Открытое занятие по развитию речи по рассказу Н,Н Носова " На горке"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мишурина Елена Геннадьевна

Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям, давно зарекомендовавшим себя. Так или иначе, встречаем на своем пути детские рассказы Н.Н Носова, читать которые, начав однажды, уже не остановишься, пока не познакомишься со всеми персонажами и их приключениями.

Знакомство с творчеством ННосова, с биографией писателя, с незнакомым интересным произведением будет способствовать развитию личности и воспитанию интереса к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_razvitiyu_rechi.docx113.45 КБ

Предварительный просмотр:

НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ПО РАССКАЗУ Н.Н. НОСОВОА

«НА ГОРКЕ»

2794086

Цель: Познакомить детей с произведением ННосова.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке».
  • Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений.  Обобщать речь фразеологизмами
  • Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев.
  • Развивать воображение, умение домысливать текст, предугадывать ход событий.
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

Развивающие:

  • - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • - подбирать однородные определения к словам.

Воспитательные:

  • - воспитывать бережное отношение к труду людей;
  • - умение внимательно слушать рассказ, высказываться по очереди, не перебивая друг друга.

Оборудование: картинки к картинному плану, снежинки.

План

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

IV. Знакомство.  Релаксационная пауза.

V. Закрепление изученного.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

ХОД занятия.

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой

Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.

-Здравствуйте, ребята!

-Давайте стоя поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу. Ведь гостей всегда надо встречать с улыбкой.

-Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным.

«ДОБРО УТРО»

 – Итак, повернитесь друг к другу и улыбнитесь…

- Я рада, что у вас отличное настроение, и вы готовы к занятию.

– Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать

                                                                                                   1 мин.

А теперь проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.                                                                                

Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения):

 вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержали дыхание,

выдох;

встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох (про себя),

3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10  (или        

Речевая гимнастика для язычка.

"Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх - где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) - и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)"  ИЩЕТ и запел песенку……и т.д. Проявите фантазию.

Упражнение «Скажи по – другому».

Есть такое выражение- душа в пятки ушла. Что оно обозначает? Как сказать по-другому?

ПЕРЕНОСНЫЙ смысл слов.

(не покладая рук, надуть губы, повесить голову).

трудиться, работать без перерывов, не переставая, с усердием. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) работает долго, с большим старанием, не останавливаясь, чтобы передохнуть, не щадя себя.                                3 мин

2. Сообщение темы урока, его целей.

Беседа о зимних забавах детей.  

-Какое время года  идёт сейчас?

- Вспомним о зиме. Жаль нам прощаться с ней?  

Много зимних забав есть у ребят зимой.

                               ИЛЛЮСТРАЦИИ

Рассматривание картины «На горке». 

-Предлагаю  детям рассмотреть её в подзорную трубу. (Каждый ребёнок рассказывает, что он видит)

-Трудно ли делать горку?

-Что обозначает это слово?

-Давайте поподробнее узнаем об этом слове в толковом словаре.

 – Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».   
– Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?


«Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».


– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.


– Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. 


– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.


– Какую горку мы видим на картинке ? (
снежную горку)


– Скажите, что нужно для строительства снежной горки?


– Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.


– Ребята, а вы любите бывать на горке?


– Почему?


– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?   ???????????

ПИСАТЕЛЬ

Скажите, пожалуйста, кто такой писатель? (человек, который пишет рассказы, повести, сказки..).

(показать портрет писателя).

-Кто это?

Сегодня мы с вами продолжим знакомится с творчеством  детского писателя. ( Николай Николаевич Носов.)

-Как вы понимаете писатель – юморист? (пишет смешные рассказы)
Да, его рассказы смешные, но поучительные. 

-Давайте вспомним, кто это и что мы с вами уже слушали из его произведений?

-Какие его рассказы вам знакомы?

Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Назови произведение и автора по иллюстрации»

На доске по очереди появляются:

- рыбка («Карасик»)

- шляпа («Живая шляпа»)

- щенок («Дружок»)

- муха с самоваром («Муха–цокотуха»)

- каша («Мишкина каша»)

-огурцы («Огурцы»)

- Какие молодцы! Все произведения угадали!

- А какое произведение лишнее?

-Почему?

(«Муха-Цокотуха», его автор К. Чуковский)

- И с этим заданием справились!

 Но мы с вами сегодня беседуем не о творчестве К.И Чуковского, а о творчестве Н. Носова.


ЦЕЛЬ: – Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя, и в конце урока вы мне скажите, чему он учит.

А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться.

-Даю подсказку: название состоит из двух слов.

7мин.

3. Подготовка к первичному восприятию текста.

Словарная работа. 

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами: 

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)


СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ


ТРУ-ДЯТ-СЯ       –    ТРУДЯТСЯ  (Подберите слово с противоположным значением:
ленятся)


СКОЛЬЗ- КА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ


ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)


ДВОР-НИЦ-КА-Я  – ДВОРНИЦКАЯ ( помещение для дворника, который поддерживает чистоту и порядок на улице)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

4. Первичное восприятие текста

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие части литературного произведения вы знаете?

