Конспект открытого занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Мышки» по К.Д. Ушинскому»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pereskaz_rasskaza_myshki_samoanaliz.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
Конспект открытого занятия
по развитию речи
«Пересказ рассказа «Мышки»
по К.Д. Ушинскому»
средняя группа
ВОСПИТАТЕЛЬ:
ЕЛИСЕЕВА УЛЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
г.о.Электрогорск
2017г.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе), «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения), «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству).
Виды детской деятельности:
коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, двигательная.
Цель:
Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование навыка пересказа текста рассказа с помощью графических схем.
- Формирование простейших навыков грамматического согласования слов.
Развивающие:
- Развитие диалогической и связной речи.
- Развитие интонационной выразительности речи.
- Развитие произвольного и зрительного внимания, слухо-речевой памяти, словесно-логического мышления, творческого воображения и подражательности.
Воспитательные:
- Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
- Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:
Сформированы навыки пересказа текста рассказа с помощью графических схем, сформированы простейших навыки грамматического согласования слов, дети участвуют в беседе, понятно для слушателей отвечают на вопросы, сформированы общеречевые навыки.
Материалы и оборудование:
-демонстрационный:
панно «Мышки и кот», предметные картинки животных, набор графических схем, схемы для развития интонационной выразительности.
-раздаточный:
предметные картинки животных
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель: Сегодня я хочу прочитать вам рассказ. Хотите узнать о ком?
(Ответы детей)
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку:
Меленькие зверьки –
Остренькие зубки
Серенькие шубки,
Черненькие глазки,
Длинные хвосты.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мышки. А сейчас послушайте рассказ о мышатах:
«Собрались мышки у своей норки. Глазки у них черненькие, лапки маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, хвостики длинные по земле волочатся.
Думают мышки: «Как сухарь в норку протащить?»
Ох, берегитесь, мышки! Кот Вася недалеко. Он вас очень любит, хвостики вам помнет, шубочки вам порвет».
(Воспитатель открывает панно «Мышки и кот», дети отвечают на вопросы по содержанию текста)
- Кто это? (Это мышки)
- Где мышки собрались? (Мышки собрались у своей норки)
- Какие у мышек глазки? (Глазки у них черненькие)
- Какие у них лапки? (Лапки у них маленькие)
- А зубки какие? (Зубки у них остренькие)
- Шубки какие? (Шубки у них серенькие)
- А хвостики какие? (Хвостики длинные, по земле волочатся)
- О чем думали мышки? (Они думали, как сухарь норку протащить)
- Кого мышкам надо бояться? (Мышкам надо бояться кота Васю)
- Почему кота Васю надо бояться? Что он может сделать мышкам? (Он их очень любит, он может им хвостики помять, шубочки порвать)
(Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки: кот, мышка, корова, утка, лошадка, собачка, петух)
Воспитатель: Ребята, перед вами картинки. Отберите те, которые подходят к нашему рассказу.
(Дети отбирают картинки)
Воспитатель: Ребята, как надо говорить правильно:
- Смотрит мышка чем? (Глазками)
- Шевелит мышка чем? (Лапками, хвостиком)
- Кусает мышка чем? (Зубками)
- Тельце у мышки покрыто чем? (Шубкой)
(Воспитатель показывает схемы для развития интонационной выразительности речи («тихо» и «громко»))
Воспитатель: Ребята, давайте предупредим наших мышек, что кот Вася недалеко. Скажем громко «Ох, берегитесь, мышки!»
(Воспитатель показывает схему «громко». Дети отвечают хором, затем индивидуально).
Воспитатель: А теперь скажем тихо, чтобы кот Вася не услышал.
(Воспитатель показывает схему «тихо», дети отвечают).
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем игру «Кот Вася». Вы, ребята, – мышата, а котом будет (имя ребенка).
Игра проводится на ковре. Дети-«мышки» собрались с одной стороны комнаты. Кот Вася идет на носочках по комнате, смотрит то влево, то вправо и мяукает.
Дети: Ходит Вася бежевый,
Хвост у Васи серенький,
А летит стрелой,
А летит стрелой.
Кот идет в другой конец комнаты и засыпает.
Дети: Глазки закрываются
Спит или притворяется?
Зубы у кота – острая пила.
Дети потихоньку подходят к коту.
Кот: Только мышки заскребут
Котик Васька тут как тут.
Всех поймает он!
Кот встает и бежит за мышками, дети-мышки убегают от него.
(Дети возвращаются за столы).
Воспитатель: Ребята, я прочитаю рассказ еще раз. А вы постараетесь его запомнить. Помогут вам в этом схемы.
