НОД "На день рождения к Весне"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Образовательная область "Развитие речи". Цель НОД: Развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи-диалогической и монологической. Дети рады приходу весны, рассказывают стихи о весне, разгадывают загадки, рассказывают приметы, но вдруг они получают приглашение на день рождения весны! Путешествие полно неожиданных приключений и знакомств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная общеобразовательная программа
«От рождения до школы»
Возрастная группа: дети старшей группы 5 – 6 лет
Образовательная область «Речевое развитие»
Раздел «Развитие речи»
Тема НОД: «На день рождения к Весне»
Подготовила воспитатель средней группы Алексеенко Н.Г
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умение согласовывать количественные числительные с существительными;
- уметь правильно употреблять существительные множественного числа в винительном падеже;
- уметь подбирать противоположные слова по смыслу (антонимы);
- продолжать формировать навыки составления распространенного предложения;
- уметь подбирать эпитеты к существительным;
- закреплять умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- уметь разрешать поочередно определенные задачи .
Развивающие:
- развивать желание выполнять различные игровые задания; помогать сказочным персонажам, преодолевая препятствия;
- развивать связную речь, фонематический слух, словесно-логическое мышление, грамматический строй речи, словесно-логическое мышление, мыслительную активность;
- развивать социально – коммуникативные качества посредством решения общих задач сообща;
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к занятию, эмпатию, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
- воспитывать уверенность при преодолении трудностей для достижения поставленной цели;
- воспитывать уважение друг к другу на занятии, желание выслушивать ответы товарищей, не перебивая и не мешая другим;
- создать благоприятный эмоциональный настрой у детей.
Методические приёмы: мотивация, игровая ситуация, использование наглядности, речевые игры, загадки, подведение итогов.
Ход НОД.
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
« Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Здравствуйте, милые дети, вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку!
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Всех солнышко тепло ласкает,
Кто это время года знает?
Дети (хором): Это весна!
Воспитатель: Правильно, это весна. И сейчас мы вспомним приметы весны.
Дидактическая игра: «Составь предложение»
На столе перед детьми лежат нарисованные детьми картинки. Дети выходят по очереди к доске и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной». (Например, «Весной солнце светит ярко», «Весной появляются первые цветы», «Весной с юга прилетают птицы», «Весной люди надевают легкую одежду» и т.д.).
Воспитатель: - Молодцы! Вы хорошо знаете весенние приметы.
- Ребята, я получила на почте письмо для детского сада. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, вам тоже будет интересно! Давайте прочитаем вместе.
«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Дорогу ко мне вам подскажут лесные жители. Очень жду!» Весна.
- Принимаем приглашение? Путь неблизкий, по дороге, возможно, придется потрудиться.
Чистоговорки:
Воспитатель: А больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла, белочка спала;
Ло-ло-ло, у белочки дупло;
Лу-лу-лу, дайте нам пилу;
Ля-ля-ля, вот моя земля;
Ли-ли-ли, мы козу пасли;
Лю-лю-лю, я вас всех люблю.
«Скороговорка» - игра с мячом.
«Не сварили макароны, своровали их вороны»,
Правило игры такое, я скажу скороговорку «Не сварили макароны, своровали их вороны», сказав, передаю мяч соседу, сосед должен быстро произнести скороговорку и передать следующему, пока мяч не вернется назад ко мне».
Воспитатель: Ребята, с такими успехами мы все преодолеем. Что мы должны взять с собой на день рождения? (Ответы детей) Правильно, подарки! Подарим весне наши рисунки!
Основная часть.
- Дидактическая игра «Назови первый звук в слове»
Воспитатель: - Вперед, в дорогу! Ой, посмотрите, мы выщли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах! А цветы-то не простые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые.
- Интересно, что могут означать эти цвета? (Ответы детей). Правильно, это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные. Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, тянутся, поются). Давайте назовем их. А.О.У.И.Ы.Э. Как произносятся согласные звуки? Чем отличаются звуки от букв?
- Ребята, посмотрите, что есть на цветочке и назовите звук, с которого начинается это слово, объясните, почему он соответствует этой фишке. (Дети называют)
/Бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибок, листок.
Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданием, значит, мы можем идти дальше.
- Ребята, посмотрите, кто-то бросается сверху шишками. Это кто может быть? /Белка/.
Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти, их здесь две.
Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку, а задание такое:
- Игра «Раздели слова на слоги»
Воспитатель: -Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?
Дети: -Слоги!
Воспитатель: Правильно! Я буду называть каждому из вас слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем. Помните, что хлопать надо только на гласные звуки.
(Дети называют и определяют количество слогов в словах: капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник, ручей, сосулька, солнце, облако).
Белочка: -Идите по этой тропинке, она ведет к дому Весны.
Воспитатель: Спасибо, белочка! Вот какие мы умные, опять выполнили задание!
- Устали? Давайте присядем на пенечки, отдохнем и поиграем.