(Завязка, кульминация, развязка)

4 мин

Чтение рассказа Н.Носова «На горке»  

3 мин.

5.Проверка первичного восприятия текста

Эмоционально-оценочная беседа

– Кому понравился рассказ?
– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?
 

- Как вы думаете название рассказа?

6.Анализ произведения.

  Беседа с детьми.

Кому понравился рассказ?

– Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

- О ком говорится в рассказе? (О ребятах, о Котьке Чижове)

– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
– Что делали ребята?

- Какими словами можно сказать о ребятах, которые строили горку? Какие они? (Дружные, трудолюбивые)

- Какой Котька Чижов был в начале рассказа? (Ленивый, хитрый, глупый)

- Что он делал, когда ребята строили горку?

– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
 (Смотрел в окно, разводил руками, мотал головой - будто нельзя ему, ленился, не хотел работать вместе с ребятами, а хотел кататься...)

– Какой он? (Хитрый)

 – Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– А зачем он посыпал горку песком? (
Он не мог на нее взобраться).

- А как поступили с Котькой ребята, когда увидели, что он испортил горку?

– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? 

Прогнали его? Обозвали? Оттолкнули? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). 

- В рассказе Н. Носова ребята оказались хорошими, справедливыми,

-Как они сказали Котьке? ( "Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!")

– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)


– Понравилось ли Котьке работать?

- Ребята помогали Котьке?

-Они не только заставили Котьку трудиться, но и сами стали ему помогать, потому что знали, что, когда все дружно вместе будут делать, результат будет лучше и быстрее.

- Ребята, как вы думаете, Котьке хотелось, чтобы горка получилась?

- Большую работу  сделал Котька или маленькую?

-Как он трудился? Что он придумал? (он ещё с боку лопатой ступеньки проделал. Это говорит, чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь сново песком посыплет)

- Каким он стал в конце, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше. Он исправился, осознал свои ошибки, ему стало стыдно, он стал работать, ему очень понравилось строить вместе с ребятами)

– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)

– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

7 мин

капилка мудрости

1.Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
– Вы правильно справились с заданием.

-Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.  

2. - Ребята, объясните, как вы понимаете русскую народную пословицу:

"Любишь кататься, люби и саночки возить"? (Ответы детей).

-Хочешь кататься на горке - сначала потрудись.

А если трудиться всем  вместе, дружно, обязательно все получится, а одному что-то сделать очень трудно.

- Вы правильно, ребята, понимаете смысл русских народных пословиц.

 -Если ты ленивый, не думай, что все достанется тебе легким путем.

- А есть ли среди вас ребята, которые любят постоять в сторонке, когда другие трудятся? (Ответы детей)

- Хорошо, что вы все трудолюбивые, а не лежебоки. А если вдруг среди вас появятся такие ребята, что вы будете делать? (Ответы детей)

- Совсем неважно, сколько он сделал, ведь "В большом общем деле и малая помощь дорога..."

-Главна мысль рассказа?

Писатель в своем юмористическом рассказе хотел показать, как важно ценить чужой труд. 

- Как по-другому можно назвать рассказ?

3 мин

Физкультминутка

Физминутка «Весна»

Весенний день!                       (хлопают в ладоши)

На дворе звенит капель,      (встряхивают кистями рук)

По полям бегут ручьи            (волнообразные движения руками)

На дорогах лужи.                    (соединяют руки перед собой)

Выползают муравьи              (сесть и двигаться сидя)

После зимней стужи          

Пробирается медведь           ( имитация движений медведя)

Сквозь лесной валежник

Стали птицы громче петь     (делают взмахи кистями рук)

И расцвёл подснежник.        (складывают из ладошек «бутон»)

1 мин

7. Деление текста на части, составление картинного  плана. Поиграем вигру «Что сначала, что потом».

1.На доске  перепутаны картинки 

– Ребята, пришёл волшебник  Наоборот и перепутал все картинки. 

 – Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.

– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

РАЗДАТЬ  ребятам.

Работа в парах. У  каждого  на парте картинки-  по 5 штук

ЗАДАЧА

- Какие главные части можно выделить в рассказе?

 Давайте разложим картинки итак, чтобы по ним можно было составить рассказ «На горке».

– Давайте расставим картинки по порядку. 
– У нас получился картинный план.

-Давайте озаглавим каждую картинку. (Придумайте им названия.)

3 мин.

Составление плана рассказа 

-Попробуйте составить план к данному рассказу.

