" Проектная деятельность. Тема: «Развитие речи детей средствами музейной педагогики»"
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей .

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

Музейная педагогика легко вписывается в систему образования как один из способов всестороннего развития личности, способный и готовый войти в мировую, региональную, локальную культуру, в том числе для решения коррекционно-развивающих задач, так как это настоящий кладезь  для развития речетворчества детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №/5 комбинированного вида Петродворцового района

Санкт-Петербурга

" Проектная деятельность.

Тема: «Развитие речи детей

 средствами музейной педагогики»"

Составитель:

учитель–логопед Крашеницина О.И.

Санкт-Петербург 2016год

Проектная деятельность. Тема: «Развитие речи детей средствами музейной педагогики»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей .

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его «тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его».

Современных детей удивить чем – то новым очень сложно. Стремительный уровень всеобщей информированности ведёт к тому, что дети получают огромное количество информации, большая часть которой им совсем не нужна и даже вредна. И часто бывает так, что ребёнок, перенасыщенный «вредной информацией», не может в силу свой физиологии воспринять то, что мы пытаемся ему донести. Как быть в таком случае?

Мы обратили внимание на музейную педагогику.

Термин «музейная педагогика» знаком очень многим и используется педагогами дошкольных учреждений достаточно часто. Пришёл он к нам из Германии, где появился на рубеже IXX-XX вв.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Музейная педагогика легко вписывается в систему образования как один из способов всестороннего развития личности, способный и готовый войти в мировую, региональную, локальную культуру, в том числе для решения коррекционно-развивающих задач, так как это настоящий кладезь  для развития речетворчества детей.

Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Достойное место в этом процессе в дошкольных учреждениях отводится мини – музеям.

Проектная деятельность развивает способности детей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого – педагогической науки и социального заказа общества в рамках проектной деятельности; способствует развитию проектной и исследовательской деятельности дошкольников; активизирует проявление творческого потенциала дошкольника. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процесса, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах, у ребёнка развивается активный словарь, формируется умение преодолевать страх публичных выступлений, развиваются ораторские умения

В рамках работы мини – музея «Странички нашей истории» детьми подготовительной группы совместно с родителями были реализованы несколько проектов.

«Книголюб», долгосрочный проект реализовывался в течение года. Дети углубленно познакомились с творчеством многих поэтов и писателей. Самые активные участники проекта принесли в группу книги, сделанные своими руками.

«Матрешка», долгосрочный проект реализовывался в течение года. Дети получили глубокие знания об устном народном творчестве, фольклоре. Проект дал возможности детям узнать истоки национальной культуры и искусства. Родители детей были вовлечены в совместную деятельность по предложенным направлениям воспитания и развития детей

В рамках проекта «Память сердца», посвящённого празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне были разработаны и показаны в виде мультимедийной презентации проекты - «Страничка из жизни», о прадедушках (прабабушках), воевавшим в годы войны; «История песни «Катюша»»; «Плакаты войны», «Дети войны».

Экскурсионное направление предоставляет детям возможность вжиться в исследуемый предмет, почувствовать связь с экспозициями мини – музея и провести самостоятельно экскурсию в мини – музее. Становясь экскурсоводами, дети учатся сочетать во время экскурсии показ и рассказ, осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Во время экскурсий используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации. Отметим, что экскурсоводами дети становятся с удовольствием, важно педагогу правильно определить направление рассказа ребёнка и краткость его исполнения.

Нами была использована новая форма работы по развитию коммуникативных умений ребёнка, развитию его речи - это детская журналистика. Опыт такой работы используется с целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышению уровня речевого развития.

Ребёнок, играя роль журналиста, задаёт вопросы взрослым и детям, выслушивает ответы на поставленные вопросы, что развивает диалогическую речь ребёнка.

Очень важно в течение всей работы творческому педагогу воспитывать у детей позицию созидателя, а не стороннего наблюдателя. Учить детей исследовать, а не просто выполнять обязанности. Ответственно относится к поставленной цели. Активно использовать помощь родителей и привлекать их к совместной деятельности.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Кроме того мини-музей способствует и реализации интегрированного подхода в обучении и создании системы детской деятельности.

Музейная педагогика – организационно – содержательный аспект по развитию речи детей, и формированию коммуникативных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дошкольника средствами музейной педагогики

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

Проект "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики"

АктуальностьОсновная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование ч...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики

Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его со...

Методическая разработка "Организация занятия по развитию речи средствами музейной педагогики"

Материал содержит методическую разработку группового занятия по развитию речи с помощью средств музейной педагогики. Главной задачей, поставленной перед нами, педагогами, Федеральной Образовательной п...