Конспект занятия по развитию речи "Деревья" с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Любичева Елена Константиновна

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшегодошкольного возраста "Деревья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

(в подготовительной к школе группе, компенсирующего развития)

Тема: «Деревья»

Разработан воспитателем – Любичевой Еленой Константиновной.

Цель: создать условия для речевого развития и обобщения детьми знаний о хвойных и лиственных деревьях лесов Прибайкалья.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

-систематизировать знания детей о хвойных и лиственных деревьях Прибайкалья;

-закреплять умения применять познавательные действия: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

-совершенствовать речь как средство общения.

Коррекционно – развивающие:

-развивать связную и грамматическую стороны речь;

-развивать познавательную активность;

-упражнять в образовании притяжательных прилагательных;

-развивать творческое воображение;

-развивать коммуникативные навыки: умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Коррекционно – воспитательные:

-воспитывать инициативность, интерес к сотрудничеству детей и взрослого.

Образовательные области:

Приоритетная – речевое развитие.

В комплексе: познавательное, социально – коммуникативное развитие.

Детские виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Методы и приемы:

  • Игровой метод (игра «Угадай-ка», пальчиковая гимнастика).
  • Поисковый метод (создание проблемной ситуации).
  • Словесный метод (обсуждение игра «Угадай-ка», упражнения в виде игры: «Чьи в лесу шишки?», «Слова – родственники», «Ассоциации»).
  • Наглядный метод (демонстрация природного материала (кора, шишки, ветки), демонстрация дидактических карточек на экране, демонстрация на экране картинки с изображением елки).
  • Практический метод (игра на тактильные ощущения, работа с раскрасками: закрашивание по образцу «Раскрась листочки», аппликация шерстью «Сделай хвоинки сосне»).
  • Игровой метод (пальчиковая игра с движениями «Деревья»).

Оборудование

  1. Ноутбук;
  2. мультимедийный экран;
  3. коробка имеет отверстия на боковых сторонах, внутри находится: кора, береста, шишки, ветки ели и сосны;
  4. раскраски с изображением сосны, мелко нарезанная шерсть зеленого цвета, клей ПВА, кисточка на каждого ребенка;
  5. карточки с листиками для закрашивания, карандаши зеленого и красного цвета на каждого ребенка.

Структура занятия

Методы и приемы

Продолжительность части

Деятельность педагога

Деятельность детей и предполагаемые результаты

Вводная часть

Организация детей.

Установка на предстоящую деятельность.

2 минуты

Воспитатель обращается к детям:

- Дети, посмотрите, что я нашла у нас за дверью, это коробка, ее прислал нам лесовичок – хозяин леса и деревьев. Хотите узнать, что в корзине?

Проявляют заинтересованность, активно включаются в деятельность.

Словесный метод в форме дидактической игры: (обсуждение, проговаривание)

Практический метод в форме дидактической игры: на тактильные ощущения.

20 минут

1.Игра «Угадай- ка»  

Воспитатель предлагает детям по очереди, протолкнуть в отверстие коробки руку и на ощупь определить, что это за предмет. (Ребенок должен достать только один предмет)

-Дети, лесовичок прислал много игр. А любите играть? Кто желает продолжить с нами играть?

Дети проявляют заинтересованность.

Ощупывают предмет, рассказывают о своих тактильных ощущениях, высказывают свои предположения и показывают детям.

Радуются угаданному предмету.

Наглядный метод: демонстрация природного материала.

Словесный метод: упражнение (образование притяжательных прилагательных)

Лесовичок предлагает вам поиграть:

2.Игра «Чьи в лесу шишки?»

Воспитатель показывает кору сосны и спрашивает:

-Что это? (кора)

-С какого дерева кора? (с сосны)

Значит, чья кора? (сосновая)

Затем воспитатель то же самое спрашивает про кору березы.

-Кора с березы, чья кора? (березовая)

Воспитатель уточняет, как еще можно назвать кору березы? (береста).

Образуют от существительных притяжательные прилагательные.

Игровой метод: пальчиковая игра с движениями

Снятие напряжения.

Лесовичок хочет, чтобы вы поиграли и размяли руки и пальчики.

3.Пальчиковая игра «Хвойные деревья»

В иголках – хвоинках

Сосна, пихта, елка

И кедр могучий,

Он тоже в иголках.