 (ВЫЗВАТЬ пару, которая правильно расставила картинки)

Ребёнок выбирает картинки, меняет местами и объясняет, почему он так считает, Дети дают название каждой картинке. Второй ребёнок ставит цифры)

              2 мин

План: 

(СТАВЛЮ ЦИФРЫ У КАРТИНОК)

  • Ребята строят горку. Ребята во дворе дружно потрудились и построили горку. Полили водой, чтобы застыла, и пошли обедать

  • Хитрец (КОТЬКА) на скользкой горке. Котька Чижов не принимал участия в постройке горки. Смотрел в окно, а помочь не вышел.

Когда ребята ушли обедать, Котька вышел прокатиться с горки на коньках.

  • Котька посыпает горку песком или Котька испортил горку. Горка оказалась скользкая, Чижов не мог на нее забраться.

.

Котька принял решение посыпать горку песком, чтобы залезть наверх.

Коньки не едут по песку, скатиться вниз не получается.

  • Ребята заставили товарища работать или Ребята рассердились. Вернулись ребята и возмутились - горка-то испорчена!

Котьку заставили исправлять ошибку - засыпать снегом песок.

  • Котьке понравилось трудиться. Котьке работать понравилось, даже ступеньки построил.

- Для чего мы составили план?

(С помощью плана легко пересказать текст).

- Это и будет вашим домашним заданием.

Главная мысль

-Чему учит этот рассказ?

У Николая Носова рассказы с поучительным смыслом, рассказ "На горке" учит трудолюбию и дружбе.

Мальчишки не стали сильно ругаться с Котькой, а помогли ему справиться с ленью, исправить ошибки и остаться друзьями.

Дружба всегда на первом месте, с другом можно решить проблему, если попытаться понять, почему он так поступил, а Котька просто был ленивым, но совершенно не злым и поэтому рассказ закончился хорошо.

6 мин

8. Обобщение материала

Давайте вспомним, какой рассказ мы читали сегодня?

– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: 

(хлопки в ладоши)

ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ

– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? 

Чтобы:

  • Развеселить читателя.
  • Подшутить над кем-нибудь.
  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  • Разбудить фантазию.
  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

– Итак, все 5 выводов верны.

 Вам хочется узнать ещё какие-нибудь рассказы или сказки Николая Носова?

2 мин

9. Итог занятия. 

Итак , я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. Оцените свою работу на занятии и поставьте себе отметку. 

                   СМАЙЛИКИ  Улыбка , Грусть, нейтральное лицо.

–  У каждого на столе лежит снежинка. Возьмите ее.

– А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску. 2 мин

2 урок

Упражнение «Я начну, а вы закончите».

1.Был ясный морозный день. Снег на солнце… (искрился, сверкал, переливался, блестел..)

2.Миша сел на санки и поехал с горки (пулей, вихрем, стрелой.._)

3.Санки перевернулись, и мальчик…(шлёпнулся, полетел вверх тормашками..).

4. Котьке очень хотелось, чтобы горка получилась. Он старательно  трудился..(не покладая рук, ни разу не присев, старательно, в поте лица..)

Начнем с игры «Привет, сосед!»
– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

Речевая разминка.

Ок-ок-ок – падает снежок.
Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

– Проговорите конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.
– Конец второго предложения проговорите с восклицательной интонацией.
– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
– Проговорите чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь проговорите ее громко и быстро

Дети разгадывают анаграмму:

Расставьте буквы по порядку от 1-5

1 5  4  3 2

Г А Р К О

Добавим маленькое слово – предлог НА и изменим окончание какой звук?- Е. Получается «На горке» 

 Физминутка
 С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. 
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. 
(Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. 
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. 
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Предварительная работа.

ЧТЕНИЕ книг Носова Н.Н

 Н. Носов в юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов

– Какие  произведения этого автора вы знаете?

Он написал такие произведения « Огурцы», « Карасик» « Дружок», «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей». Н.Носова называют писателем- юмористом.

-Как вы понимаете писатель – юморист? (пишет смешные рассказы)
Да, его рассказы смешные, но поучительные. 

Расставить картинки по порядку и составить цитатный план.

ЦИТАТА – точная, дословная выдержка из какого-либо текста

Первичное восприятие текста

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие части литературного произведения вы знаете?

(Завязка, кульминация, развязка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по развитию речи "Составление рассказа по схеме"

конспект открытого занятия по развитию речи...

Открытое занятие по развитию речи. Составление рассказа по серии картинок: «Щенок нашел друзей»

Открытое занятие по развитию речи. Составление рассказа по серии картинок: «Щенок нашел друзей»...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Мышки» по К.Д. Ушинскому»

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.                          ...

Открытое занятие по развитию речи "Описательный рассказ работа со звуками Ж – Ш"

В рамках ДОУ провела открытое занятие по развитию речи " Описательный рассказ со звуками Ж - Ш"...

Открытое занятие по развитию речи. Пересказ рассказа Чарушина "Ёж"

Занятие по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста.https://www.youtube.com/watch?v=PV4c9DDPe4w - ссылка на занятие...