Конспект занятия по развитию речи на тему "Откуда хлеб пришел" старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Корошева Любовь Дмитриевна

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_na_temu.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Откуда хлеб пришел»

Программное содержание:

-формировать представление и прививать уважение к труду земледельца – хлебороба, формировать бережное отношение к хлебу, помнить о цене хлеба. Создание условий для развития речи детей.

-Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда.

-Формировать потребность трудиться. Пробуждать интерес детей к окружающему миру. Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос.

Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр.

Материал к занятию: колосья пшеницы. Иллюстрации с изображением: «Трактор с плугом», «Трактор с сеялкой», «Комбайнёры», «Поле». Мяч /для физкультминутки/. Мука, дрожжи, песок, соль; блюдо, ложка.

 Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»        

Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, закличек и стихов о хлебе.

Ход занятия:

В: Ребята сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте мне. /Игра «Откуда пришёл хлеб?»/.

- откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

- А в магазин как попал? – Из пекарни.

- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

- Из чего? – Из зерна.

- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

- Откуда пшеница? – Выросла в поле.

-Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.

- А что они делают? – Хлеб убирают.

В: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Д: О хлебе.

В: Правильно. Говорить мы будем о хлебе. Давайте представим, что мы с вами дома. Наступило утро, вы уже успели проснуться, умыться, может быть  сделали зарядку и сели за стол завтракать. Уже завтракать сели наверняка, без этого ни один день не проходит. И что бы вам мама не делала на завтрак: картошку, кашу или чай, на столе обязательно будет хлеб. Черный или белый.

Мы давно привыкли к нему и, наверное, не задумывались над тем, откуда он берётся.

В: Теперь проходите, садитесь на стульчики. Сейчас мы поговорим, откуда хлеб пришёл.

В: Много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или хлеба.

В: Садитесь поудобние, спинки выпрямили, ножки поставили вмести.

В: Самые первые на поле выезжают, какие машины?/Показ иллюстрации/.

Д: Первыми на поле выезжают трактора.

В: Что тащат трактора за собой?

Д: Трактора тащат за собой плуг.

В: Какую работу выполняет трактор с плугом?

Д: Трактора пашут землю.

В: Повтори Булат, что делает, трактор с плугом?/Ребёнок повторяет предыдущей ответ/.

В: Раздаётся в поле шум. Это трактора плугами пашут мягкий чернозём. Поле вспахано, взборонено-трактора уже тащат по нему что?

Д: сеялки.

В: правильно сеялки, но кто мне скажет полным ответом. Что тащат трактора по полю?

Д: Трактора по полю тащат сеялки.

В: Алия повтори.

Д: Трактора по полю тащат сеялки.

В: Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют нежную пшеницу. /Показ иллюстрации «Посев яровых».

Пройдёт  немного время,  покажутся колоски пшеницы. /Показ иллюстрации: «Пшеница»/.

В: Ребята, посмотрите у меня в руках сухие колосья пшеницы. Что у меня в руках?

Д: колосья пшеницы.

В: Какие усатые. Здесь домики, а в домиках живут зерна. Из одного зернышка вырастут домики зёрнышек. Посмотрите, в каждом домике зерно, а здесь их много. Хлебное зёрнышко-это чудо. В нём маленьком, слились тут силы: Солнца, Земли и человеческого труда.

В: Пшеничные колоски созрели теперь их надо убрать с поля. Ни днём ни ночью не уходят с полей хлеборобы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины. Как они называются?

Д: Комбайны. / Показ иллюстрации «Комбайнёры».

В: Комбайны помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра.

- Ребята, кто управляет комбайном?

Д: комбайном  управляет комбайнёр.

В: Камиля повтори, кто управляет комбайном? /комбайном управляет комбайнёр/.

В: Ездит  по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает-отделяет от колосьев зерно. Рядом с комбайном ползёт грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет   машина, а на её место уже следующая подъезжает. Всё зерно на грузовых машинах везут   мельницу.

В: Да. На мельницу. А правильно говорят на элеватор. Давайте все вместе повторим это слово.

