозавод, где идёт работа дальше.
В: Теперь надо замесить тесто. Вы, наверное, все видели, как это делается, когда мама или бабушка пекли пирожки, пироги. Я вам сейчас покажу. В кастрюлю насыпаю муку, наливаю воду, добавляю сахар, соль и дрожжи. И пошла работа руками. Месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Сейчас я вам показала начало работы с мукой. Если эту работу довести до конца, то из него можно лепить всё, что хочешь, можно птичку. Можно зайца, а можно обычную булку.
В: Я хочу вам рассказать, что раньше не было пшеницы. И первым «хлебом» для человека были орехи, жёлуди дуба. Сначала жёлуди вымачивали, так как они горьки, а потом сушили, растирали между плоских камней в муку, из которой готовили лепёшки, кашу. Постепенно люди научились выращивать пшеницу. Много времени прошло с тех пор, много нужно было сделать открытий изобретений, чтобы получить хлеб. Современным хлебом человечество обязано Египту: греки и римляне впервые попробовали на берегах Нила, изумительный по вкусу мягкий и пористый хлеб. Где бы не появился человек, он первым делом распахивал землю и сеял зерно.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Игра «Назови, со словом нет». /Учить образовывать существительные в родительном падеже/. Игра проводится с мячом, дети стоят кругом, воспитатель-всередине круга.
Пшеница – нет пшеницы.
Овёс - нет овса.
Сеялка – нет сеялки.
Каравай – нет каравая.
Зерно – нет зерна.
Колос – нет колоса.
Колосья – нет колосьев.
Комбайн – нет комбайнов.
Хлеб – нет хлеба.
Батон – нет батона.
Машина – нет машины.
Рожь – нет ржи.
Мука – нет муки.
В: Отгадай легко и быстр:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый
И бывает… подгорелый!
Д: Хлеб.
В: По телевизору есть передача «Самый умный». Все наверно её видели. Вот сейчас мы тоже поиграем в игру «Самый умный».
Поле, На котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.
Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.
Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.
Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.
Мука изо ржи. /Ржаная мука/.
Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.
Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.
В: Молодцы! Быстро, а самое главное правильно ответили на все мои вопросы.
Следующая игра «Родственные слова»
Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.
Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.
Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.
Посуда для хлеба. /Хлебница/.
Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.
Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.
Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.
В: сегодня мы говорили о хлебе: Теперь мы знаем откуда же берётся хлеб. А чтобы вы это запомнили, я приготовила для вас интересное задание.
На столе лежат конвертики, в них картинки; расположите картинки в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол. /Дети выполняют задание/.
В: Молодцы, ребята! Все справились с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему: "Хлеб - наше богатство"
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать предс...
«Сочиняем сказки» Конспект занятия по развитию речи и воображения детей старшего дошкольного возраста.
В процессе занятий с дошкольниками по коррекционно-развивающему циклу "Сочиняем сказки" происходит формирование творческого воображения и связной речи, развитие воссоздающего воображения у летей старш...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб-всему голова»
Цель: закрепление знаний у детей о ценностях хлеба для человека.Закрепление представлений у детей о том, что хлеб нужен каждому человеку; что в нашей стране хлеб растят хлеборобы на огромн...
Конспект занятия по развитию речи "Деревья" с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшегодошкольного возраста "Деревья"...
Конспект занятия по развитию речи "Деревья" с детьми старшего дошкольного возраста
Занятие с игровыми заданиями по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб всему голова»
Конспект занятия по развитию речи на тему:«Хлеб всему голова»Программное содержание: Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных богатств России; познакомить детей с этапами ...
Конспект занятия по развитию речи через театрализацию «Колобок» Младший дошкольный возраст
Задачи:1. Развивать знания детей о русской народной сказке «Колобок», посредством эмоционального чтения. Пробуждать эмоциональную отзывчивость.2. Формировать умение ...