У лиственницы – иглы-хвоинки

Хотя они нежные,

Словно травинки.

У этих деревьев хвоинки растут

Поэтому хвойными все их зовут.

Согласовывают речь с движениями.

Дети, поднимают вверх переплетенные руки, изображая дерево, покачиваясь в стороны.

Затем опускают и загибают пальцы по очереди одновременно на двух руках, начиная  с большого пальца.

Опять поднимают вверх переплетенные руки, изображая дерево.

Наглядный метод: демонстрация карточек на экране.

Практический метод:

закрашивание по образцу.

Лесовичок предлагает еще игру.

4.Игра «Раскрась листочки»

Демонстрация на экране.

-Необходимо раскрасить листочки по образцу.

Закрашивают, не выходя за контур рисунка, согласно заданию.

Наглядный метод: демонстрация игры на экране.

Словесный метод: упражнение в виде игры (отгадывание загадок и образование слов – родственников)

Лесовичок предлагает отгадать загадки.

5.Интерактивная игра «Слова-родственники»

Воспитатель объясняет правила игры:

 Подбор слов – родственников к слову ЛЕС (лесной, лесник, лесовичок, лесок, лесничий)

Вопросы:

- Кто высаживает саженцы деревьев в лесу, следит за порядком, охраняет от браконьеров? Варианты ответов (полицейский, лесник или охранник).

-Как называют сказочного лесного жителя? (домовой, лесовичок или приведение).

Образовывают однокоренные слова.

Отгадывают загадки.

Наглядный метод: демонстрация картинки

Словесный метод: упражнение в виде игры.

6.Игра «Ассоциации»

Лесовичок хочет узнать:

 -Что вы можете себе представить, если слышите слово ЕЛКА. (Новый год, елка с игрушками, подарки, Дед Мороз, Снегурочка)

        

Высказывают свои предположения, логически мыслят

Практический метод: аппликация шерстью.

Поисковый метод: решение проблемы.

Словесный метод:  объяснение.

 Практический метод: аппликация из шерсти.

Лесовичок прислал нам  раскраски с изображением сосны, но без хвоинок.

Игра «Сделай хвоинки сосне»

-Как можно сделать хвоинки сосне?

(карандашами, красками нарисовать)

Воспитатель озадачивает детей:

- У нас с вами нет на столах карандашей и красок, а есть клей и мелко нарезанная зеленая шерсть. Как нам быть? (Наклеить шерсть)

Воспитатель объясняет последовательность работы:

-Сначала, мы нанесем клей на то место где будет хвоя, а затем будем выкладывать на это место нарезанную шерсть небольшими порциями. Лишнюю – стряхиваем в тарелочку.

Высказывают свои предложения.

Дети выполняют аппликацию

Работают аккуратно.

Радуются достигнутому результату

Заключительная часть.

Рефлексия деятельности.

2 минуты

Воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность.

-Чем мы занимались?

-В какие игры играли?

-Что понравилось?

-Что было трудным?

-Какую игру вы хотели бы поиграть еще?

-Лесовичку очень понравилось, как вы играли, отвечали на вопросы, что он хочет прийти к вам в гости. Будем его ждать?

Дети осознают свою причастность к полученному результату, систематизируют знания, полученные в ходе занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по социализации с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии

Конспект занятия в старшей группе детского сада по социализации в форме сказкотерапии "Сказка о разноцветной звезде" Автор: Трамова Лаура Юрьевна Воспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1...

Конспект занятия по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В. Катаева)

Конспект  совместного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В....

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста ЧУВСТВО СТРАХА (продолжение)

Цель:  продолжение знакомства с чувством страха, снижение уровня тревожности у детей.Задачи:- вырабатывать умения узнавать эмоции по их проявлениям;- учиться самостоятельно преодолевать чув...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи:·...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"  Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников....

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет по социально-эмоциональному развитию «Букет пожеланий к 8 марта»

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет по социально-эмоциональному развитию «Букет пожеланий к 8 марта»Цель: гармонизация семейных от...

Презентация мастер класса для педагогов использование технологии по созданию дидактического синквейна на занятии по развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Повышение профессионального мастерства педагогов, использование в практике  технологии по созданию дидактического синквейна  на занятии по развитию  речи с детьми старшего дошкольного в...