Д: Элеватор.

В: Значит, куда везут машины зерно?

Д: Машины зерно везут на элеватор.

В: На элеваторе, что происходит с зерном?

Д: Тут зерно превращается в муку.

В: Ну и это ещё не всё, хлеба ведь ещё нет. Только получилась мука. Муку везут на хлебозавод, где идёт работа дальше.

В: Теперь надо замесить тесто. Вы,  наверное, все видели, как это делается, когда мама или бабушка пекли пирожки, пироги. Я вам сейчас покажу. В кастрюлю насыпаю муку, наливаю воду, добавляю сахар, соль и дрожжи. И пошла работа руками. Месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Сейчас я вам показала начало работы с мукой. Если эту работу довести до конца, то  из него можно лепить всё, что хочешь, можно птичку. Можно зайца, а можно обычную булку.

В: Я хочу вам рассказать, что раньше не было пшеницы. И первым «хлебом» для человека были орехи, жёлуди дуба. Сначала жёлуди вымачивали, так как они горьки, а потом сушили, растирали между плоских камней в муку, из которой готовили лепёшки, кашу. Постепенно люди научились выращивать пшеницу. Много времени прошло с тех пор, много нужно было сделать открытий изобретений, чтобы получить хлеб. Современным хлебом человечество обязано Египту: греки и римляне впервые попробовали на берегах Нила, изумительный по вкусу мягкий и пористый хлеб. Где бы не появился человек, он первым делом распахивал землю и сеял зерно.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза) 

Игра «Назови, со словом нет». /Учить образовывать существительные в родительном падеже/. Игра проводится с мячом, дети стоят кругом, воспитатель-всередине круга.

Пшеница – нет пшеницы.

Овёс - нет овса.

Сеялка – нет сеялки.

Каравай – нет каравая.

Зерно – нет зерна.

Колос – нет колоса.

Колосья – нет колосьев.

Комбайн – нет комбайнов.

Хлеб – нет хлеба.

Батон – нет батона.

Машина – нет машины.

Рожь – нет ржи.

Мука – нет муки.

В: Отгадай легко и быстр:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый

И бывает… подгорелый!

Д: Хлеб.

В: По телевизору есть передача «Самый умный». Все наверно её видели. Вот сейчас мы тоже поиграем в игру «Самый умный».

Поле, На котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.

Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.

Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.

Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.

Мука изо ржи. /Ржаная мука/.

Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.

Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.

В: Молодцы! Быстро, а самое главное правильно ответили на все мои вопросы.

Следующая игра «Родственные слова»

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.

Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.

Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.

Посуда для хлеба. /Хлебница/.

Человек, который  выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

В: сегодня мы говорили о хлебе: Теперь мы знаем откуда же берётся хлеб. А чтобы вы это запомнили, я приготовила для вас интересное задание.

На столе лежат конвертики, в них картинки; расположите картинки в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол. /Дети выполняют задание/.        

В: Молодцы, ребята! Все справились с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Хлеб - наше богатство"

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать предс...

«Сочиняем сказки» Конспект занятия по развитию речи и воображения детей старшего дошкольного возраста.

В процессе занятий с дошкольниками по коррекционно-развивающему циклу "Сочиняем сказки" происходит формирование творческого воображения и связной речи, развитие воссоздающего воображения у летей старш...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб-всему голова»

Цель: закрепление знаний у детей о ценностях хлеба для человека.Закрепление  представлений у  детей о том, что хлеб нужен каждому человеку; что в нашей стране хлеб растят хлеборобы на огромн...

Конспект занятия по развитию речи "Деревья" с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшегодошкольного возраста "Деревья"...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб всему голова»

Конспект занятия по развитию речи на тему:«Хлеб всему голова»Программное содержание: Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных богатств России; познакомить детей с этапами ...

Конспект занятия по развитию речи через театрализацию «Колобок» Младший дошкольный возраст

Задачи:1. Развивать знания детей о русской народной сказке «Колобок», посредством эмоционального чтения. Пробуждать эмоциональную отзывчивость.2. Формировать умение ...