Дыхательная гимнастика «Одуванчик» (звуки леса)
- Как здесь красиво, поют птицы, журчат ручьи, расцветают цветы. Сорвите одуванчик и подуйте на него так, чтобы сдуть все пушинки.
Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», «Почистим зубки»
- Дидактическая игра «Красивые слова».
Воспитатель: Повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний» .Небо, весна, дождь, трава, солнце, настроение, гроза, месяцы, лес.
(Дети называют эпитеты к существительным).
- Дидактическая игра «Один-два-пять»
Воспитатель: Я называю один предмет, а вы много предметов.
Береза-берез, скворец-скворцов, облако- облаков, грач-грачей, ручей-ручьев, девочка-девочек, туча-туч, мальчик-мальчиков).
- Дидактическая игра «Он-она-ребенок»
Волк – волчиха, лось – лосиха, воробей – воробьиха, комар – комариха, паук – паучиха, петух – курица, заяц – зайчиха.
- Игра «Найди домик для звука»
Воспитатель: -Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось. Мы оказались около муравейника. Муравьи любят порядок, а здесь звуки потеряли свои домики, поможем муравьям, найдем домики для звуков. Надо найти и отметить на схеме слова домик (клеточку) в которой живет звук. Первая клеточка обозначает начало слова, вторая - середину слова и третья — конец слова. Найти домик нужно для вот этого звука (показывает детям звук [а]). Послушайте внимательно слова, которые я вам назову: мак, птица, арбуз, гроза, грач, аист, радуга, мимоза, гриб, туча. (Воспитатель приглашает детей по желанию выполнить задание ).
8. Словесная игра «Словообразование»
-Муравьям мы помогли, пора идти дальше. Вот мы и пришли к дому Весны. Здесь уже накрыт стол к приходу гостей. Что стоит на столе?
Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.
Для сахара? /Сахарница/.
Для конфет? /Конфетница/.
Для салата? /Салатница/.
Для салфеток? /Салфетница/.
Для масла? /Масленка/.
Для соли? /Солонка/
-А гости на дне рождения что делают? /Веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
Выходит Весна: -Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли ко мне на день рождения! Мне лесные жители много рассказывали о ваших добрых делах, молодцы!
- Подвижная игра «Каравай»
Воспитатель: -Давайте поздравим весну в с днем рождения и споем для нее «Каравай».
Весна: Ребята, я тоже хочу с вами поиграть.
- Дидактическая игра «Образование словосочетаний».
- Нужно из заданных слов составить новое выражение. Например: «Дом из снега – снежный дом».
• Варежка из шерсти.
• Ложка из дерева.
• Тропинка из леса.
• Перчатки из кожи.
• Дом из кирпича.
• Горка изо льда.
• Машина из пластмассы.
Весна: -Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поиграли, я дарю вам эту корзину с гостинцами. А возвратиться назад в садик вы можете по этой короткой тропинке. А сейчас мне пора, у меня много весенних дел. До свидания!
Воспитатель: -Лесная тропинка привела нас к речке. Как нам через нее перебраться? А вот лягушка сидит, давайте у нее спросим.
-Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы правильно скажем слова, противоположные по значению.
- Дидактическая словесная игра: «Скажи слово, противоположное по значению».
Добро-зло, хорошо-плохо, друг-враг, день-ночь, мир-война, правда-ложь, богатый-бедный, тяжелый-легкий, толстый-тонкий, высокий-низкий, мокрый-сухой, большой-маленький, смеется-плачет, говорить-молчать, храбрый-трусливый, белый-черный.
- Переправа готова, можно идти. (Воспитатель проходит первый.)
Заключительная часть.
Воспитатель: -Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, вам понравилось наше путешествие? /Ответы детей/
-Что особенно вам понравилось? /Ответы детей/
-Что для вас оказалось трудным? /Ответы детей/
-А мне вы очень понравились, молодцы, а сейчас я приглашаю вас в группу на чаепитие с гостинцами от Весны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День рождения.Весна. Для детей 3-4 лет
Данный сценарий можно использовать для детей младшей и средней группы на дне рождения весной....
"День рождения весны"
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей разновозрасной группы с задержкой психеческого развития по ознакомлению с окружающим миром...
"День рождения весны"
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей разновозрасной группы с задержкой психеческого развития по ознакомлению с окружающим миром...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-990424-1519719950.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации в старшей группе по теме «Весна. День рождения весны»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации в старшей группе по теме «Весна. День рождения весны»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/02/picture-601127-1549090204.jpg)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Тема: «Весна. День рождения весны».
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (02.03. 2020 – 06.03.2020г)Тема: «Весна. День рождения весны».Цель: - обобщить знания детей о весне ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-502144-1413730450.jpg)
Конспект итогового занятия во второй младшей группе по развитию речи на тему «День рождение Весны»
Для закрепления у детей представлений о диких животных было разработанно итоговое НОД по речевому развитию....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-815650-1473808514.jpg)
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "ВЕСНА. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВЕСНЫ"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "ВЕСНА. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВЕСНЫ"...