(Воспитатель читает рассказ и составляет графическую мнемодорожку)
Воспитатель: Ребята, а теперь вы попробуйте вспомнить рассказ, опираясь на схемы.
(Дети пересказывают рассказ, используя графические схемы)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, кто помнит название рассказа? Понравился ли вам рассказ? О чем был рассказ?
Список используемой литературы:
- Л.В. Лебедева Обучение дошкольников пересказу. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2015. – 80с.
- О.Н. Иванищина Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия. Средняя группа / авт. – сост. О.Н. Иванищина, Е.А. Румянцева – Волгоград: Учитель, 2014. – 239с.
- В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 80с.
- Н.Е. Веракса «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Самоанализ открытого занятия по развитию речи
«Пересказ рассказа «Мышки» по К.Д. Ушинскому»
в средней группе
Цель:
Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование навыка пересказа текста рассказа с помощью графических схем.
- Формирование простейших навыков грамматического согласования слов.
Развивающие:
- Развитие диалогической и связной речи.
- Развитие интонационной выразительности речи.
- Развитие произвольного и зрительного внимания, слухо-речевой памяти, словесно-логического мышления, творческого воображения и подражательности.
Воспитательные:
- Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
- Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи
Занятие построено в соответствии с ФГОС. Структура соответствовала поставленным задачам. Занятие построено с учетом возрастных особенностей детей, в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. В вводной части для создания эмоционального фона использовала загадку о мышках. Основная часть занятия: чтение рассказа, содержательный и языковой разбор текста, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения, повторное чтение рассказа с установкий на самостоятельный пересказ, моделирование рассказа с помощью графических схем и пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Физкультминутка была проведена в виде подвижной речевой игры. В рефлексии подвела итоги занятия и провела оценку деятельности детей.
Содержание занятия соответствует комплексно-тематическому плану, возрастным особенностям детей.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»: чтение рассказа, рассматривание панно и беседа по содержанию рассказа.
«Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»: беседа по содержанию рассказ, подвижная речевая игра, пересказ рассказа по цепочке.
В ходе занятия использовала наглядные (рассматривание панно и предметных картинок, графических схем), словесные (чтение текста, беседа, лексико-грамматические упражнения, выстраивание графической мнемодорожки) и игровой методы (подвижная речевая игра), направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Смена видов деятельности на занятия позволила предотвратить утомляемость детей.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы.
- Изучение лексической темы «Домашние животные».
- Рассматривание иллюстраций и картинок по изучаемой теме.
- Разучивание подвижной игры «Кот Вася».
Дети свободно общаются с взрослыми и сверстниками, владеют общими нормами речи, умеют слушать художественные произведения, следить за развитием действия, умеют пересказывать близко к тексту с опорой на графические схемы.
На занятии дети были активны, заинтересованы, внимательны, организованы. Участвовали в беседе, отвечали на опросы, с удовольствием играли в подвижную игру. Применяла фронтальный и индивидуальный контроль деятельности детей на занятии. Ответы стимулировала похвалой, поощрением.
Темп занятия сохранялся за счет смены динамических поз и видов деятельности, использования физкультминутки,.
Я считаю, выбранная форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Поставленные на занятии задачи были выполнены. Цель занятия была достигнута за счет поддержания устойчивого интереса путем использования игровых и сюрпризных моментов.
Рассказ «Мышки» по К.Д. Ушинскому
«Собрались мышки у своей норки. Глазки у них черненькие, лапки маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, хвостики длинные по земле волочатся.
Думают мышки: «Как сухарь в норку протащить?»
Ох, берегитесь, мышки! Кот Вася недалеко. Он вас очень любит, хвостики вам помнет, шубочки вам порвет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.
Занятие базируется на произведении художественной литературы К. Ушинского "ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....
Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"
Это интересное занятие для детей первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна» с использованием мнемотаблицы.
Конспект по развитию речи с использованием мнемотаблицы....
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. И. Чуковского "Цыпленок"
для пересказа подбираются произведения, особенно интересные для детей, вызывающие у них живой отклик, небольшие по объему....
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского "Лекарство" (старшая группа)
Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме. Развивать желание заботиться о своих близких людях. Учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов; закре...
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского «Лекарство». Старшая группа.
Педагог: Мама - самый дорогой человек на свете, от маминой улыбки нам становится светло, радостно, спокойно на душе. Ребята, а вы помогаете своим мамам? (ответы детей)Дидактическое упражнение с сюжетн...
конспект по развитию речи Пересказ рассказа «Четыре желания» (К.Д. Ушинский)
конспект по развитию речи Пересказ рассказа «Четыре желания» (К.Д. Ушинский)...