Конспект по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы.
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Шаихова Наталья Александровна

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе.

Тема: Заучивание стихотворения  А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы.Цель: Учить детей пользоваться мнемотаблицей при заучивании стихотворений.

Задачи:

1. Образовательные: продолжать учить детей внимательно слушать художественное

произведение; отвечать на вопросы взрослого; закреплять умение запоминать стихотворения с помощью мнемотаблицы.

2. Развивающие: развивать мышление, память, связную речь, воображение и творчество.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе; воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе.

Тема: Заучивание стихотворения  А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы.

Цель: Учить детей пользоваться мнемотаблицей при заучивании стихотворений.

Задачи:

1. Образовательные: продолжать учить детей внимательно слушать художественное

произведение; отвечать на вопросы взрослого; закреплять умение запоминать стихотворения с помощью мнемотаблицы.

2. Развивающие: развивать мышление, память, связную речь, воображение и творчество.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе; воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Предварительная работа: чтение произведений А. С. Пушкина, чтение стихотворений А. А. Фета, И. А. Бунина «Листопад»; наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

Оборудование:  портрет А. С. Пушкина, доска, репродукции картин Левитана и Поленова «Золотая осень»

Ход занятия:

1. Вводная часть:

Воспитатель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень.) Давайте скажем, какая бывает осень? (Дети поочереди называют: осень бывает золотая, холодная, пасмурная, дождливая, волшебная, красивая, ранняя, поздняя, разноцветная и т. д.) Молодцы! Садитесь на стульчики.

2.Основная часть:

Воспитатель:

А какие признаки осени вы знаете?

Дети: солнце уже не так хорошо согревает землю своими лучами, как летом; дни становятся короче, а ночи длиннее; часто идёт дождь; перелётные птицы улетают в тёплые края; опадают листья с деревьев; в лесу поспевает брусника, клюква, появляются грибы, созревает урожай овощей и фруктов.

Воспитатель:  Ребята, а как можно назвать последний период осени?

Ответы детей: поздняя осень.

Воспитатель: Молодцы!

На этой картине, тот же художник, И.И.Левитан изобразил позднюю осень.

Какая она?

Ответы детей: грустная, дождливая, холодная, ветреная, хмурая, печальная, прощальная.

Воспитатель: Как точно передал последний период осени А.С.Пушкин.

 Давайте ребята послушаем. ( Читаю стихотворение.)

 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А.С.Пушкин.

  Понравилось? А.С.Пушкин – великий русский поэт. (Вывешиваю портрет) Он написал очень много стихов и прозаичных произведений.  Он очень любил Осень. Он говорил: «Осень…любимое моё время…пора моих литературных трудов».

Воспитатель: -А сейчас немножко отдохнем и продолжим.

Физ. минутка: Листья.

Листья осенние тихо кружатся,             (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо

ложатся              (Приседают.)

 

И под ногами шуршат, шелестят,          (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят.           (Поднимаются, кружатся.)

 

(Садятся на стульчики)

Воспитатель: Рассмотрите, я вам приготовила таблицу с картинками, благодаря этим картинам вам будет легче запоминать стихотворения.

«Уж небо осенью дышало…» (показываю на первый рисунок в мнемотаблице.)

-Небо какое осенью? (Хмурое, серое, низкое)

«Уж реже солнышко блистало…» (показываю на следующий рисунок в мнемотаблице )(Солнце)

Осенью солнце светит реже и слабее, дни становятся короче.

 «Короче становился день…» (показ рисунка в таблице.)

Ночь становится длиннее, а день короче.

«Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась…» (показ рисунка в таблице)

Как это понять? Сень – это укрытие. Лес все лето был в укрытии листвы и вот она

опала, раздела, обнажила его. Но почему же с печальным шумом?

( Потому что грустно, что кончилось лето, наступает холодная зима,

деревья перестанут радовать своим шелестом и красками. Всю зиму деревья

простоят голыми).Листья с деревьев в лесу  осыпаются, т.е. в лесу  листопад.

 «Ложился на поля туман…»

Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.

«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» (показ рисунка в таблице.)

Мы знаем, что осенью птицы… (что?) улетают… (куда?) на юг.

«Приближалась довольно скучная пора; 
Стоял ноябрь уж у двора…»

Какой сейчас месяц?

Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам (читаем)

Дети читают стихотворение по цепочке.

Может кто-нибудь сможет рассказать стихотворение целиком?

Читают 2-3 желающих

3. Заключительная часть:

- Молодцы, вы очень хорошо поработали. Ребята, про что мы учим стихотворение?

Кто его написал? Ответ детей.

Расскажите дома маме, папе, бабушке. Спасибо всем. Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»детей средней группы Тема: «Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Осенние листья»

Конспект образовательной деятельности по ОО " Речевое развитие " детей средней группы  Тема : " Заучивание стихотворения Н. Нищевой " Осенние листья "...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе «Заучивание наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало...» с использованием мнемотаблиц

Конспект  занятия  по  художественной  литературе в подготовительной  к  школе группе  «Заучивание наизусть стихотворения  А.С.Пушкина  «Уж неб...

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы

Цель: Учить детей пользоваться мнемотаблицей при заучивании стихотворений.Задачи: 1. ОбразовательныеПродолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;Отвечать на вопросы взро...

Конспект ОД по области «Речевое развитие» в старшей группе. Тема: «Заучивание стихотворение кубанского автора В. Нестеренко « Осенние листья»»

Цель: формирование интереса и потребности к заучиванию поэтических произведений.Программные задачи:Образовательные: продолжать формировать у детей умение слушать, запоминать стихотворения, рассказыват...