" Проектная деятельность. Тема: «Развитие речи детей средствами музейной педагогики»"
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей .
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.
Музейная педагогика легко вписывается в систему образования как один из способов всестороннего развития личности, способный и готовый войти в мировую, региональную, локальную культуру, в том числе для решения коррекционно-развивающих задач, так как это настоящий кладезь для развития речетворчества детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №/5 комбинированного вида Петродворцового района
Санкт-Петербурга
" Проектная деятельность.
Тема: «Развитие речи детей
средствами музейной педагогики»"
Составитель:
учитель–логопед Крашеницина О.И.
Санкт-Петербург 2016год
Проектная деятельность. Тема: «Развитие речи детей средствами музейной педагогики»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей .
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его «тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его».
Современных детей удивить чем – то новым очень сложно. Стремительный уровень всеобщей информированности ведёт к тому, что дети получают огромное количество информации, большая часть которой им совсем не нужна и даже вредна. И часто бывает так, что ребёнок, перенасыщенный «вредной информацией», не может в силу свой физиологии воспринять то, что мы пытаемся ему донести. Как быть в таком случае?
Мы обратили внимание на музейную педагогику.
Термин «музейная педагогика» знаком очень многим и используется педагогами дошкольных учреждений достаточно часто. Пришёл он к нам из Германии, где появился на рубеже IXX-XX вв.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Музейная педагогика легко вписывается в систему образования как один из способов всестороннего развития личности, способный и готовый войти в мировую, региональную, локальную культуру, в том числе для решения коррекционно-развивающих задач, так как это настоящий кладезь для развития речетворчества детей.
Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Достойное место в этом процессе в дошкольных учреждениях отводится мини – музеям.
Проектная деятельность развивает способности детей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого – педагогической науки и социального заказа общества в рамках проектной деятельности; способствует развитию проектной и исследовательской деятельности дошкольников; активизирует проявление творческого потенциала дошкольника. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процесса, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах, у ребёнка развивается активный словарь, формируется умение преодолевать страх публичных выступлений, развиваются ораторские умения
В рамках работы мини – музея «Странички нашей истории» детьми подготовительной группы совместно с родителями были реализованы несколько проектов.
«Книголюб», долгосрочный проект реализовывался в течение года. Дети углубленно познакомились с творчеством многих поэтов и писателей. Самые активные участники проекта принесли в группу книги, сделанные своими руками.
«Матрешка», долгосрочный проект реализовывался в течение года. Дети получили глубокие знания об устном народном творчестве, фольклоре. Проект дал возможности детям узнать истоки национальной культуры и искусства. Родители детей были вовлечены в совместную деятельность по предложенным направлениям воспитания и развития детей
В рамках проекта «Память сердца», посвящённого празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне были разработаны и показаны в виде мультимедийной презентации проекты - «Страничка из жизни», о прадедушках (прабабушках), воевавшим в годы войны; «История песни «Катюша»»; «Плакаты войны», «Дети войны».
Экскурсионное направление предоставляет детям возможность вжиться в исследуемый предмет, почувствовать связь с экспозициями мини – музея и провести самостоятельно экскурсию в мини – музее. Становясь экскурсоводами, дети учатся сочетать во время экскурсии показ и рассказ, осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Во время экскурсий используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации. Отметим, что экскурсоводами дети становятся с удовольствием, важно педагогу правильно определить направление рассказа ребёнка и краткость его исполнения.
Нами была использована новая форма работы по развитию коммуникативных умений ребёнка, развитию его речи - это детская журналистика. Опыт такой работы используется с целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышению уровня речевого развития.
Ребёнок, играя роль журналиста, задаёт вопросы взрослым и детям, выслушивает ответы на поставленные вопросы, что развивает диалогическую речь ребёнка.
Очень важно в течение всей работы творческому педагогу воспитывать у детей позицию созидателя, а не стороннего наблюдателя. Учить детей исследовать, а не просто выполнять обязанности. Ответственно относится к поставленной цели. Активно использовать помощь родителей и привлекать их к совместной деятельности.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Кроме того мини-музей способствует и реализации интегрированного подхода в обучении и создании системы детской деятельности.
Музейная педагогика – организационно – содержательный аспект по развитию речи детей, и формированию коммуникативных умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
для воспитателей...
Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
для воспитателей...
Развитие дошкольника средствами музейной педагогики
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....
Проект "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики"
АктуальностьОсновная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование ч...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики
Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его со...
статья о формах проектной деятельности в ДОУ: "Применение технологии "музейная педагогика" в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Статья о формах проектной деятельности в ДОУ...
Методическая разработка "Организация занятия по развитию речи средствами музейной педагогики"
Материал содержит методическую разработку группового занятия по развитию речи с помощью средств музейной педагогики. Главной задачей, поставленной перед нами, педагогами, Федеральной Образовательной п...