открытое занятие по развитию речи по рассказу Е.Чарушина "Лисята"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

для участников курсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи.

Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

(подготовительная  группа)

Цель:

  • учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;
  • учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  • учить пользоваться восклицательной интонацией.

 Ход занятия.

I. Организационный момент. (на ковре)

 Психо-гимнастика.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Татьяна Владимировна, а ты кто?

Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).

II. Основная часть.

Мотивация. Загадка: 

1,2,3,4,5 -

Как животных нам назвать?

С людьми они не знаются,

В лесу живут они,  скрываются? (дикие животные)

А сейчас посчитаем диких животных, а вы мне поможете.

Например: 1-лиса,2- лисы, 5- лис

 (волк, заяц, белка, ежик, медведь, лось, бобр).

1 волк,2волка,5волков

1заяц,2зайца,5зайцев

1 медведь,2медведя,5 медведей

1лось, 2лося,5 лосей

1 бобер,2 бобра,5 бобров.

Художественное слово.

Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение.

Рыжий маленький лисёнок

Ищет зайцев средь сосёнок,

А от волка хвост пушистый

Прячет в нору очень быстро.

Делать эти чудеса

Может каждая лиса.

 Знакомство с автором, сообщение темы занятия.

 Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом писателя Евгения Чарушина, который называется «Лисята».

Евгений Чарушин очень много написал детских рассказов о животных.

Первичное чтение.

 Садитесь на стульчики и внимательно послушайте, а я вам прочту. (слежу за осанкой).

Беседа по рассказу. (дети должны отвечать полными ответами)

Объяснение непонятных слов.

-Как вы понимаете слово: «шустрые», «таскают за шиворот», «ловкачи».

Вопросы по содержанию:

- Что я сейчас прочитала сказку, рассказ, или стихотворение?                                                                  - Кто написал этот рассказ? (Евгений Чарушин)

- О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах).

- Какими были эти зверьки? (шустрые, беспокойные, ловкачи).

- Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф).

- Что они делали днем? (спали)

- Когда лисята просыпались? (ночью)

- Что они делали до самого утра? (носились по всей комнате)

- Что увидел охотник,  когда пришел со службы? (что лисят нигде не было)

- Где охотник искал лисят? (заглянул на шкаф, отодвинул комод, искал под стульями)

- Где он нашел лисят? (охотник нашел лисят в сапоге)

- Как охотник обнаружил лисят? (сапог шевельнулся, поднялся, свалился на бок)

 -Как вы думаете,  почему животные жили у охотника?

- Чем заканчивается рассказ? (схватил охотник лисенка за хвост, вытащил из сапога, встряхнул сапог и другой выскочил)

Физкультминутка.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Повторное чтение.

- А сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ. Слушать надо внимательно, т.к вы будете его пересказывать.

Пересказ.

- Ребята, а сейчас давайте попробуем пересказать этот рассказ. (Начинает один ребёнок, затем продолжает другой).

 Анализ пересказа.

- Ребята, вам понравилось, как ребята пересказали?

- Использовали ребята слова, выражения автора?

- Какие? (шустрые, беспокойные, настоящие ловкачи, охотничий сапог,  и т. д.)

А сейчас давайте поотгадываем загадки:

Загадывание  загадок:

- Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её… (Лиса).

- Правильно, лиса.

- Ребята, давайте вспомним, какая бывает лиса? (хитрая, рыжая, пушистая…)

- Какие у неё повадки? (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).

А может еще кто-нибудь знает загадки про лису? Давайте я вам подскажу.

Хвост пушистый бережёт,
И зверюшек  стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую
 (лису)


Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай,
А дверь в курятник запирай!
(Лиса) 

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её 
(лисичка).

Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как еще можно про них сказать, какие они? (шустрые, игривые, шаловливые, озорные, веселые).

А раз они шустрые, игривые, что они делали? (Кувыркались, играли, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались). 

 

 Просмотр иллюстрации.

- Посмотрите, вот наш весёлый лисёнок в сапоге сидит. Правда смешно?

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

- Про одного лисёнка скажем: весёлый, смешной. А если их два скажем …(весёлые, смешные).

- Послушайте, об одном или о двух лисятах я сейчас скажу:

Шустрый…, озорные…, шаловливые…., пушистый.

- А это слово о ком: хитрая - … о лисе или лисёнке?

- Лиса хитрая, а лисёнок…. Хитрый.

- А можно сказать хитрая лисёнок? (нет)

- А как правильно нужно сказать? (хитрый лисёнок)

- Наш лисёнок хитрый, весёлый, подумайте, о ком или о чём ещё можно сказать весёлый (день, танец, человек и т. д.)

- А о ком или о чём можно сказать весёлая (песня, игра и т. д.).

- О ком или о чём мы скажем весёлые? (ребята, танцы, и т. д.).

IV Подведение итога:

- Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

- Какой рассказ мы сегодня читали? Какого автора?

- А в следующий раз, мы познакомимся с новым рассказом Евгения  Чарушина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по развитию речи "Составление рассказа по схеме"

конспект открытого занятия по развитию речи...

Открытое занятие по развитию речи. Составление рассказа по серии картинок: «Щенок нашел друзей»

Открытое занятие по развитию речи. Составление рассказа по серии картинок: «Щенок нашел друзей»...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Мышки» по К.Д. Ушинскому»

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.                          ...

Открытое занятие по развитию речи по рассказу Н,Н Носова " На горке"

Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся...

Открытое занятие по развитию речи "Описательный рассказ работа со звуками Ж – Ш"

В рамках ДОУ провела открытое занятие по развитию речи " Описательный рассказ со звуками Ж - Ш"...

Открытое занятие по развитию речи. Пересказ рассказа Чарушина "Ёж"

Занятие по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста.https://www.youtube.com/watch?v=PV4c9DDPe4w - ссылка на занятие...